Можно ли зависть направить в доброе русло?
Еще со школы сталкиваюсь с завистью. Для меня это чувство не характерно. Сначала даже понять не могла, почему иногда чувствую исходящий от человека негатив, хотя у меня к нему хорошее отношения. Вопрос: "Что я тебе плохого сделала?"- время от времени всплывает на протяжении всей жизни. Такое чувство, что я наступаю на те же грабли. Понимаю, почему провоцирую склонных кзавистилюдей на это нехорошее чувство. Потому что бед своих не показываю, смеюсь часто, не жалуюсь. А поскольку говорить-то с людьми приходится, то говорю о хороших событиях. Похоже, у некоторых людей складывается ложное впечатление, что жизнь меня балует.
Вопрос мой вот какой. Есть ли у психологов советы по поводу того, как этот негатив как-то трансформировать? Не могу придумать, как, оставаясь собой, не опускаясь до жалоб, не отказываясь от общения, помочь этим людям побороть это плохое чувство. Я так думаю, что им оно мешает больше, чем мне. Но и мне неприятны колкости и женские каверзы.
Вопрос от: ; Возраст: 47
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Дмитрий Алексеевич Ратушный
На мой взгляд, зависть характерна для тех людей, которые прежде всего не удовлетворены своей жизнью. Но что-то менять мы можем только в себе, а никак не в других людях. Найти людей, которые искренне могут порадоваться за другого действительно не просто. Но возможно стоит задуматься, почему в кругу Вашего общения находятся только завистливые люди. Возможно они отражают какие-то процессы, которые происходят в Вашем внутреннем мире. А возможно показывают, что Вам нужно общаться с более успешными людьми. Круг общения очень влияет и на наше собственное саморазвитие и личностный рост.
психолог онлайн
Ксения Юрьевна Дашенко
Алина Владимировна Лелюк
Павел Леонидович Басанский
Добрый день!
Можно. По сути, Вам как раз нужно больше про себя понять, какая Вы и какие события, те, что происходит в Вашей жизни. А пока Вы скорее напускаете туману и создаете образ, который не совсем "налазит" на реальность. Окружающие это считывают и потому и имеете такие реакции. Сами же говорите, что "...Понимаю, почему провоцирую склонных к зависти людей..." и "...у некоторых людей складывается ложное впечатление, что жизнь меня балует. ..". Что бы получить другой результат, имеет смысл по-другому действовать.
Что касается части про причинить другим добро (о, я избавлю их от зависти) это про Вашу гордость. А-ля я лучше чем они, они хуже/неправильнее, чем я. Поэтому, вот сейчас приду и поправлю им всё, что не так лежит/стоит/чувствуется. Опять же, это вопрос исходит из представлений о себе, о которых писала выше. То, на что Вы реально и конструктивно можете влиять - Ваше поведение, Ваши слова и т.п. и именно это впоследствии влияет на окружающую ситуацию.
Добра!)
психолог онлайн
Здравствуйте. Вопрос того, где в ком и какие находятся чувства - плохие или хорошие, вовне или внутри, объективно они принадлежат другим или субъективно отражаются и воспринимаются - конечно важен. Однако я думаю, это вопрос взаимоотношений. Той наученной и бессознательно воспроизводимой схемы отношений, которые мы переняли от родителей и прочих значимых людей. Да, например некоторые психотерапевты говорят, что действительно мамы и родителе вообще могут завидовать объективно своим детям и так сказать проецировать зависть в них. Но даже если предположим взять этот вариант. Все равно важно не только то, что мы получаем и с чем так сказать отождествляемся, но и то как мы с этим поступаем. Часто возникает путаница - кто завидует. Этот фон нарушает отношения. Но зависть не всегда первопричина, хотя некоторые считают, что и так. Зависть в ином случае может выглядеть как попытка скрепить две стороны взаимоотношений, которые расползаются и распадаются. Тогда за завистью стоит отчаяние и беспомощность. Социальные и личные механизмы обращения с завистью конечно сами по себе могут приводить к негативным чувствам, однако иногда важно разобраться глубже. Но для этого необходимо как бы построить экспериментальные взаимоотношения и понять ваш вклад и вклад другого. А так детально можно разобрать и проанализировать это только в психотерапии
психолог онлайн
Здравствуйте, 4thDecember.
Вся наша жизнь - это отношения. И, конечно, хотелось бы, чтобы негатива в них было поменьше или, хотя бы, научиться его как-то трансформировать. Мне кажется Вы об этом. Но это как-то очень уж общо, абстрактно. А чтобы можно было лучше понять Вашу ситуацию, не согласились ли бы Вы ответить на некоторые вопросы? Например:
Вы пишете: "...помочь этим людям...", "...у некоторых людей складывается ложное впечатление..."
Не могли бы Вы конкретизировать, кого именно Вы имеете в виду?
Дополнение от автора
Спасибо за помощь всем откликнувшимся.
Екатерина Юрьевна, в моем кругу не только завистливые люди. Больше доброжелательных. У них и так все хорошо.
Ева, я не думаю, что те люди хуже. Им хуже. А это и по мне бьет. Надеялась, в психологии есть средства нейтрализации такого рода негатива, тумана напускать не хотела и "налазить" на реальность тоже :)
Дмитрий Алексеевич, про вклад в отношения подумаю, спасибо.
Дмитрий Георгиевич, имела ввиду коллег.
Возникли конструктивны мысли, спасибо большое!
психолог онлайн
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Я бы порекомендовал Вам просто "не дразнить гусей" (т.е. делиться с несчастными минимумом счастливой информации о себе), а не спасать кого-либо.
И ответить себе на вопрос: а для чего мне это спасание? Что оно мне даёт? Ощущение нужности? Следование семейной традиции? Или попросту подпитывает мою гордыню?
психолог онлайн
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Когда человек на самом деле счастлив, в его жизни нет проблем, и он говорит об этом окружающим, в ответ он, конечно, может «получить» зависть от тех, кому не так повезло.
Хотя не обязательно, потому, что часто по-настоящему счастливые люди обладают какой-то особенной энергетикой, которая скорее подталкивает другого и самому что-то изменить в своей жизни, поверив, что это возможно.
Ваша ситуация отличается тем, что Вы только делаете вид, что у Вас все в порядке, считая, что нельзя «опускаться до жалоб». Т.е. по сути, Вы не готовы быть настоящей в ваших отношениях с окружающими, ведь тогда они увидят Вас со всеми вашими проблемами и недостатками, а это очень непросто выдержать. Тогда в ответ может возникнуть жалость, а это уже совсем другой ракурс: проще думать, что окружающие завидуют (и для этого не говорить о своих проблемах), чем чувствовать, что они считают себя более удачливыми ( счастливыми, здоровыми, любимыми…).
Это похоже на некую защиту, показывать только «положительную сторону», вызывать зависть, чтобы не завидовать самому.
Для того, чтобы что-то изменить, можно попробовать для начала быть самой собой в этих отношениях, демонстрировать не только то, что успешно, но и то, что является составной частью каждой человеческой жизни – трудности, ошибки, недостатки. Возможно, видя Вас Живой и Настоящей, люди изменят свое отношение. Хотя это намного сложнее, чем демонстрировать «успешную картинку», но ведь по-настоящему сильный человек это не тот, кто «не жалуется», а тот, кто не боится показать свою уязвимость.
Дополнение от автора
Павел Леонидович, не такой я уже и "чип-и-дейл" :) Собственный психологический комфорт важнее. Просто хочется двигаться к нему не разрушая , а созидая. И, пожалуй, Вы правы, надо "не дразнить", больше следить за своими "извержениями" радости, они бывают неуместны.
Наталия, это не "картинка", это жизненная позиция. Всегда есть причина чувствовать себя несчастным, я осознанно с этим борюсь.
Еще раз огромное всем спасибо. Общаясь с вами, еще раз обдумала неприятную ситуацию, теперь она выглядит по-другому.