Знаю как лучше другим (и это жесть!)
Здравствуйте! В последнее время я заметила за собой ужасную вещь - я считаю, что лучше знаю что делать людям вокруг меня. Ко мне часто могут обратиться друзья с советом, просьбой что-то подсказать, но мое поведение иногда переходит все границы. Я иногда ловлю себя на мысли, что мне тревожно за подругу или друга, потому что они спускают свою жизнь в унитаз, не развиваются, такие умные, а ничего с этим не делают и тд. Меня форменно бомбит от этого. И я подумала ‘а с чего бы это я вдруг решаю как для людей правильно? Почему меня это так волнует?’ Это же какой-то токсичный контроль, а если что-то идёт не по моему сценарию, то я разочаровываюсь, злюсь и агрессирую на моих любимых людей. Давлю на них.
Пожалуйста подскажите что со мной не так, это явно ненормально. Почему я так беспокоюсь за других и ‘знаю как лучше’ для них - это же дурдом! Никто кроме тебя не знает как тебе лучше и никто не имеет права говорить тебе что делать.
Ещё мне это напомнило какую-то родительскую программу, потому что это похоже на то, как родители говорят ‘я лучше знаю, на врача пойдёшь учиться’ или что-то в этом духе.
В общем я не совсем понимаю что это, откуда это могло взяться и как с этим быть. Мне уже пару раз обращали на это внимание, но сейчас я заметила сама и меня это так напугало, потому что я в целом много читаю и всегда анализирую своё поведение, но в этом не хотела себе признаться и думала, что ‘я просто беспокоюсь/хочу как лучше/знаю что можно сделать’. А оказалось, что я этим врежу людям! Жесть какая🤦🏻♀
Вопрос от: ; Возраст: 25

психолог онлайн
Доброго дня, Майя.
Те, що Ви описуте - це типова стратегія Рятівника в драматичному трикутнику Карпмана. Ви намагаєтеся допомогти іншим, навіть коли вони про це не просять, проте, таким чином, обезцінюєте їхню можливість впоратися зі своїми проблемами самостійно. Згодом Ви починаєте відчувати себе Жертвою (адже хотіли лише допомогти, а "вийшло як завжди" + це ніхто не оцінив), а потім і Переслідувачем (гніваєтеся, що інші люди не оцінили Ваші зусилля, або що вони Вас використовують).
Звідки це може бути: можливо Ви відчуваєте себе цінною, лише тоді, коли допомагаєте іншим (несвідома установка, яку Ви взяли від батьків, можливо хтось із Вашого найближчого оточення так робив + хвалив Вас за схожі прояви). Можливо в дитинтві хтось знецінював Ваші розумові здібності і зараз Ви намагаєтеся несвідомо довести протилежне, або ж у Вас є установка "Будь ідеальною", яку Ви пошируєте не лише на себе, але і на інших.
цитата:
потому что они спускают свою жизнь в унитаз, не развиваются, такие умные, а ничего с этим не делают и тд.
А як Ви вважаєте, у Вас чудове життя? Ви реалізувалися так, як би хотіли?
цитата:
Ваші батьки так робили?
Дополнение от автора
Да, вы правы! В детстве мне постоянно мама говорила, что я дура или недостаточно хороша или ещё что-то такое, также это всегда заканчивалось домашним насилием и эти эпизоды бывают и сейчас. В плане реализации сейчас все хорошо - учусь зарубежом, получила здесь работу с возможностью остаться и достигла много. Но т.к сейчас я нахожусь в безумно конкурентной среде, на какое-то время у меня пропало понимание, что я в целом молодец. У меня даже мысли не было себя за что-то хвалить, я скорее гнобила себя, чтобы ‘больше стараться’, но это наоборот опускало меня вниз и не давало сил. Это было в период когда я только переехала и сейчас я стараюсь это отлавливать, убирать и больше себя хвалить.
Если это про установку ‘быть идеальной/успешной и тд’ и про постоянное желание доказать, что я умная/достойная/хорошая, что мне больше откликается и скорее всего правда - то что с этим делать? Как можно с этой установкой работать, разобраться и перестать что-то кому-то доказывать и прекратить докапываться до других?
психолог онлайн
цитата:
В детстве мне постоянно мама говорила, что я дура или недостаточно хороша или ещё что-то такое, также это всегда заканчивалось домашним насилием и эти эпизоды бывают и сейчас.
Дуже співчуваю Вам, Ви маєте право гніватися на маму і сумувати за втраченим дитинством, головне, щоб це не зруйнувало Вас. Ви говорите, що ці епізоди бувають і зараз - рекомендую Вам перервати ці контакти, адже це впливає на Вас деструктивно.
цитата:
Как можно с этой установкой работать, разобраться и перестать что-то кому-то доказывать и прекратить докапываться до других?
Установка - це когнітивно-емоційна структура, що сприяє певній поведінці, тому працювати із нею потрібно комплексно. Не достатно лише одного усвідомлення. У Вас був значний травматичний досвід дитинства, що вплинуло на структуру Вашої особистості. Найефективніше для Вас - це довготривала психотерапія із психологом-психотерапевтом тому, що мова йде про глибинні зміни. Це як вчити нову мову: щоб її вивчити досконало, до автоматизму, необхідно практикувати впродовж років хоча б кожного тижня з вільними носіями. Лікують не техніки, а терапевтичні відносини.
Водночас, для психоедукації, рекомендую Вам почитати книги С. Карпмана "Жизнь свободная от игр" і С. Форвард "Токсичные родители".
Бажаю Вам знайти хорошого спеціаліста і пропрацювати себе. Вірю у Вас, удачі!