Как отвечать на сложные вопросы маленьких детей
Добрый день! Девочка 3 года 4 месяца глубоко копает обычные сказки и задает сложные вопросы, например, про смерть - почему человек умирает, зачем его закапывают в землю, что потом происходит с человеком и т.д. Любые ответы вызывают дополнительные вопросы. Например, сказка про Белоснежку вызывает вопросы - куда делась мама Белоснежки, почему мачеха ее хочет убить, почему гномы ее гроб положили, если она живая, а если мертвая - почему от поцелуя проснулась. Понимаю, что отвечать на такие вопросы нужно не как попало, а аккуратно, т.е. нужно дать определенное понимание, но не травмировать ребенка излишними подробностями. Поэтому, если можно, прошу порекомендовать книги, методички о том, как правильно разговаривать с детьми в таких ситуациях. Заранее признателен за ответ
Вопрос от: ; Возраст: 48
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Очень здорово, что вы переживаете про ребенка и ответственно подходите к ее развитию, вашему общению.
Что именно вы боитесь не так сказать?
Подробности и правда часто ни к чему в раннем возрасте, поэтому, например, про почему мачеха хотела убить можно просто ответить, что люди бывают разные - плохие и злые, как мачеха, а есть добрые, хорошие, как Белоснежка.
В целом, если хотите понимать ребенка, знать ответы на многие вопросы, то искренне рекомендую блог в Инстаграм Вики Дмитриевой. Она психолог, мама троих детей и у нее масса полезной информации - как бесплатной в виде постов, прямых эфиров, списков литературы про детей, так и недорогих вебинаров. Реально кладезь полезной информации. Также у нее есть две книги - про детей и про семейные отношения.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Доброго дня, Taras.
Дуже приємно бачити свідомих батьків (чи можливо Ви родич), які хочуть правильно і коректно виховувати дітей. Це надихає.
цитата:
но не травмировать ребенка излишними подробностями.
Я бачу, що дівчинка дуже допитлива і найголовніше - вона задає Вам такі питання, а це означає, що вона Вам довіряє та бачить у Вас авторитетну фігуру. У мене виникає наступне питання: а Вас колись травмували якимись подробицями? Можливо особисто для Вас ці теми є дуже емоційно зарядженими? Життя і смерть, добро і зло - нормальні процеси, які необхідно обговорювати. Наприклад, можна відкрито сказати, що мама Білосніжки померла, що мачуха зла і тому хоче вбити дівчинку, що гноми поклали дівчину в гроб, бо вважали її мертвою, а поцілунок "повернув її до життя", бо це було закляття злої чарівниці, а істинне коханя могло його розвіяти. Безумовно, це призведе до нових запитань: "А що відбувається далі, коли люди помирать?" і Ви можете щиро сказати, з позиції власного досвіду, що багато людей думали над цим століттями і висували багато припущкень, однак ніхто точно не знає. От Ви, наприклад, вважаєте, що люди потраплють в рай чи пекло (або як Ви вважаєте по-інакшому). Так само, якщо якесь питання "зажене Вас у кут" і Ви щиро не знаєте на нього відповіді, то Ви так само можете про це сказати дитині.
Насправді, діти починають усвідомлювати свою смертність десь у віці 6 років і в цей самий час, по нормативній кризі, у них виникає страх смерті. Це нормальний, закономірний процес і важливло, в такі моменти, співчувати та підтримувати дитину, запитуючи, що її лякає у смерті. Також десь до 8 років для дітей характерне магічне мислення і це також нормально.
Коли дівчинка підросте десь до 6 років, я б рекомендувала Вам купити серію книг Оскара Бренифье для дітей "Хто я?", "Свобода", "Щастя" і т. д., там розглядають різноманітні екзистенційні питання через багато суперечливих уточнюючих питань, а потім дається коротка відповідь і роздуми для дискусії. Я проходила ці книги з дітьми і, насправді, відкрила багато нового навіть для себе).
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Отвечайте правду, как умеете. Ребёнок хочет услышать правду, потому что Вы для него - источник информации о мире.
Как бы я ответила на эти вопросы?
Человек умирает потому, что все мы смертны. Я умру, ты умрёшь, рано или поздно. Что будет после - мы не знаем, сейчас мы просто живём.
Закапывают - это ритуал. Могут закопать в землю, могут сжечь тело и развеять по ветру пепел/положить пепел в урну. Викинги клали тело умершего на корабль, корабль поджигали и пускали в море. Древние египтяне клали в саркофаг мумию вместе со всеми пожитками, веря что в другом мире они ей понадобятся.
Каждый народ имеет свои традиции.
Мама Белоснежки умерла, потому что все мы смертны.
Мачеха хотела убить Белоснежку из зависти. Все мы иногда завидуем, но убивать из зависти - совсем не обязательно и не желательно. Можно стремиться к тому, чтобы тоже получить что-то что есть у других, не вредя при этом им.
Советую почитать Ирвина Ялома "Экзистенциальную психологию", главу о психологии смерти. Интересно и отвечает на многие Ваши вопросы.
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Здравствуйте, Тарас! Если ребенку сказать просто: "все мы смертны, Я умру, ты умрёшь, рано или поздно..."- значит, еще больше напугать малыша. Помню, как бабушка (моя мама) случайно проболталась моей племяннице о том, что умерла очень старенькая бабушка (ее прабабушка). Малышка, которой было около 5 лет тогда, ничего не сказала родителям, но однажды ночью сильно расплакалась. На ответ:
- Что произошло?
Девочка сказала:
- Я не хочу, чтобы в нашей семье кто-то умирал.
При этом прабабушка была настолько старенькая, что малышка практически с ней не общалась. Только очень изредка ее видела. Дальше началось еще серьезнее. Малышка стала спрашивать маму, умрет ли она когда-нибудь? Естественно мама ответила честно. Но после этого честного ответа, ребенок плакал несколько часов.
Смерть - это то, что пугает не только детей, но и взрослых. Некоторые дети, узнав, что они когда-то умрут, перестают ходить и начинают ползать. Данное явление было замечено психологами. На самом деле детки не утрачивают способность ходить. Но в их мировосприятии умирают очень старые люди. А младенцы вообще не умеют ходить. Вывод: если я буду ползать как маленький, то не вырасту, а значит, и не умру.
Естественно, на 100% мы не можем знать, что будет с нами после смерти. Но!!! Нельзя стопроцентно утверждать, что подобных знаний у человечества нет вообще. В Интернете можно найти множество примеров того, как люди, находящиеся в состоянии клинической смерти видели то, с чем никогда не сталкивались в жизни. Конечно же, многие скептики этому не верят и это их право. Тем не менее, если кто-то из наших близких уходит в потусторонний мир, почему-то мы стараемся помянуть его и в 9, и в 40 дней. Что это: дань традиции или нечто большее? Ведь никто из нас не может утверждать на 100%, что смерть - это конец всего и всему. И первые христиане почему-то не отрекались от Христа даже под страхом смерти. Да, и не только первые. Подобное вероисповеданье можно встретить и в наши дни. Так почему бы не рассказать ребенку, что умирает только тело, а душа попадает в рай (ну, или ад (при определенных обстоятельствах)). Можно рассказывать детям не только сказки, но и читать, например, Детскую Библию.
Если останавливаться чисто на психологической литературе, то я бы порекомендовала Вам книгу Светланы Ройз "Путешествие страшилки". Автор пишет о том, что дети часто боятся темноты. Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.
Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».
После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти. Это возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.
Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.
ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.
Ребенок боится не темноты, а того, что в ней. И взрослым важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).
Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:
Теневой театр.
Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать). Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
Ангел-хранитель день-ночь (можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
Другие советы найдете в самой книге.
Источник: Facebook Светланы Ройз.
психолог онлайн
Оксана Николаевна Третьякова
Мария Валериевна Радченко
Добрый вечер!
цитата:
Девочка 3 года 4 месяца глубоко копает обычные сказки и задает сложные вопросы, например, про смерть - почему человек умирает, зачем его закапывают в землю, что потом происходит с человеком и т.д.
Это очень хорошо, что у Вас такой любопытный и интересующийся ребенок. Дети очень чувствительны, если им говорят не правду. Любая сказка включает фантазию ребенка и закладывает уже некий сценарий жизни и взаимоотношений с людьми. Вы можете попробовать пофантазировать и подумать об этом вместе с ребенком. Чем больше Вы будете внимательно включены в этот процесс, тем богаче и разнообразнее будет психика ребенка, которая заложит фундамент на многие годы его жизни.
психолог онлайн
Учитывайте факт того, что если вы не удовлетворите любопытство ребенка, то ребенок найдет решение сам, у вас ест собственное представление о вопросах которые вам задают, ребенок интересуется вашим мнением, вам не зачем усложнять жизнь и ему и себе касательно попыток правильности ответа