Есть ли смысл терпеть если от психотерапии стало хуже
Здравствуйте!
Я ознакомилась с вашими условиями бесплатной консультации и принимаю их.
Я понимаю, что вопрос мой не совсем корректен, но мне настолько сейчас плохо, что я не знаю уже где искать помощи.. Звонила в службы скорой психологической, телефоны мертвые..
Я вот уже полгода прохожу психотерапию (психоанализ), хожу 2 раза в неделю. Я "пограничница", но очень хорошо социально адаптированная. В аналитика почти сразу влюбилась (это женщина), она моя 5я терапевт и раньше ни с кем не было переноса... Сейчас нахожусь в пике невроза переноса. Терапевт сказала нечто, что буквально наложило ее образ на образ моей матери, а там очень масштабно заряженная травма. Теперь я все её интерпретации слышу словно от своей матери и мне постоянно больно-больно-больно. Какие-то вещи подчас, я сама понимаю умом, не являются какими-то ужасными или грубыми, но меня сильнейше ранят (например, фразы, что я "как ниагарский водопад" (в этом я слышу негативное сравнение с неконтролируемой стихией), или что я "загрузила все чувства в терапевта", или в ответ на то, что я все свои работы искала сама всю жизнь, ответ "а так делают вообще-то все взрослые люди" (слышу намек на то, что я не взрослая)..
Мой аналитик знает ВСЁ про мои переносы, про мои чувства, но у меня чувство, что я не могу до неё докричаться, достучаться, объяснить как мне больно, как любая её конфронтация меня адски ранит.. Я целыми днями сижу и пишу то, что планирую сказать на сеансе, а в итоге не могу сказать, создаю у нее впечатление, что я сохраннее, чем я есть.. А потом между сеансами еле справляюсь с суицидальными намерениями.
Живу одиноко, дочке 11 лет. Друзья есть. Но их поддержка почему-то стекает как вода со стекла, а земля под ним так и сухая..
Собственно, вопрос.
- Пишут, что терапия - дело болезненное, часто можно сходить с ума от боли, но также и что аналитик не бог, может ошибаться и наносить клиенту зряшную боль. Как отделить одно от другого? Как мне понять, где боль "полезная", а когда надо от терапевта уносить ноги? Сколько по времени есть смысл терпеть ухудшение своего состояния?
Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 35
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Здравствуйте.
Есть ли смысл терпеть, можете решить только Вы сами. Точно также, как Вы решаете создавать "впечатление, что я сохраннее, чем я есть" и тратить на его поддержание уйму сил и энергии. Как происходит во время терапии, так происходит и в жизни, в отношениях с другими людьми. Терапия помогает разглядеть свои особенности восприятия, бессознательные паттерны поведения и автоматические реакции. Клиент сможет освободиться от них когда увидит, осознает каким образом он сам себе вредит и делает больно, как сам себя загоняет в привычный ему стиль восприятия или реагирования, как сам себе объясняет происходящее, как выстраивает внутренние защиты, но не обозначает, например, свои границы и не защищает себя открыто в диалоге. Приходят ли вообще ему мысли о том, что он имеет право на любые свои эмоции и может, имеет право себя защитить, не допустить какого-то к себе отношения, что-то не потерпит в свой адрес? Даже если что-то показалось в реплике собеседника, можно озвучить свои чувства на этот счёт, уточнить, прояснить для себя тот ли смысл вкладывал другой человек, услышать его. Т.е. сверять своё восприятие с объективной реальностью.
Интересно, почему из пяти специалистов Вы остановили свой выбор на терапевте, который попадает под Ваш перенос? Что это Вам даёт? Какие тайные выгоды Вы получаете? Может, Вы знаете, чего ждать (как было с мамой), как держать удар и не меняться, оставаясь в привычной роли жертвы?
Дополнение от автора
С 4мя другими терапевтами ничего не происходило совсем, ни плохого, ни хорошего, а в 5ю я влюбилась. Думала, перенос - это полезно будет для рабочего альянса. Тайные выгоды? Вы издеваетесь? Только ощущать себя идиоткой. И нет, я не мазохист, ничего приятного в этом я для себя не нахожу. Я защищаю себя и в диалоге тоже, откуда вы уже сделали такие выводы обо мне?
Если б я не хотела меняться, я б не пошла в терапию.
психолог онлайн
Добрый день!
Вы молодец, что написали. Хорошо, что можете видеть процессы, отделять от себя, сомневаться, задавать вопросы, искать ответы. Да, это правда, что иногда защиты работают, ну, очень сильно и мешается грешное-праведное в один болезненный процесс. Что хочу Вам напомнить:
- Вы и только Вы определяете скорость изменений в терапии. Если Вам быстро - позвольте себе замедлиться, если Вам медленно - ускорьтесь в том, чего хотите. Если где-то слишком больно - немного ослабьте напряжение. Вы имеете право и возможность работать с тем объёмом, с которым хотите.
- Ваш аналитик работает на Вас. Озвучивайте ей больше того, что Вам доставляет дискомфорт, чем прямее тем лучше. Вот прямо, какие заметки делаете, те и приносите на сессию. Если нет ресурса озвучить, всегда есть ресурс принести то, что написано.
- Фокусируйтесь на цели. Для чего Вы работаете с каждым конкретным вопросом. Задавайте прямой вопрос и себе, и аналитику. Проговаривайте. Что Вам это даст? Чем Вам это полезно? Ибо человек который знает "зачем", может выдержать практически любое "как". А если "зачем" туманно, какой смысл мучений?
- Если есть сны - вносите их в работу. Если рисуете - приносите материалы. Делаете заметки - несите. Помогайте себе облегчать свои же процессы, буквально всем, что может быть использовано в терапии.
Успехов!)
психолог онлайн
Здравствуйте!
"Мой аналитик знает ВСЁ про мои переносы, про мои чувства ..." и хронически обесценивает Вас... как и Ваша мать?! Ну тогда подобная "терапия" - путь в никуда...т.к. происходит постоянная ретравматизация - в ране ковыряются и только.
А где работа с Вашими ресурсами? С верой в себя и доверием своей природе? Где эмоциональная проработка отношений с матерью? Не только на уровне интерпретаций, а и на уровне проживания-конфронтации-принятия?! И где Ваша конфронтация с терапевтом? Отстаивание своих интересов и границ как с ней, так и с реальной мамой?
Это всё происходит?
психолог онлайн
"Тайные выгоды? Вы издеваетесь? Только ощущать себя идиоткой. И нет, я не мазохист, ничего приятного в этом я для себя не нахожу" - тайная выгода в том, что аналитик, возможно, является лучшим вариантом "мамы" - НЕ настолько ранящая и чуть лучше Вас понимающая. Может такое быть?
Дополнение от автора
Павел Леонидович, да, психоаналитик лучше реальной матери хотя бы тем, что не пьёт. Насчет понимания сейчас мне сказать сложно..
Насчет обесценивания - опять же.. Мне сложно судить, обесценивает ли она, поскольку я пограничник и моё восприятие иногда чрезмерно острое. Я отвратительна сама себе и проецирую это на всех людей, мне от всех слышится презрение и обесценивание. В частности, и от Татьяны Юхно выше. Я уверена, что она бы сказала, что не имела ничего такого ввиду, но я именно так ощущаю все конфронтации.
Насчет работы с ресурсами и проживанием - я не могу сказать идет ли такая работу, поскольку не понимаю, как она должны выглядеть и в чем проявляться. Не могли бы вы привести пример?
С терапевтом я "выясняю отношения" регулярно и отстаивать себя очень даже пытаюсь..
Спасибо вам большое за участие!
Ева, спасибо вам большое за участие. К сожалению, мой аналитик не желает ничего читать, а настаивает на том, чтоб я училась говорить вслух, потому что пишу я очень активно и очень ядрено огромные простыни. Произнести же их мне крайне тяжело.
Вроде бы все несу на сессию.. Спасибо большое за рекомендации.. Моя проблема больше в том, что я простым языком говоря, сильно влюбилась в терапевта и она мне ощущалась идеальным спецом, который не допускает ошибок. Мне крайне сложно воспринимать ее диалектически. То есть как обычного человека в его двойственной природе. Я пока не могу отойти от поляризации идеализация-обесценивание.. Может такие ситуации как раз и даны мне для научению этому моменту..
психолог онлайн
"Я защищаю себя и в диалоге тоже, откуда вы уже сделали такие выводы обо мне? "- А где Вы увидели, по каким словам конкретно, что я, во-первых, УЖЕ СДЕЛАЛА ВЫВОДЫ, а во-вторых, именно О ВАС? Я описывала, что может происходить с клиентом (абстрактным) во время терапии, и выводы формулируются утвердительно, а не в форме вопроса, как написано у меня. Но вместо того, чтобы уточнить правильно ли Вы меня поняли, Вы сразу, автоматически, верите только своей интерпретации сказанного (происходит подмена реальности) и первая начинаете конфронтировать, т.е. процесс конфронтации запускаете Вы. Да, я понимаю, что срабатывают психологические защиты, и пишу для того, чтобы Вы смогли отследить как это делаете, как это происходит внутри Вас.
С чем работать в терапии? С базовым доверием/недоверием (пока что) к миру, проживать телесно отвращение, презрение и обесценивание, пойти глубже в эти процессы при поддержке терапевта (но я не уверенна, если честно, что Ваш нынешний терапевт сможет в них провести и, более того, дать поддержку). Когда проживутся эти эмоции, Вы сможете получить доступ к другим своим эмоциональным состояниям. Пока эта часть не прожита, отталкивается личностью ввиду её болезненности, она будет брать верх и автоматически проецироваться на других людей. Вы большая молодец, что осознаете эти процессы, но осознавать мало, нужно их прожить эмоционально и телесно. Парадокс в том, что проживая, впуская в свою жизнь эти энергии, дав себе на них право, перестав с ними бороться, они теряют власть над личностью, происходит их гармоничное встраивание в целостную личность и постепенное освобождение от проекций. Я полностью согласна с коллегой Павлом Леонидовичем Басанским о постоянной ретравматизации, о необходимости ресурсов как у Вас, так и у терапевта для эмоционального проживания, а при работе с травмой также крайне желателен и телесный контакт-поддержка терапевта.
Вы пишете "мой аналитик не желает ничего читать, а настаивает на том, чтоб я училась говорить вслух" и объясняете почему. Но когда горло спирает от боли и слёз, то какие тут слова??? Если что-то произнести "крайне тяжело", то как раз и нужно двигаться в это "тяжело" телом и душой, без слов, помогая себе проживать это "тяжело" с помощью дыхания (при условии, что есть ресурсы, силы на этот процесс), не убегая из него и при поддержке терапевта. Поддержка в данном случае - пока не сформирован навык проживания сильных чувств - не будет "костылём", а как раз помогает клиенту сформировать и присвоить этот навык, чтобы затем пользоваться им самостоятельно. В данном случае я бы сравнила терапевта, например, с тренером по танцам, который обучает новому движению, показывая на своём примере как это должно выглядеть.
На вопрос о тайных выгодах Вы ответили "Только ощущать себя идиоткой. И нет, я не мазохист, ничего приятного в этом я для себя не нахожу." Тогда ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО - ощущать себя идиоткой и терпеть боль? Не является ли тайной выгодой выбора именно этого специалиста влюблённость в неё, о которой Вы упомянули дважды? Что даёт Вам эта влюблённость? Во второй раз Вы сами обозначили свою влюблённость уже как проблему. Не выбрали ли Вы сами платить цену страданий и боли за свою влюблённость? Не слеплено ли внутри Вас "любить=нужно терпеть/страдать/должно быть больно" как это было в случае с мамой? Это не выводы, это мои вопросы, догадки, гипотезы и мой опыт практики в схожих с Вашей ситуациях, и я искренне интересуюсь как это для Вас. Также я очень рада видеть, что внутри Вас есть здоровая часть, которая чувствует/усомнилась/догадывается/понимает/Ваш вариант, что что-то не так в Вашей терапии и решила обратиться на этот сайт и внести для себя ясность в данном вопросе, разобраться с тем, что происходит. Удачи Вам и бережного отношения к себе. Я верю, что у Вас всё получится.
Дополнение от автора
Татьяна, спасибо вам большое за ответ!
Да, я автоматически вижу в словах людей желание меня уязвить.
Про телесное проживание не могли бы ли вы привести пример? С моим вторым терапевтом (она была гештальт, переноса не было) был один раз околотелесный момент, она пыталась меня как бы утешить, когда я плакала.. Ну приобнять там, погладить. Мне почему-то это было крайне неприятно и как-то брезгливо. С нынешним терапевтом мне бы, конечно, очень хотелось обняться и вообще вступить в какой-либо тактильный контакт, но когда во время сеанса арт-терапии, я рисовала и она села рядом, меня затрясло крупным трясуном от волнения, она заметила.. Думаю, я была тоже неготова даже к такому лёгкому сокращению физической дистанции.. Хотя и желанному.. Потом как-то раз, когда мы с ней "выясняли отношения", она предложила дыхательную технику для успокоения. Показывала как дышать и я так дышала, но мне было страшно стеснительно это делать при ней.. И когда она спросила, что я чувствую в теле после, я реально не ощущала ничего, кроме полной бесчувственности.. И сказала, что для успокоения мне лучше бы какую-то мудрую идею найти, которая меня успокоит. Моя терапевт говорит, что для нее в её терапии в основном работал спорт, но я в стрессовых ситуациях, наоборот, цепенею, впадаю в паралич, не могу ни есть, ни пить, ни в туалет сходить.. Пока не найду пресловутую "идею".. Потому и пасусь в острые периоды на форумах, ищу идеи, иначе никак не спастись.. Потому с телесным у меня вот такие вот дела.. Нет ощущения, что мне это реально нужно.. Хотя я очень люблю массаж, и хожу на него иногда.. Вот это точно для релакса самое оно.. А прожить телесно отвращение..? Это как? Выблевать прямо в кабинете?))) /извините, первая пришедшая в голову фантазия)))/
Насчет тайной выгоды.. видимо, вы правы.. У моей матери был такой стиль отношений с отчимом, как бесконечные скандалы с истериками, а потом бурные примирения, и по кругу.. Я из-за этих кордебалетов просидела все отрочество в закрытой комнате одна с книгами, пока они там выясняли кто кому Рабинович.. В те годы меня это страшно бесило, но видимо, бессознательно усвоилось как некая "модель любви".. Мать и мне сцены устраивала, несколько часов отчитывала, стыдила, я стояла, не могла сесть, это было такое словесное несколькочасовое наказание, выслушивать... какая я плохая.. А потом ей, видимо самой надоедало и она требовала извинений, обещаний больше так не делать и разрешала сесть.. Помню именно телесно это чувство облегчения.. Но терапевта я не выбирала сознательно, чтоб влюбиться.. Мы с ней совершенно случайно познакомились на профориентации, и я тогда вообще посещала предыдущего терапевта (гештальт), которая кстати. много упражнений предлагала, и метод стула, и всякие визуализации. Но мне все это совсем не давало никаких ощущений и изменений.. И было чувство, что жаль денег на терапию. А нынешнюю как увидела, так сразу она меня чем-то пробрала.. Она очень красивая, женственная (что меня одновременно и привлекает и раздражает, т.к. моя мать тоже была очень кокетливая и женственная), очень улыбчивая, как и я, у нас совпадали некоторые такие странные вещи, знаете, что у нее день рождения в день моих именин. Что наши родственники живут в одной и той же стране ближнего зарубежья, еще прочие мелочи.. И вообще было невесть откуда чувство, что я знаю её сто лет, с прошлых жизней.. Так что выбор был очень спонтанный и совершенно неосознанный, как предыдущие 4 раза.. Ну и результат у меня есть хоть какой-то именно с ней, из всех 5х.. Из-за переноса, значительно улучшились мои отношения с приёмной мамой (мы нашлись уже во взрослом возрасте).. А то мне до этого казалось тоже, что приемная мама меня тайно презирает и смеется надо мной за спиной.. Теперь аналогичная фантазия про терапевта..
Расскажите, пожалуйста, на примере, как прожить какое-либо чувство? В чем выражается проживание? В том, что я поплачу часик? Или в чем?
психолог онлайн
И Вам большое спасибо за ответ!
То, что Вы описываете "я в стрессовых ситуациях, наоборот, цепенею, впадаю в паралич, не могу ни есть, ни пить, ни в туалет сходить.." - очень похоже на переживания в самой нижней точке травматической воронки, при шоке. Что происходит с организмом человека в данный момент? По порядку. Случается некая ситуация, которая воспринимается как угроза жизни и/или достоинству. Человек из опыта уже знает, что это невыносимо больно. Если такой первый опыт в жизни случился, когда не было ресурсов (во внутриутробном периоде, во время родов, в первые месяцы жизни - маленькое, зависящее от мамы тельце, физически не в состоянии справиться с сильными эмоциями), происходит телесное запоминание реакции - оцепенение от жуткого страха и ужаса, сковывание, замирание, озноб, холод конечностей, а то и всего тела, побледнение кожи, замедление всех процессов в организме. Если такая шоковая травматизация произошла в доречевой период, то там слов ещё нет, взрослый клиент не в состоянии описать терапевту свои чувства или мысли в тот момент, там только телесные ощущения и они могут быть едва уловимые, т.к. за всю жизнь человек приспособился не чувствовать своё тело: тело с чувствами отдельно, голова - отдельно (пребывание в голове (в идеях) становится безопасным, привычным, но избегающим целостного опыта и жизни как есть; то, что помогло когда-то выжить, взрослому мешает, потому что это у маленького тельца не было ресурсов, а у взрослого человека уже есть). Таким образом, во время воспринимаемой угрозы=травмы жизнь замораживается. Дыхание также замедляется и сокращается до минимума. Задача - выжить любой ценой, даже ценой временного замирания. В мозге остается работать только самая древняя его часть - рептильный мозг. Лимбическая система (эмоциональный мозг) и кора отключаются. Прожить боль в момент травмы не представляется возможным, по двум причинам: 1. Эмоции проживаются телом, но так как человек перестаёт в этот момент дышать (=жить), то эмоции ужаса и страха "застряют" в теле непрожитыми. 2. Когда очень больно и нет ресурса на проживание, чтобы не чувствовать, не встречаться с этой болью, человек "вылетает" из тела, попадая в диссоциацию = в этот момент "дома никого нет", личность не заселена хозяином. Таким образом, диссоциация становится временным защитным механизмом, а затем, при повторении, схожести ситуаций угрозы - привычным способом реагирования, т.к. дала опыт сохранности себя. И в то же время, формируется некая отщеплённая часть, которой очень больно, но личности очень страшно даже подойти к этой части. Человек будет ходить кругами, набираться сил, мужества, героизма, чтобы пойти в проживание этой боли. Иногда на процесс готовности уходят годы с перерывами в терапии. Но. Пока не будет прожита и присоединена к личности эта отщеплённая часть, она будет проецироваться на других людей, животных, мир вокруг и мешать видеть мир иначе, кроме как через призму угрозы и боли.
Когда во время терапии мы понемногу, по чуть-чуть начинаем дышать (работая с какой-то эмоцией), ощущать всё своё тело как опору, чувствовать ноги, руки, таз, ягодицы, живот, спину, грудь, шею, голову..., мы даём возможность "застрявшим" эмоциям быть прожитыми и получаем навык проживания сильных чувств без привычного вылета из тела, в те же "идеи", например или в отстраненность. И тоненьким ручейком энергия заблокированных эмоций из отщеплённой части начинает перетекать в целостность личности, постепенно меняя призму восприятия, плюс начинают включаться те зоны мозга, которые "отсутствовали" и нарабатывается контакт с телом. Это длительный и кропотливый процесс, также он должен быть очень бережным по отношению к себе. Клиент в любой момент может сказать "СТОП!" При проживании травмы может подступить тошнота, кружиться голова, тело может знобить, но главное - не переставать дышать. Если пока недопустима сама мысль о телесном контакте-поддержке терапевта, можно самому себе давать такую поддержку, положив руки на грудь, на живот или куда захочется, и чувствовать тепло, исходящее от рук, запускать с помощью дыхания это тепло во всё тело, дышать в те места, где зябко и холодно.
психолог онлайн
Если Вы начнёте плакать и при этом дышать, Вы заметите, что часик плакать совсем не хочется. Обычно, если проживать правильно = С ДЫХАНИЕМ и с вниманием к меняющимся телесным ощущениям и эмоциям, достаточно 5-15 минут для проживания "застрявшей" эмоции и изменению эмоционального состояния.
"А прожить телесно отвращение..? Это как? Выблевать прямо в кабинете?))) /извините, первая пришедшая в голову фантазия)))/" - не извиняйтесь, Ваша фантазия в точку, т.к. иногда бывает и так, но может до этого не дойти. Когда человек начинает проживать отвращение телесно, меняется мимика, выражение лица, начинает "включаться" мышечно всё тело или какие-то его части (где, собственно, застряло отвращение). И может так случиться, что проживая отвращение, человек вдруг обнаруживает, что это уже не отвращение, а презрение или пренебрежение, или ненависть и т.д. Но "точкой входа" к последующим эмоциональным состояниям послужило отвращение. Оно было на поверхности, а под ним - слоёный пирог других вытесненных чувств и состояний, которые человеком в полной мере не осознаются, но сильно "фонят" в повседневной жизни. И их тоже необходимо прожить, постепенно. Метафорически эти чувства - как тучи, заслоняющие солнце, живущее под ними глубже внутри)
Дополнение от автора
Татьяна, ой, спасибо большое за такое подробное разъяснение.. Надо же.. Да.. Мне в этом вопросе еще шагать и шагать.. Мне все, что связано с телом, стыдно.. Мне кажется, что я все время грязная и плохо пахну (когда мать начала пить, она перестала следить за личной гигиеной).. Моюсь тщательно, душусь, а все равно ощущение, что людям мерзки мои прикосновения и находится вблизи от меня телесно.. Спасибо.. Большой соблазн пойти к вам за этим, но наверное, пока не совсем корректно, пока я не завершу текущую терапию..
психолог онлайн
Большое пожалуйста, на здоровье и во Благо!
Себя грязную, плохо пахнущую, стыдящуюся тоже нужно проживать и принимать, идти глубже в эти процессы. Это все Ваши же части, часть Вашей энергии и Силы. Чем больше Вы будете бороться с этими частями себя, отвергать, тем больше будете их усиливать и тем большую власть они будут иметь над личностью. Освобождение - в безоценочном, полном принятии себя разной.
Искренне желаю Вам исцеления и побольше любви к себе.
психолог онлайн
Забыла сказать. Хорошие части себя, новые для Вас - также понемногу осваивайте и впускайте в свою жизнь, это даст хороший ресурс и сбалансированность. Например, себя красивую и женственную или то, что Вам хотелось бы в себе развить, какой хотите себя видеть. Эти качества можно одевать как платья и носить как меняющееся внутреннее состояние какое-то время, отслеживая что будет меняться в теле.
психолог онлайн
При выборе терапевта главное - чтобы Вы доверяли и не постеснялись, не остановили себя, когда захочется что-то выблевать, например. Терапевт - это ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ на время, чтобы получить тот опыт принятия, поддержки, утешения, контейнирования чувств, которого (опыта) у клиента не было или не хватило.
психолог онлайн
Здравствуйте, ко всему вышесказанному остается добавить, что: с одной стороны очень важно исследовать перенос и приносить весь объем вашего материала аналитику. Стоит все это проговаривать и проживать в непосредственном контакте с терапевтом, с другой стороны есть риск, что если вся терапия превратиться в прояснение отношения с терапевтом и это станет самоцелью, тогда можно существенно снизить эффективность терапии. Я хочу сейчас быть правильно понятой: все, что происходит важно и на это нужно время, но именно время, а не бесконечность. Вы достаточно чувствительны к себе, чтобы почувствовать, наступает ли этот тупик. В вашем описании пока я действительно вижу пик переживаний и большой материал для работы именно с этим терапевтом. Удачи