Как обрести уверенность в себе и избавиться от навязчивого страха?
Здравствуйте, уважаемые психологи, хочу обратиться к вам с актуальным сегодня для многих людей вопросом - как же обрести уверенность в своих силах? А теперь по-порядку:
1) Главная моя проблема заключается в том, что я очень сильно неуверен в себе и своих силах. Это проявляется в самых различных ситуациях, из которых я делаю выводы, что у меня: боязнь большой ответственности, страх перед неизвестностью, страх публичного осмеяния, страх быть отвергнутым, страх перед близкими отношениями и т. п. То есть иногда у меня о себе складывается впечатление, как о сильнозакомплексованной личности и вроде бы знаю, как с этим бороться - просто делать то, что не получается и параллельно с опытом вырастет увренность в себе. Но не тут-то было. Тут возникает вторая моя проблема - жуткий страх, который я наблюдал у пользователя Сокол, например, я зачастую боюсь просто выйти в магазин, потому что там люди и как бы я себе не внушал, что в этом нет ничего страшного, тело меня выдает - движения скованные, руки трясутся, сердце колотится. Но все еще усложняет то, что сегодня я могу бояться того, что на меня могут посмотреть люди в трамвае и поэтому смотреть в одну точку и с ужасом понимать, что мне сейчас выходить, люди меня увидят, а как я себя буду вести в этот момент и т. д., а завтра я могу в полной уверенности в себе зайти в вагон и спокойно смотреть любому человеку в ответ в глаза, раскованно двигаться, уверенно общаться с знакомым, по телефону, т. е. вести себя так, как я хотел бы вести себя в любой ситуации - с девушкой, в компании... Касательно девушек, сегодня только обдумывал этот вопрос - как я вобще могу сомневаться в своих силах, в том, что не найду, о чем поговорить с девушкой при встрече, не найдусь, куда пойти с ней, что с ней делать и т. п., потому что потсмотрел в свое прошлое и обнаружил, что я действительно нравлюсь девушкам и у меня есть все, чтобы быть лучше, чем многие уверенные в себе парни, но все-таки, когда наступает момент звонка ей, все, блок и неуверенность в себе.
Я догадываюсь, что все эти страхи уходят в детство, догадываюсь как их побороть, но все-равно, почему-то не получается. Почему-то боюсь обратиться к психологу очно. А хочется. Вобщем, надеюсь, что описал проблему более-менее подробно и очень хочу, чтобы вы дали как можно более эффективный ответ, потому что я уже не знаю, что мне делать. Пусть этот вопрос будет эталоном неуверенной в себе молодежи :)
Заранее огромное спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 19
нравится: 13 из 15
Дополнение от автора
Поскольку здесь предусмотрена возможность дополнить свой вопрос, то не удержался, чтобы не воспользоваться ею.
Итак, для более подробного раскрытия моего характера и образа, дополняю:
1. Человек я веселый (хотя в последнее время из-за четкого осознания своей проблемы не припомню уже, когда улыбался, ношу позорную маску отчаяния), общительный, в интеллектуальном плане достаточно силен, в средней степени ленив. То есть, если мне надо, то буду пробиваться, пока силы не покинут, а если не чувствую необходимости или сдерживает страх, то сразу опущу руки. Отсюда следует, что в некоторой степени эгоистичен. Самооценка неопределенная, т. к. вроде бы и низкая, потому что явно себя недооцениваю, но в то же время я могу сказать, что себя недооцениваю и это похоже на завышенную самооценку. Завышенность проявляется еще в ситуациях, когда я четко уверен в том, что выйду из ситуации победителем.
2) Вредных привычек не имею. Разве что сдирание кожи на пальцах. С 7 лет постоянно. Потому как часто нервничаю. Занимаюсь спортом. И тут возникает противеречивость - как же я могу быть неуверен в себе, если хожу в тренажерный зал, вижусь с друзьями, общаюсь с ними, занимаюсь собой и своим телом. Я и сам понять не могу. Даже, если меня уважают за то, что я могу в кулачном плане ответить плохим людям, т. к. занимаюсь вдобавок кик-боксингом, то увидев красивую девушку или друга в компании незнакомых людей, просто возникает чувство ужаса, что я не справлюсь, меня отвергнут и все такое... Даже если взять во внимание то, что ничего страшного в этом нет, типа "отвергнут, ну и что?", то я могу найти в этом что-то страшное - компания меня не признает и мне скажут "кто ты такой, вали отсюда" или просто пошутят из-под тишка, а я на это неадекватно отреагирую, за того человека подпрягутся свои люди закончитася все тем, что я буду вынужден уйти с позором и помнить это всю жизнь.
Возможно, в основе этого лежит то, что я пытался дружить со всеми в садике, но некоторые компашки не принимали меня и на основе этого развился комплекс. Уже позже гуляя во дворе, на меня накинулся завистливый мальчик и все время причитал по поводу того, что я им мешаю гулять (только переехал в их двор). Тогда я пытался не обращать внимани, но, наверное, в силу своей обидчивости, запомнил это надолго.
3. Среди негативных качеств х-ра присутствуют агрессивность, способность заводиться с пол-оборота, полная открытость перед людьми. За последнее несколько раз расплатился тем, что меня просто использовали.
4. Нахожу в себе в последнее время необыкновенную черту, - иногда подсознательно хочу, чтобы меня похвалили, ведь это поможет повысить самооценку, а когда хвалят, уверенно отвечю, что "не стОит", "пустяк" и т. п., то есть почему-то заведомо отрицаю похвалу и делаю так, чтобы было угодн другому человеку.
5. Немного разбираюсь в психологии, тратил много времени на видео-аудиотреннинги, были даже такие вспышки уверенности, когда казалось, что это именно то, что мне нужно, что я могу все, что могу перевернуть огры, но все-равно на след. день все возвращалось на круги своя :( Думал "вот-вот, надо запомнить это состояние и завтра, если буду неуверенным в себе, просто посамовнушаюсь и все получится". Но сколько не пытался, так ничего и не получается. Сейчас сижу дома и уверенно пишу эти строки, а выйдя на улицу, веду себя крайне неуверенно. Потом привыкаю, а если общаюсь с уверенными серьезными людьми, то подзаряжаюсь уверенностью от них, но достаточно вернутся домой и усесться за комп, вся увренность... как и не было, короче.. Может выкинуть свой комп в окно и начать двигать своим телом в пользу успеха? но почему-то сильно клинит в этот момент, когда осознаю, что вот сейчас я выйду на улицу, надо будет держать марку и казаться уверенным, а если иду на встречу с девушкой, товобще жуть, все трясется, колотится...
Вобщем, извините, что так много, надеюсь на интересный ответ :)

психолог онлайн
Здравствуйте, Саня.
Вам Важно решить свою проблему или Вы хотите услышать интересный ответ, или благодаря интересному ответу, вы планируете в очередной раз справиться с неуверенностью. Такое впечатление, что своим вопросом Вы хотите утвердиться в том, что с Вами всё нормально.
Да, с Вами всё нормально. Каждый человек испытывает страх и справляется с ним, тем или иным образом. Кто-то делает это самостоятельно, а кому-то нужна моральная поддержка. Из Вашего письма видно, что Вы очень эмоциональны и очень тяжело переживаете моменты неуверенности, заметьте моменты :).
То что проблема из детства Вы уже определились. Тогда вопрос, что с этим делать? Как двигаться в перёд?... Встретиться с психологом. Хотя, да , Вы этого тоже боитесь. Но психолог не друг. У психолога работа: понять, поддержать, помочь разобраться. Позвоните нескольким психологам, пообщайтесь с ними по телефону, определитесь с кем Вам комфортней общаться. И решайтесь на встречу.
Удачи Вам.
С уважением.
Дополнение от автора
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна, спасибо уже за то, что прочитали мой вопрос. Также спасибо, что ответили на него и отдельно большое спасибо за то, что ответили именно так, как я и хотел - интересным ответом, благодаря которому я хотел бы избавиться от неуверенности. Возможно, в очередной раз.
Вы знаете, возможно, писав вопрос, я подсознательно пытался выявить истину - если я такой нормальный, то почему же часто бывает, что я себя как-то неадекватно веду в людных местах, в транспорте и не просто, как по рассказам друзей - ну нервничают и что? А так, что руки трястись начинают :)
По поводу моей эмоцинальности - все, кого я знаю, кроме родителей, заявят, что я само спокойствие, но внутри у меня всегда крутит ураган и взрывается вулкан :)\
Значит, я понял, что мне необходимо избавиться от чрезмерной эмоциональности и научиться переживать моменты неудач и неуверенности легко. И это сделать поможет только психоло при очной встрече. Если я правильно понял, значит придержусь вашего совета!
Спасибо еще раз :)
психолог онлайн
Наталья Владимировна Концевич
Cаня, рискну предположить, что у вас не заниженная, а скорее завышенная самооценка. И страшно потому, что «вдруг люди не оценят меня». Получается, что вы ждете оценок от всех окружающих, и, возможно, оценок отличных. И боитесь того, что именно так, как хотелось бы, вас не примут.
Но ведь невозможно быть хорошим для всех.
Учитесь быть самодостаточным - т.е. самому себе мерилом своих достоинств и недостатков.
Есть очень мудрая восточная притча «На всех не угодишь!»
"Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него.
«Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла.
Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?»
Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».
Дополнение от автора
Супер! Особенно притча понравилась.
А знаете, уважаемая Галина, вы заставили меня пересмотреть мои взгляды на мир и на себя и ведь действительно...
Тогда я рискну предположить, что у меня какая-то "скачущая" самооценка, потому что, с одной стороны, там, где я вижу, что уверенно себя чувствую, например сейчас, печатая эти слова, можно сделать вывод, чтоу меня завыш. самооц. А если что-то, не получается, то я сразу начинаю себя критиковать и чувствую, что она реально занижена.
Так что прислушаюсь вашего совета, буду пытаться стать самодостаточным человеком, вот только придумаю как)
Спасибо огромное!
психолог онлайн
Здравствуйте, Саня.
Я бы скорее сказала "не избавиться от эмоциональности", а принять её, как часть себя с благодарностью, увидеть её плюсы. Тогда не придется учиться "переживать моменты неудач и неуверенности легко". Это будет происходить само собой, в результате принятия себя.
Удачи Вам и результативной работы при очной встрече с психологом.
психолог онлайн
Наталья Павловна Тимонина
«если что-то, не получается, то я сразу начинаю себя критиковать»
Есть такое понятие- перфекционизм? т.е. когда мы ставим себе заведомо невыполнимые цели и стандарты, но движемся к ним не из удовольствия или амбиций, а из-за страха неудачи и отвержения. В основном мы стремимся стать идеальными для того, чтобы нас больше любили.
“Чем я лучше, тем сильнее меня любят” – это убеждение, появивившееся наверняка в детстве. Тогда, возможно, он было нужным, но взрослому оно мешает.
Можно работать с этим в разных направлениях – симптоматически - пробовать что-то делать со страхом и самокритикой, а можно с психологом очно искать, как сформировалось именно такое поведение и способы, как его изменить.
И еще я помню, как однажды ко мне (где-то в вашем возрасте, может чуть старше) вдруг пришло осознание, что я – абсолютно никакой не особенный человек, а совершенно обыкновенная, такая, как все. Не поверите, мне стало очень легко.