Прокрастинация из-за "Сложности" задачи
Здравствуйте! Давно заметил в себе проблему прокрастинации, чуть позднее внятно её сформулировал, но обратиться за помощью решил только сегодня.
Когда я встречаюсь с какой-либо сложностью, к примеру незнание чего-либо, хотение сделать все идеально (перфекционизм), но не знание как, сталкиваюсь, по мнению мозга, со сложной задачей и тому подобное, сразу включается защитный механизм лени, и тянет меня к источникам дофамина: глянуть ютубчик, поиграть в игры и т.д. Если я продолжаю работать, то ощущаю большое напряжение и растущее желание все к чертям бросить.
Как с этим справиться?
Наблюдается подобное поведение повсеместно, даже когда я делаю то, к чему лежит душа. Пробовал через силу делать, но это очень сложно ментально, как себя ломать. Однако, если так делать, меня точно ненадолго хватит). Здесь нужно разговаривать напрямую с мозгом).
После того, как я вдоволь насладился прокрастинацией, я, обычно, все же возвращаюсь к задаче и доделываю её. Либо новую задачу начинаю, где нет этих сложностей. Но, если это задача, хотя бы моего уровня знаний, я обязательно встречаю какую-то сложность, и с большой вероятностью цикл повторяется.
Один из факторов, скорее всего, является усталость. Но регулярные перерывы не особо помогают.
Отдельной проблемой, очевидно, здесь выступает перфекционизм. Я хочу сделать все идеально, из-за чего много ищу информации, сомневаюсь, спрашиваю у других, что исправить, хорошо или плохо я сделал. И теряется много времени. Был один момент в работе, когда нужно было сделать простенький сайт, а я застрял на полдня на одном элементе, который невозможно было сделать в соответствии с правилами "идеальных" сайтов. И это меня очень сильно расстроило. Я много откладывал принятие решения, много у других спрашивал и лишь на следующий день я решил проблему, сделав не идеально.
Если рассматривать ту проблему со стороны, то просто смешно смотреть на то, как я реагировал. Мне не было смысла так переживать, ибо каждый сайт не без изъяна, а некоторые так вообще ужасны по моим меркам).
Сразу вопрос может возникнуть: "Может это не моё - создание сайтов?" И я тоже так подумал. Однако нет, мне очень нравилось их делать. А подобная проблема, как я уже отметил, встречается во всех моих сферах деятельности, начиная от учебы, заканчивая досугом: играю в игру, встречаюсь со сложностью или с чем-то "страшным", выхожу из неё и откладываю её на потом :D. И эта проблема очень сильно отравляет мою жизнь. Поэтому нуждаюсь в помощи.
Вопрос от: ; Возраст: 15

психолог онлайн
Кристина Сергеевна Малышева
Доброго дня, Данил.
Перш за все, хочу Вам сказати, що захоплююся тим, як Ви детально проаналізували свою ситуацію - це варте поваги. Дуже доросла позиція. Ви обговорювали свою проблему з батьками? Ви прокрастнуєте, займаючись у будь-якому середовищі?
Скажіть, будь ласка, що найгірше трапиться, якщо Ви не зробите щось "ідеально"? Як батьки реагували на те, що Ви робили помилки? Ви вважаєте себе тривожною людиною? Коли Ви помітили у собі таку зміну власної поведінки і можливо за цей час трапилися якісь стресові події чи кардинальні зміни)?
цитата:
Опишіть детальніше Вас звичний день: кількість годин роботи, інтересів, о котрій лягаєте спати і встаєте, як харчуєтеся, фізична активність тощо.
Що Ви вкладаєте у поняття "складнощі"? Чи був у Вашому житті негативний досвід, коли Вас надто критикували чи обезцінили за помилку?
Дополнение от автора
цитата:
Ви обговорювали свою проблему з батьками?
У меня родитель - бабушка. Не обсуждал это с ней, ввиду отсутствия с ней дружеских или более крепких отношений. Она не интересуется - я не открываюсь.
цитата:
Ви прокрастнуєте, займаючись у будь-якому середовищі?
В социуме подобное поведение практически на нет уходит, тем более если есть какое-то принуждение со стороны - внешняя мотивация. Особенно когда мне помогают в некоторых сложных моментах. После такого труда не только результат появляется, но и приятно становится на душе от этого самого результата)).
цитата:
Скажіть, будь ласка, що найгірше трапиться, якщо Ви не зробите щось "ідеально"?
Зависит от ситуации, конечно. По сути, ничего страшного не случится). Ошибаться и делать неидеально - это нормально. Не нормально - стараться прийти к идеалу и считать, что несовершенный результат неприеемлем.
цитата:
Як батьки реагували на те, що Ви робили помилки?
Бабушка сразу же исправляла, навязывала своё мнение. Она жуткий перфекционист, постоянно навязывает свою позицию, не терпит, когда у меня различная от неё позиция и точка зрения, микроменеджмент её стихия)).
цитата:
Ви вважаєте себе тривожною людиною?
Очень часто возникает чувства тревоги. В частности, неопределенность, резкое ухудшение настроения, при некоторых обстоятельствах. В особенности в годы экзистенциального кризиса. Поэтому да.
цитата:
Коли Ви помітили у собі таку зміну власної поведінки і можливо за цей час трапилися якісь стресові події чи кардинальні зміни)?
Сложно сказать. У меня подобное было всю сознательную жизнь. Заметил только когда начало мешать работе: взял себе заказ на создание сайта в прошлом году осенью-зимой, и полностью провалил его по срокам, как раз из-за прокрастинации. За то время может и многое изменилось, но точно не эта схема прокрастинации. Разве что я выработал себе установку на сознательном уровне, аля делать неидеально - нормально. Она немного помогает, но не далеко не всегда.
цитата:
Мой обычный день сложно расписать, так как на данный момент я не имею какой-то ориентира, цели, пути, который я себе наметил. Все колеблется в зависимости от внешних факторов: какие видео я смотрел, какое при этом у меня настроение и так далее... При стечении нескольких факторов, может следующий день я начну с пробежки, здорового завтрака и так далее. Но быстро "разобьюсь" об эту самую проблему прокрастинации и следующий день проведу за ютубом, играми и прочими ужасными вещами)). Если взять последний месяц или два и прировнять к общему знаменателю, то получится, что я весь день сижу за комьютером, сплю меньше нормы 7-6 часов, засыпаю, обычно, где-то в 12 ночи или позже, просыпаюсь к 9-10 утра. Вот интересы не получится прировнять к общему знаменателю, потому что они все время меняются)). Хотя, скорее всего, там будут игры и ютуб. Однако это все же не интересы)). Питаюсь по разному, но рацион полезностью не блещет точно). Пельмени, макароны, сладости ...
Но, если я сажусь за что-то, включая создания сайтов, то отвожу этому много времени, не делая перерывов. Однако, когда я провалил заказ, я делал 5-минутные перерывы по методике Pomodoro, но все равно умудрялся прокрастинировать. Однако, стоит отметить, что достаточно много уделял заказу времени.
цитата:
Що Ви вкладаєте у поняття "складнощі"?
Когда что-то не сразу получается, нужно над этим подумать, потратить энергию. Когда чего-то не знаю. Либо же когда получается все не идеально и ты не знаешь как сделать все идеально (перфекционизм). Это оказывает внутреннее сопротивление, и в результате, я просто откладываю это на потом, переключаясь на что-то другое.
цитата:
Чи був у Вашому житті негативний досвід, коли Вас надто критикували чи обезцінили за помилку?
Я уверен на все 100 процентов, что был. И может, если я подольше посижу и подумаю, то возможно что-то вспомню.
психолог онлайн
цитата:
Дуже співчуваю Вам. Тобто Ви взагалі не підтримуєте контакт з батьками? Перш за все, Ви маєте розуміти, що є непонолітнім, а Ваш опікун відповідальний за Ваше психологічне благополуччя. Ви можете відвідувати індивідуальні консультації психолога лише з дозволу і підтримки опікуна. В крайному випадку, Ви можете звернутися до шкільного психолога.
цитата:
какое-то принуждение со стороны - внешняя мотивация. Особенно когда мне помогают в некоторых сложных моментах. После такого труда не только результат появляется, но и приятно становится на душе от этого самого результата)).
Я б сказала, що тут варто більшу увагу акцентувати не на "примушуванні", а на використанні зовнішніх ресурсів у вигляді більш компетентних людей. Візьміть це собі до уваги і намагайтеся його використовувати, коли відчуваєте, що труднощами з труднощами і, відповідно, прокрастинацією.
Крім цього, помітно, що Вам не вистачає соціального визнання Вашої праці, тому рекомендую Вам хвалити себе, коли Ви розділили Вашу глобальну ціль на підцілі та виконали один з кроків + заявляти про це виконання іншим (наприклад, друзям чи в соц. мережах). А коли виконали ціль, то відсвятковувати це із іншими.
цитата:
Дуже добре, що Ви це розумієте, однак у Вас існує негативна установка "Будь ідеальним", що заважає Вам. Установка - це когнітивно-емоційне явище і, відповідно, самого усвідомлення недостатньо, адже необхідно також рпрацювати із емоційним компонентом і це вже довготривала робота в психотерапії.
А ось звідки і ця установка, яка зараз перебуває у Вашій структурі особистості:
цитата:
Не варто забувати про Вашу базальну тривожність, що лише "підкидає дрова у вогонь":
цитата:
Очень часто возникает чувства тревоги. В частности, неопределенность, резкое ухудшение настроения, при некоторых обстоятельствах.
цитата:
Припускаю, що Ваша тривожність може бути пов'язана зі значними стресовими подіями, які Ви пережили в дитинстві (відсутність і втрата батьків; контроль бабусі тощо). У Вас не було досвіду безпечної прив'язаності в дитинстві, що є запорукою толерантності до невизначеності. Так само, не варто забувати про особливості Вашої ЦНС.
цитата:
Мой обычный день сложно расписать, так как на данный момент я не имею какой-то ориентира, цели, пути, который я себе наметил.
На Вашу прокрастинацію, безумовно, впливає і Ваш режим дня, адже якщо організм не відновлюється нормально, то він знаходить "шпарини".
Вам необхідно розпланувати детально Ваш режим дня (розпишіть погодинно; Ви маєте лягати до 22:30 (бо саме тоді у Вас буде виділятися серотонін), спати не менше 8-9 год; робити ранкові вправи; 3-4 год приділяти Вашим інтересам; порційне, правильне харчування; 6-7 год робочий день (з невеликими перервами на 5-10 хв кожну годину), спілкування з друзями, свіже повітря.
Крім цього, подумайте, чого Ви зараз хочете, адже важко кудись пливти на кораблі, не маючи орієнтиру.
цитата:
Досвід з бабусею вже є.
Знаєте, коли читала Ваші відповіді, то було помітно, що Ви надто дорослий на свій вік. Припускаю, що Вам довелося рано подорослішати (через відутність батьків), що і вплинуло на Вашу особистість (через це дуже сумно). Ви надто все намагаєтеся контролювати і це проявляється у прокрастинації (адже коли Ви перестаєте відчувати контроль, що контролюєте ситуацію, то намагаєтеся цього уникнути). Не варто і забувати про підлітковий вік (формування Вашої ідентичності), що також вніс свою лепту (психологи говорять, що в цю вікову кризу ми переживаємо знову всі попередні стадії розвитку особистості).
В будь-якому разі, найефективніше для Вас - це індивідуальна співпраця із психологом-психотерапевтом (прокрастинація - верхівка айсбергу). Я дала Вам "першу допомогу", що можливо Вам і допоможе, але гарантій довготривалості, на жаль, немає.
Вірю у Вас і бажаю Вам удачі!
Дополнение от автора
Даже дякую!::thumbup::