Как выйти из конфликта с внучкой?
Я-опекун своей внучки.Воспитываю её с 3-лет.Родители-наркоманы,лишенные родительских прав.Мы жили вдвоем,отношения были прекрасными,ребенок называл меня мамой(по своей инициативе).В 2009г. вернулась из тюрьмы её мама,и как раз в этот момент я познакомилась с мужчиной.Вот тут все и началось!Моя внучка Лерочка стала(сейчас ей 8лет)неуправляемой.Я все время повторяю ей,что по прежнему очень сильно люблю ее,но такое ощущение,что это не мой ребенок.А недавно она заявила,что получает удовольствие,когда капает мне на нервы.Не знаю,может это мама ей наговаривает,но оградить от общения не могу.Отказалась посещать спортивную школу,стала меньше уделять времени урокам в школе.Как мне правильно поступить?
Вопрос от: ; Возраст: 47
консультация психолога
Уважаемая бабушка! Что бы помочь Вам разобраться в этом, необходимо знать: мама живет отдельно или с вами? если отдельно, то как часто они встречаются? встречи происходят спонтанно или есть грфик? как внучка отреагировала на появление мамы? как она себя чувствует после встречь с мамой? Что на знала и что думала о маме, когда та сидела в тюрьме? Какие у Вас планы на будущее и у мамы девочки? Как внучка реагирует на то, что у вас появились отношения? Знакома ли она с Вашим мужчиной? В чем проявляется неуправляемость девочки, кроме того, что она меньше стала заниматься? Опишите какой нибудь конфликт с ней подробно.

психолог онлайн
Здравствуйте, бабушка,
В вашем сообщении мне представилась какая-то тупиковость. Или безвыходность.
Когда все, что вы делали, весь уклад вашей жизни, отношений ваших, ваша любовь к внучке - все оказалось заперто так, будто сейчас оказалось никому не нужным.
Но я готов предположить, что ваша внучка сейчас переживает что-то очень подобное. Ведь до настоящего времени она могла более-менее точно рассчитывать на ваше внимание, любовь, заботу. А сейчас она сталкивается с тем, что ей незнакомо. Как ни странно это звучит. Она не знает и не умеет общаться с биологической мамой. Она не знает - как это, когда кроме нее у вас есть еще мужчина, которому вы дарите свое внимание. Слово "мужчина" для нее тоже достаточно условно. И, возможно, ей очень страшно, возможно она не представляет что и как теперь будет происходить - кто будет ее любить и заботиться о ней, как это будет происходить.
И в этом вопросе очень много нюансов, которые могут быть прояснены в том числе вопросами моей коллеги.
При этом в любом случае - ЗНАТЬ о чувстве - это одно. Чувствовать - совершенно другое. А сейчас для девочки изменилось все. И так же как и она не знает что делать - так же и вы растеряны и ищите ответы на свои вопросы.
И вы, и девочка стоите на пороге нового мира - новых отношений и новой ступени взросления и развития.
Как правильно поступить? Может продолжать любить, делать это так, как вы это делали в течение последних лет. А может - с учетом изменившейся ситуации, с учетом ваших собственных желаний, желаний девочки, желаний ее мамы, с учетом чувств, которые есть у каждого и могут отличаться.
И это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Но это потребует ваше внимание и усилия. В том числе - возможно, консультацию с психологом.
Дополнение от автора
Мама живет отдельно,иногда залетает к нам.Чем она занимается,я не знаю.Когда мама сидела в тюрьме,девочка о ней не вспоминала и не хотела общения.Мои планы на будущее-дать внучке высшее образование,юридическое.С моим мужчиной внучка знакома,говорит,что он ей не нравится,потому что скучный.А он просто серьезный,военный на пенсии,очень положительный.Хочу продолжать отношения с ним,чтобы у девочки было понятие о семье.Мы стараемся проводить время втроем,придумываем игры,но пока глажу по шерсти,все более менее нормально.Стоит только напомнить об обязанностях,сразу ответ:не буду.И когда к нам в гости приходит мой знакомый,внучка старается сделать маленькие пакости,целенаправленно пытается вывести меня из равновесия.Он пытается поговорить с ней,но она заявляет,что не хочет его слушать.Мы смотрим телевизор,выключает,говорит,что будет делать все нам назло.И мы,два взрослых человека беспомощны перед маленькой нахалкой.Бить я ее никогда не била.Просто опускаются руки.Прекратить отношения с мужчиной? Я вдова,долго жила сама,хочется жить в паре.
психолог онлайн
Здравствуйте, бабушка.
Спасибо за уточнение.
Как мне представляется по вашему описанию, девочка чувствует, что перестала быть центром вашей вселенной. У вас появились свои желания и планы. И вполне резонно предположить, что проблема возникает по причине того, что кажется - ваше желание строить отношения с этим мужчиной и желание девочки получать ваше внимание противоречат друг другу. Вполне допускаю - вы понимаете, что это не так. Но девочка это не понимает. Нет у нее этого опыта, я писал об этом в предидущем письме.
Поэтому она всеми силами старается сохранить привычный уклад и отвоевывает внимание к себе как может. И ваша задача, как и вашего мужчины - дать не только понять, но и почувствовать девочке что ваша любовь к ней и забота не уменьшатся. Что теперь она сможет даже больше получать внимания и заботы. (если, конечно, мужчина поддерживает вас в воспитании девочки). И также - научиться всем вместе новым вариантам общения и установления границ - как у каждого из вас, так и у поступков.
Как это сделать - это тема не для переписки.
Могу и хочу порекомендовать такие книги:
Рут Миншулл "Как сделать своих детей счастливыми"
Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
И, конечно, вы можете обратиться за консультацией к психологу - строить отношения в полной семье - это очень важная тема.
психолог онлайн
Поддерживаю коллег и предлагаю Вам посмотреть на Вашу ситуацию еще и с такой точки зрения:
Вы – опекун.Вы - бабушка.
Вы – не мама, и девочка, действительно не Ваш ребенок. У девочки есть мать, которой она была лишена… И это трагедия для ребенка и большое испытание…
Не все так просто и с Вами.
Кто-то из родителей девочки – Ваш сын или дочь. На несколько лет родители Леры были «вычеркнуты» (моя интерпретация) из Вашей жизни, и можно было «прекрасно» жить, ничего не меняя в себе, в своем отношении к сложившейся ситуации.
А сейчас Вы столкнулись с реальностью…
И можно, конечно, делать девочку « удобной» для Вас, послушной и не делающей Вам маленькие пакости, но каков будет результат?
Если руки опускаются у Вас, то что переживает ребенок в сложившейся ситуации?
Как правильно поступить? Ответ Вы знаете.
Обращайтесь к специалистам.
консультация психолога
Здравствуйте, Бабушка! Это сложная ситуация. Потеря любимых близких в 3 года, могла оставить в подсознательном Вашей внучки страх, что ее непременно оставит любящий и заботливый объект. Тревога не дает ей возможности привязаться к Вам и поверить в Вас. Желание управлять Вами и контролировать Вас снижает тревогу Вашей внучки, но не делает счастливой ни ее, ни Вас. Хамство, в 8 летнем возрасте говорит о сложном характере, завышенной тревожности и отсутствии авторитетной фигуры, которая так необходима для становления личности ребенка. Думаю, Вам действительно лучше обратиться к психотерапевту за помощью.
Вы сможете снизить тревогу девочки искренне говоря с ней о ее маме и папе. Любя Вас, девочка имеет право печалиться и тосковать по родителям, которые были с ней в течение первых лет ее жизни, какие бы они ни были, они много значат для нее. Если Вы признаете эти ее чувства, скажете ей и не один раз, что понимаете ее грусть, печаль, раздражение, ей будет легче принять Ваши чувства по отношению к Вашему мужчине.
Возможно, страх потерять ее любовь и расположение заставляет Вас часто идти у нее на поводу, это запутывает ее детскую психику, она не понимает кто же в семье старший и как правильно себя вести. Выходить из сложившейся ситуации нужно постепенно. Девочке необходима Ваша стабильность, Вы ее опора. Вы растили ее 5 лет и резкие перемены в Ваших отношениях могут быть трудными для нее. Для того, что бы Вы могли вернуть свой авторитет в отношениях с девочкой, без ущерба для ее личности, вам нужна поддержка специалиста, Вам нужно поработать с собственной тревогой. С Уважением, Виктория.
консультация психолога
Уважаемая babyshka! Я бы очень вам посоветовал пройти системные семейные расстановки по Б. Хеллингеру.