Как пережить смерть мамы?
Здравствуйте!В семье один, нет ни братьев, ни сестер.Так случилось,что внезапно умерла моя мама,которую я очень любил и был с ней очень близок, поскольку воспитывался без отца. У меня страшно болит душа и опускаются руки, да и время нынче нелегкое ввиду последних событий в мире. Подскажите как быть дальше, как пережить это страшное горе??
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Добрый вечер!
Очень сочувствую Вашей потере. Обычно первые полгода горевания самые острые и этот период занимает 1-2 года. Очень важно, чтобы Вы могли горевать и плакать, если Вы это чувствуете, а не подавлять свои эмоции. Есть ли кто-то из близких, кто бы мог Вас поддержать?
Дополнение от автора
Спасибо за ваш ответ.Да,есть близкие,но сейчас такое время,что у каждого свои проблемы,поэтому на близких я сильно не надеюсь.А насчет вашего совета о том, что нужно плакать и не подавлять свои эмоции, то думаю мама не хотела бы видеть меня расстроенным.Я стараюсь быть сильным и, наоборот, все эмоции подавлять в себе,или это не правильно?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Оксана Сенченко
Примите мои соболезнования! Переживание потери занимает очень долгое время, к сожалению. Сейчас важно не забывать, что теперь только вы есть у себя. Поэтому нужно заботиться о себе, не забывать кушать, продолжать работать или учиться... Несмотря на то, что у всех свои проблемы, как вы пишите, но думаю, что если вы к кому-то обратитесь, то вам помогут (если это близкие люди). Просто даже вместе выпить кофе, чай, пиво. Почаще бывать среди людей.
Вы правы, вряд ли мама хотела бы видеть вас расстроенным, но и вряд ли она хотела бы видеть как вам плохо... а чтоб стало легче, нужно разрешить быть своему горю. Вряд ли ей бы понравилось, что вы "притворяетесь", что вам хорошо и ничего не случилось... Вы грустите, тоскуете по ней... вам ее не хватает... и этому есть место и дайте быть - именно разрешение на эти переживания даст возможность переживать ваше горе. И продолжать маме "существовать" в вашем сердце.
Сил вам!!
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте. Примите мои соболезнования. Это страшно и больно терять близких и любимых людей, но это неизбежно. Переживание утраты – это естественный, длительный и болезненный процесс, который проходит определенные этапы: отрицание, злость,торг, депрессия, принятие. Их все стоит пройти желательно в сопровождении психолога, работающего с утратами. Любая потеря в жизни человека должна переживаться, так сказать правильно, чтобы человек не терял ресурсы для дальнейшей своей жизни. Не стоит подавлять свои чувства и эмоции, озвучивайте их, пишите, если что-то хотели бы сказать матери, разделяйте свои чувства и переживания с близкими людьми, теми, кто знал вашу маму, не оставляйте себя один на один со своими сложными переживаниями.
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Доброе утро! Очень сочувствую Вам! Грусть, тоска, печаль, злость, гнев... - важные эмоции, которые необходимо проживать, они часть человеческой жизни. Если Вы будете подавлять их, то сознание не справится с болью! Когда
Человек уходит, а это неизбежно, собираются близкие оплакивают умершего, заказывают похоронную музыку, которую многие люди боятся, но эта музыка - крик и боль, которые чувствуют близкие, которая помогает выплеснуть из себя наружу горе, 9 дней, 40 дней - все ритуалы помогают справиться с утратой близкого человека! Не закрывайтесь!!!! С кем можете поделиться, разделить свою боль?
психолог онлайн
Доброго дня, Joker0886.
Дуже Вам співчуваю, втрачати близьку людину - це нестерпно боляче, побудьте зі своєю біллю, щоб "рана затягнулася". Погоджуюся із всим вищезазначеним колегами і хочу додати від себе: зараз Вам важливо говорити про свою втрату і важливо, щоб Ваш біль розділили інші, тоді Ви відпустите. Помітно, що у Вас стоїть внутрішня заборона на сум, що може погіршити Ваш психологічний стан і не дасть Вам пережити "криву втрати" повністю. Безумовно, думаю, що Ваша мама хотіла, щоб Ви були щасливі, проте без суму ми б не знала, що таке радість. Сум робить наші переживання більш глибокими і спочатку необхідно "звільнити свою внутрішню вазу" для того, щоб наповнити її новими переживаннями. Крім цього, існує поняття справжньої, щирої радості, а існує рекетна, штучна радість.
Якщо Ви бачите, що Вам тяжко впоратися зі своїм психологічним станом самостійно, то найкраще, звісно ж, звернутися індивідуально до психолога, який допоможе пережити Вам криву втрати конструктивно та надасть необхідну підтримку.
психолог онлайн
Здравствуйте!
цитата:
А насчет вашего совета о том, что нужно плакать и не подавлять свои эмоции, то думаю мама не хотела бы видеть меня расстроенным.Я стараюсь быть сильным и, наоборот, все эмоции подавлять в себе,или это не правильно?
Вряд ли она была бы рада наблюдать Ваши страдания от невысказанных чувств. И является ли подавление признаком силы? Упасть и подняться - вот признак силы, отстрадать и выстоять - вот настоящая сила. Послушайте песню Алексея Савченко "Испытание поражением" (есть и клип на нее) - там именно об этом. Крутизна не в том, чтобы никогда не упасть (тем более, что это невозможно в принципе - ни у кого еще не получалось), а в том, чтобы упасть и подняться.
А уж когда уходит близкий и родной человек...каждый из нас становиться на время бесконечно уязвимым и беззащитным.