Как справиться с ленью и понять ее причину?
Здравствуйте! Меня зовут Сергей, мне 23. Я музыкант, пианист. В данный период учусь в косерватории. Проблема в следующем. Я не достаточно занимаюсь, как бы нет стремления, и не могу понять, либо это дело не до конца мое, либо я не достаточо трудоспособен, трудолюбив. Занимаюсь с 5 лет, никто не заставлял и в принципе я делал успехи, есть опыт на сцене, лауреатства и.т.д. Но для карьеры сольного пианиста нужно немного больше усилий. В принципе у меня всегда есть вариант работать педагогом или концертмейстером, на худой конец (хотя не в таком уж плохом смысле). Единственная пока что реальная причина лени на данный момент это нежелание выходить на сцену из за появления на сцене паники (после острого нервного срыва несколько лет назад), но дело в том, что эта лень была и раньше. Но я вот думаю может карьера сольного пианиста это не мое, потому как я с детства увлекался также рисованием, дирижированием, муз.композицией, и любил что-то мастерить руками, и продолжаю делать это сейчас в качестве хобби, хотя вот дирижирование и живопись я рассматриваю как возможную профессию ( не с воздуха, конечно, а с учетом мнений профессионалов в этих областях) и как раз-таки я не могу понять что больше мое, так, как лень здесь уже как-то не проявляется, для живописи я могу уделять хоть 6 часов в день,и не устаю от процесса. Работа дирижера это больше всего по мне (тем более что образование музыкальное). А как за форт-но сажусь, так сразу унылость накатывает, хотя повторяюсь, на сцене выступал много, но всегда стресс большой (хотя у многих).Так вот стоит ли через силу заниматься? Или от паники избавляться? Или все таки не мое и менять специальность? Не могу понять...
Вопрос от: ; Возраст: 23
консультация психолога
Мария Валериевна Радченко
Добрый вечер, Сергей!
Это ведь прекрасно, что Вы имеете талант в различных областях! :) А потому и с выбором сложнее.
Тем не менее, Вы сами написали, что с фортепиано сейчас не складывается и Вы тяготеете больше к живописи и дирижированию, а потому можно сконцентрировать свое внимание в этих направлениях.

психолог онлайн
Добрий вечір, Сергій.
Поняття "лінь" у психології не існує. Існує не моя ціль, відсутність внутрішньої мотивації, емоційне вигорання, відсутність чіткої цілі тощо.
цитата:
на сцене выступал много, но всегда стресс большой (хотя у многих).
ОК, а коли дерегуєте на сцені стресу немає? Або коли малюєте в оточенні інших людей?
цитата:
так сразу унылость накатывает
Ну "унилость" це не про стрес, а скоріше про щось інше.
цитата:
Так вот стоит ли через силу заниматься?
Навіщо? Ви хочете себе ламати?
цитата:
Или от паники избавляться?
А Ви цього хочете?
цитата:
Или все таки не мое и менять специальность?
Ви здатні осягнути будь-яку спеціальність, інший момент чи є у Вас бажання у неї іти.
Важливо також детальніше прояснити момент із "нервовим зривом". Можливо він був через те, що Ви надто від себе вимагали (що робите і зараз), або ж намагалися виправдати якісь очікування.
психолог онлайн
цитата:
лень
Лень - это отсутствие мотивации.
Наличие лени говорит о том, что Вы занимаетесь не тем, чем хотите на самом деле, а тем что надо.
Тем более, что у Вас есть пример деятельности, приносящей удовольствие, когда и лени нет -
цитата:
лень здесь уже как-то не проявляется, для живописи я могу уделять хоть 6 часов в день,и не устаю от процесса.
цитата:
Так вот стоит ли через силу заниматься?
У Вас есть ответ на этот вопрос -
цитата:
Но я вот думаю может карьера сольного пианиста это не мое
А Ваша паника при выступлениях как раз и "спасает" Вас от этого.
Дополнение от автора
Спасибо огромое за ответы! Я, если можно, отвечу на вопросы, которые вы задали, уточню кое-что, это для меня важно.
1) "ОК, а коли дерегуєте на сцені стресу немає? Або коли малюєте в оточенні інших людей?"
Ну если совсем коротко ответить, то стресс на сцене ведь это естественная реакция, только он не должен быть чрезмерным, в моем случае, если брать фортепиано, чрезмерно я волновался только играя как солист, но не совру, иногда и не было чрезмерного стресса, но очень редко, в игре ансамбле же нет такого стресса.
В плане дирижирования у меня пока опыта выступлений нет, я начинающий.
Насчет художника или там педагога, это отпадает, так как дело со сценой как-бы вообще не связано.
2)" Так вот стоит ли через силу заниматься? "
Я просто приведу в пример слова моего бывшего и нынешнего педагогов, логика такая: "Есть люди со средними способностями, но они занимаются в поте лица, преодолевают все на свете, и у них есть какой-то успех, а у меня способности, но я просто лодырь, и вообще столько усилий в тебя вложили за столько лет и все пойдет коту под хвост." Т.е. если обобщить, то как я понимаю, я априори лентяй и за что бы я не взялся будет такой же результат как с фортепиано т.е. к примеру и с дирижированием тоже самое, моих способностей хватит на какой-то период, а потом когда понадобиться трудиться я все захочу забросить.
Так все же есть ведь такое понятие, как трудолюбие, работа в конце концов. Ну и деньги это тоже мотивация. Может мне надо так называемое трудолюбие в себе вырабатывать, именно любовь к труду? Вообще есть такое? Ведь мотивацией может быть также поездка в какое то путешествие, но это ведь не труд, а вроде отдыхом называется? Я немного запутался:)
Просто боюсь, что потеряю интерес и к другим вещам, соответственно и мотивацию.И потеряю время на выяснение этого всего.
P.S. Насчет нервного срыва. Он был в период моей учебы за границей, когда мне было 17-18. Это был ад. Даже не буду уточнять детали. И панические атаки в "подарок".
Буду очень благодарен за ответ!
психолог онлайн
Доброго дня, Сергію. Колеги дали дуже слушні рекомендації. Хочу додати:
1. Чи достатньо ви відпочиваєте (в широкому сенсі цього слова)?
2. Є у нашої психіки хитрий механізм: чим більше ми вклали зусиль у щось, тим емоційно важче нам від того відмовитися. Чи не є можливість кар"єри сольного піаніста для вас тією справою, в яку вклали дуже багато, й тому зараз просто шкода закинути?
3. Чи є у вас ідея про те, що ви маєте обрати, чим займатися, раз і на все життя?
4. Якби у вас були всі гроші й шана світу, чим би ви займалися зараз?
Дополнение от автора
Здравствуйте! Спасибо за ответ! Я там выше ответил на вопросы ваших коллег только что. Постораюсь на ваши ответить.
1) Отдыхаю если есть время, просто сейчас период учебы.
2) Ну да, и я и особенно педагоги потратили много усилий, и конечно жалко. Плюс эти люди мне помагали во многом.
3) То чем я в принципе реально могу заниматься, и хочу, это в идеале работа дирижером. А так, как гарантий у меня нет, то педагогикой могу тоже заниматься, это хотя бы гарантии на стабильный доход. Ну художник я самоучка, но может что-то и получится.
4) Дирижирование или живопись.
Тут дело в том, что в любой профессии есть моменты когда надо приложить много усилий и мне бы хотелось разобраться то что я не достаточное время уделяю моей специальности, это потому что не хватает трудолюбия или это не мое. Или может быть вы считаете, что если человек занимается своим делом, то то, что для другого в конкретной специальности будет каторжным трудом покажется этому легким?
психолог онлайн
цитата:
то стресс на сцене ведь это естественная реакция, только он не должен быть чрезмерным
Погоджуюся з Вами, інший момент, які у Вас критерії до надмірного стресу?
цитата:
если брать фортепиано, чрезмерно я волновался только играя как солист, но не совру, иногда и не было чрезмерного стресса, но очень редко
Важливо проаналізувати і виявити, які саме конкретні чинники запускають у Вас стрес. Припускаю, що справа не скільки у фортепіано і грі як соліст (адже в деяких випадках цього стресу не було), а в чомусь зовсім іншому, в якихось тригерах.
цитата:
І Ви вірите цим словам Ваших педагогів (що Ви лінивий)? Що бачу я - замість того, щоб розвивати Вашу внутрішню мотивацію (яка є справжньою запорукою успіху), вони розвивали у Вас зовнішню через нав'язування почуття провини та обезцінення. На жаль, Ваші викладачі говорили з позиції власних внутрішніх конфліктів. Успіх - це отримання задоволення від процесу, а не постійний погляд на вершину. Це готовність обирати ту діяльність, з труднощами в якій Ви готові зустрітися. Це про чергування праці і відпочинку, для того, щоб у Вас були елементарно сили для розвитку у професії і щоб Ви не вигоріли. Ваших здібностей і вистачає лише на певний період, бо Ви просто вигораєте і Вам не вистачає психічної і фізичної енергії на навчання.
Не дивно, що Ви вже не хочете грати на фортепіано з таким підходом викладачів).
цитата:
Так все же есть ведь такое понятие, как трудолюбие, работа в конце концов.
Є поняття працелюбність, яка базується на внутрішній мотивації та інтересі, а є поняття трудоголізм, який підкріплюється почуттям провини, страху і внутрішньою критикою. От друге - це те, що Вам нав'язували викладачі.
цитата:
Ну и деньги это тоже мотивация.
Ідеальна робота - це поєднання трьох компонетів: задоволення + гроші + користь для інших.
цитата:
Насчет нервного срыва. Он был в период моей учебы за границей, когда мне было 17-18. Это был ад. Даже не буду уточнять детали. И панические атаки в "подарок".
Панічні атаки - це зазвичай про надмірний тиск та придушення емоцій. Припускаю, що механізм звідти залишився і проявляється зараз, проте інакшим чином.
Дополнение от автора
цитата:
Ну до панических аттак чрезмерный стресс на сцене который был это дрожание ног, пониженная концентрация, иррациональные страхи, например "а вдруг текст забуду?" Хотя текст выучен. В общем стресс который мешает играть. А сейчас, когда ПА, уже не то, что нога дрожит, а пальцы как макароны, не слушаются, в голове страшные мысли, типа вдруг в омборок упаду или там какие-то мысли о провале выступления и самое главное просто очень большая физическая скованность. Кстати ее я испытал во время нервного срыва который длился где-то месяц, помню такой эпизод какая-то скованность, буд-то я цепенею или теряю сознание и потом начал трястись как лист на ветру :)) Я еще подумал может это не дай бог эпилепсия... Это я сейчас очень личные переживания вам пишу. И на сцене прям чувствую что все тело такое скованное, и страх, а вдруг опять тряска начнется... Как только последнюю ноту играю моментально отпускает. Кстати был период когда в транспорте были пару раз такие моменты, (вот когда много людей и иногда нарушается личное пространство) но прошли, остались на сцене, но иногда их почему то нет, обычно когда свет взале приглушен и людей не видно. Самое "забавное", что со стороны ну вот вообще не скажет человек, абсолютно не скажет, что я скован или ощущаю дискомфорт, я свои записи просматривал. Ну и какие уже там художественные цели, каждый выход на сцену это борьба с роялем за выживание. А у меня ГОС-ы на носу.
цитата:
І Ви вірите цим словам Ваших педагогів (що Ви лінивий)?
Я не то что верил, а скорее хотел максимально критично отнестись к себе, ну наверно это более чем критично, нужно себя не любить, чтоб так думать, наверное. Но мой как-бы внутренний голос подсказывал что-то очень похожее на то, что написали вы. Так, что сомнений не осталось, за что вам огромное спасибо! Я прямо прояснил для себя этот момент трудоголизма.
психолог онлайн
цитата:
панических аттак
Вы обращались к врачу со страхами и паническими атаками?
Самостоятельно с этим справиться невозможно.
Нужно медикаментозное лечение.
И в дополнение работа с психологом.
Дополнение от автора
цитата:
Вы обращались к врачу со страхами и паническими атаками?
Самостоятельно с этим справиться невозможно.
Я обращался к психотерапевту в 2017 когда был нервный срыв/расстройство, именно потому что чувствовал что я теряюсь и не смогу справиться, тогда были и ПА и дереал. Месяц я был в каком то страшном сне. Но врач ничего конкретного не сказал, прописал таблетки, я попил, и все прошло, кроме ПА, но они только на сцене появляются. Сейчас по поводу ПА хочу конечно обратиться, но пока нет возможности.
психолог онлайн
цитата:
Сейчас по поводу ПА хочу конечно обратиться, но пока нет возможности.
Если Вы находитесь в Украине, то ПНД работают во всех городах, где нет военных действий и психиатры принимают бесплатно.
Если Вы находитесь в Европе, то антидепрессанты, которые обычно назначают при ПА может выписать и семейный врач. То есть к психиатру обращаться необязательно.
психолог онлайн
цитата:
Ну и какие уже там художественные цели, каждый выход на сцену это борьба с роялем за выживание. А у меня ГОС-ы на носу.
Навантаження зростає, механізм ПА залишився і якщо Ви зараз не звернетеся до спеціалістів (психолог-психотерапевт і психіатр), то може повторитися ситуація з нервовим зривом, яка була раніше (це також вплине на Вашу успішність). Не доводьте себе до такого стану, а отримайте допомогу від спеціалістів вже зараз, адже Ви цінний.
цитата:
Якби у Вас був апедецит, Ви б також терпіли і пили знеболюючі, а не робили б операцію? Тоді чим психічне здоров'я менш важливе від фізичного? Якщо Ви хочете, Ви завжди можете знайти варіанти.
Дополнение от автора
Нет, я вообще в Грузии живу.
Ну я прям в экстренной помощи не нуждаюсь :)) но проблема на сцене имеется. Тут надо еще поискать хорошего специалиста, а то в основном, прописывают много чего, а с проблемой даже не ознакамливаются...
Дополнение от автора
цитата:
Навантаження зростає, механізм ПА залишився і якщо Ви зараз не звернетеся до спеціалістів (психолог-психотерапевт і психіатр), то може повторитися ситуація з нервовим зривом, яка була раніше
Да, я прекрасно понимаю, как раз до этого срыва за пару недель у меня и начались впервые ПА. Но сейчас к сж финансовое положение не дает возможностис, ну и ГОС-ы, я должен концентрироваться на них пока, что.А после можно будет и найти врача, объязательно. Плюс проблемы с заиканием. Мне иногда кажется что жизнь надо мной шутит если даже не издевается. Вы видели педагога или дирижера с заиканием? :) Ну хотя бы оно у меня не такое сильное...
А может ли психотерапевт помочь с заиканием? Оно у меня невротическое, только при волнении.
Спасибо заранее.
психолог онлайн
цитата:
а то в основном, прописывают много чего, а с проблемой даже не ознакамливаются...
Прописують - це психіатри і лікарі-психотерапевти (біологічний рівень), а от психологи з психотерапевтичною немедичною освітою займаються саме пропрацюванням на психологічному рівні. Потрібно враховувати два рівні.
цитата:
Ну я прям в экстренной помощи не нуждаюсь :))
В чому я бачу Вашу проблему (і це основа Вашого ПА) - Ви доводите себе до крайної точки і вже тоді реагуєте, замість того, щоб вжити заходів на першопочатках. Цей механізм спостерігається у Вас щодо різних речей.
Щодо фінансів - є соціальні проєкти, спеціалісти, які беруть мінімальну ціну, можна заручитися допомогою родичів тощо. Це не проблема, головне пошукати.
Якщо говорити про затинання, то так, психологи-психотерапевти також працюють із цим, але також важливе додаткове залучення психіатра.
Дополнение от автора
Я полностью согласен, я уже давно нашел и специалиста и все, просто безвыходная ситуация с финансами. Соц.проекты в Грузии, где пенсионеры питаются на свалках... какое там дело до псих.здоровья. Ну месяц я как то уж протяну :) но потом надо решать проблемы, иначе прокладывать путь к карьере работе с такими спутниками как ПА и заикание, особенно ПА, я понимаю, не совсем здраво.
Дополнение от автора
В любом случае, спасибо огромное вам за реагирование и фид-бэк!
психолог онлайн
цитата:
Ну месяц я как то уж протяну :)
ОК, вибір за Вами). Я також подумала про те, що у Вашій консерваторії має бути психолог при закладі. В будь-якому разі бажаю Вам удачі, бережіть себе.
Дополнение от автора
Спасибо :)
психолог онлайн
цитата:
и заикание
Это отдельная тема. Здесь нужна консультация невролога и работа с логопедом.
Кстати, невролог может назначить медикаментозное лечение и от ПА.
Дополнительно нужна работа с психологом.
цитата:
А может ли психотерапевт
Психотерапевт - это психиатр, который прошел переподготовку по психотерапии (обычно 3 месяца). И поэтому лучшее, что он может сделать - это назначить медикаментозное лечение. Но тоже самое могут сделать психиатр и невролог.
Психологи же получают основное образование 4-5 лет и столько же дополнительное по различным психотерапевтическим направлениям.
Поэтому смысла обращаться к психотерапевту вместо работы с психологом нет никакого.
психолог онлайн
Так, тут згодна з вами: у будь-якій професії є періоди труднощів, де важливо вміти мобілізувати внутрішні ресурси. Коли людина займається тим, що їй подобається, ці періоди труднощів будуть менш нестерпними. При умові, що вона дбає про себе, звичайно. Й уміє зустрічатися з труднощами та власною неідеальністю.
Дополнение от автора
цитата:
Психотерапевт - это психиатр, который прошел переподготовку по психотерапии
Спасибо, понятно, а я думал, что основной род деятельности психотерапевта это психотерапия...
Если вам не трудно будет ответить, мне просто хотелось бы знать причины этих ПА, они возникают из-за ослабленности нервн.системы, или это может появлятся после любых стрессов?
Почему я это спрашиваю...мне неясен один момент, если у человека ПА появляется к примеру в лифте, то как медикаментозное лечение может убрать у него фобию, или ПА без психотерапии не лечатся?
И насчет заикания. Это уже последний мой вопрос будет.
На самом деле больше всего хочу именно от него избавится. Может это риторический вопрос, но есть вообще шанс от этого избавиться самому? Или если идти к психологу, то как психолог с этим работает, как он может помочь справиться с этим недугом, когда дома, с друзьями говоришь свободно, а в иной ситуации не можешь сказать свое имя и фамилию, и есть ли смысл медикаментозно это лечить? Кстати как-то очень схоже оно с ПА, появляется при волнении или в опред.ситуациях, плюс страх повтора.
Спасибо заранее!
психолог онлайн
цитата:
причины этих ПА
цитата:
насчет заикания
ПА являются симптомом психического расстройства (заболевания). Чаще всего - тревожного. Но могут быть проявлением и других расстройств.
Заикание - это логоневроз, то есть тоже болезнь.
С точки зрения психологии в основе и того и другого лежат страхи.
Поэтому психологи работают с тем, чтобы убрать их.
А врачи уменьшают страхи с помощью таблеток.
Поэтому работа и должна быть комплексной.
Без таблеток невозможно будет работать с психологом, так как тревожность будет мешать работе.
Без психолога после отмены препаратов все будет возвращаться, так как психологическая проблема страхов не будет проработана.
Логопед занимается постановкой правильной речи, которая нарушается при заикание.
Если этого не делать, то даже если убрать страхи, заикание будет все равно происходить автоматически.
Так как надо выработать новый навык правильного произношения (без заикания).
Дополнение от автора
Все понятно. ::thumbup::