Как вести себя с постоянно обижающейся мамой?
Здравствуйте. Очень прошу помочь. Анастасия, 16 лет. Живем с мамой(47 лет) вдвоем. Она все детство наказывала меня за любой проступок игнорированием (1-3 суток) или криком с унижениями. Из всех людей накричать или наехать она может только на меня или на свою маму, с чужими она супер милая . Я ко всему этому уже привыкла за столько лет. Но в последний год это вышло на новый уровень.
Мама все время придумывает проблемы. Если у ее знакомой с которой у них были общие планы случилось что-то в жизни и планы рухнули - по ее мнению знакомая сделала это специально чтобы огорчить и сделать плохо моей маме. Когда я задерживаюсь на прогулке на 10 минут и забываю написать ей что задерживаюсь - по ее мнению я просто вру, и я не предупредила специально, чтобы сделать плохо ей. Я никогда не делала что то плохое ей специально. Если такое было - то было случайно. Я очень устала от этого.
Основная проблема в ее надумывании и в том, что она не умеет обговаривать. Допустим, если мы поссорились , то даже если я подойду и начну разбирать полностью всю тему и все проблемы, что кого задевает и тп (как я привыкла делать со всеми остальными людьми) - то она просто откажется обсуждать или просто начнет очень сильно кричать и унижать. Когда она обижается по непонятной/придуманной причине- то сколько бы я не спрашивала , что вообще произошло - она или игнорирует или говорит отстать от нее (в более грубой форме) или же «ну у тебя же мозги есть, ты и подумай, или еще скажи что не понимаешь». А ведь я не понимаю. У нее может быть прекрасное настроение, и вдруг я буду просто сидеть в комнате и заниматься своими делами, а она забежит и начнет докапываться до любой мелочи (по типу капли воды на столе или того что я не два раза сказала спасибо за еду), вплоть до того (что случается чаще всего) что она вспомнит ситуацию которая была года два назад, начнет кричать, я начну спокойно отвечать, и она начинает кричать еще сильнее и уже абсолютно несвязные вещи с ситуацией откуда все началось. В итоге на мое шокированное лицо и попытки спокойно пояснить ситуацию, она просто добивает очень обидными фразами, закрывается в комнате , не общается со мной несколько часов иои дней, а на попытки помириться или обсудить ситуацию шлет на три известные буквы.
Написать я это решила потому что сегодня произошла странная ситуация, которую возможно мне сможет кто нибудь объяснить. Встречаюсь с парнем достаточно большой период времени; мама его знает, всегда с ним очень добра (кстати она очень любит принижать меня перед ним ), хорошо относится к нему и его семье. Разрешила мне съездить к нему в гости на ночевку. Мы заранее обсудили, что все хорошо, его родители будут дома, я буду маме писать и позвоню что все в порядке. Она спокойно согласилась чтоб я поехала к нему и даже выпроводила меня из дома с позитивным хорошим настроением. Как мы и договаривались, находясь у парня я писала маме, спрашивала как ее дела, рассказывала о событиях. Позвонила ей вечером как она просила. Написала спокойной ночи пораньше чтоб потом не тревожить. Проснулись с парнем поздно днем, просто никуда не нужно было и хотели подольше поспать в последний день каникул. Написала маме доброе утро, на что сразу же получила претензию в виде «это вы так поздно проснулись потому что так рано вчера спать легли? Вы чем там всю ночь занимались?» дело в том что мы на полном серьезе ничем не занимались, и для нас довольно рано легли спать. Я написала об этом маме на что получила игнор.
Приехав домой она написала мне список покупок, я купила абсолютно все что она просила, спрашивала у нее как ее дела. В итоге вечером она пришла с работы и сюрприз-сюрприз, она просто со мной почти не разговаривает. Я спросила как дела на работе (тк она любит рассказывать и очень злится когда я не спрашиваю этого), на что я получила ответ «не надо делать вид, что тебе интересны мои дела. спрашиваешь только чтоб я не ругалась что ты мною не интересуешься». И ушла. Потом она, говоря что то нашей собаке специально очень громко сказала «никому мы с тобой нah4й не нужны в этом доме». Я подбегаю и говорю «что ты такое говоришь. Ты мне очень нужна» на что она сказала чтобы я не врала и «мать вообще не сдалась тебе». …. С тех пор весь вечер со мной не разговаривала. Я подошла пожелать спокойной ночи, она накричала за то что я встала не там где надо когда зашла, смотрела на меня буквально как на самого мерзкого человека в этом мире и кое как пожелав спокойной ночи просто оттолкнула меня от себя (пыталась ее обнять).
Понимаете? Я сделала все что она просила и не сделала ничего, чего она не просила. Я не сбегала из дома, а ушла после того ккк мне дали разрешение еще задолго до события. Но в итоге со мной опять не контактируют.
Она меня то очень любит несколько часов, то оскорбляет и говорит не подходить к ней.
Я вас очень прошу, помогите кто нибудь. Я просто не понимаю, что происходит. Мама для меня самый близкий человек. Вся эта ситуация очень сильно действует на меня и мешает мне банально учиться или спокойно жить. Из за ее криков и тп у меня диагностированное тревожное растройство. (Чем она часто мне тыкает, будто этого не существует). Мне очень тяжело. После каждой крупной ссоры я просто хочу закончить эту жизнь, пыталась повеситься (веревка порвалась). Я не могу жить с таким человеком. Я очень хочу переехать, и я могла бы, но только если я съеду она просто никогда меня не простит и уж точно не будет общаться. Ее от одного упоминания, что я могу жить не с ней перекашивает. А тут или жизнь без нее или не жизнь вовсе.
Кстати с папой они развелись именно из за того, на что я здесь жалуюсь. Она не может понять, что я вырастаю, что у меня может быть своя жизнь. Она очень часто упрекает, что я гуляла с парнем или подругой, вместо того чтобы проводить с мамой время (я с ней 24/7 почти всегда, я уже не могу так быть, да и провидить с ней время - это поваляться на диване вместе с ней, когда она пялит в свой телефон, а я в свой. Ничем другим заниматься она не хочет)
Очень прошу помочь. Кто нибудь знает как мне поступать в таких ситуациях (обычно извиняюсь - плохо, не извиняюсь - тоже плохо)? Что может быть с моей мамой и почему она себя так ведет? Можно ли это прекратить или как просто не переживать из за этого?
Питання від: ; Вік: 16

психолог онлайн
Ирина Константиновна Зубиашвили
Здравствуйте, Анастасия!
Очень Вам сочувствую и очень хорошо Вас понимаю, так как сталкивался с подобным неоднократно не только в своей практике как психолог, но и в личной жизни. И все те проявления своей мамы, что Вы описывали, имел возможность наблюдать своими глазами.
цитата:
Что может быть с моей мамой и почему она себя так ведет?
У Вашей мамы самое настоящее Нарциссичесое Расстройство Личности (НРЛ). Это ясно видно по следующим проявлениям:
цитата:
Она все детство наказывала меня за любой проступок игнорированием (1-3 суток) или криком с унижениями. Из всех людей накричать или наехать она может только на меня или на свою маму, с чужими она супер милая
Любимый прием нарциссов - игнор, впрочем как и обесценивающее личность унижение. Эмоциональное игнорирование - очень жестокий прием, так как ребенок чувствует себя отверженным родной мамой, чувствует, что ПОТЕРЯЛ любовь мамы - и очень страдает от этого. А такая мама, Вам трудно будет в это поверить, ЗНАЕТ это и специально использует.
И да, для окружающих, любой нарцисс будет стараться играть роль супермилой, как Вы и написали - чтобы НРАВИТЬСЯ окружающим - они от этого зависят как наркоман от наркотика, они просто ПИТАЮТСЯ этим вниманием.
цитата:
У нее может быть прекрасное настроение, и вдруг я буду просто сидеть в комнате и заниматься своими делами, а она забежит и начнет докапываться до любой мелочи (по типу капли воды на столе или того что я не два раза сказала спасибо за еду), вплоть до того (что случается чаще всего) что она вспомнит ситуацию которая была года два назад, начнет кричать, я начну спокойно отвечать, и она начинает кричать еще сильнее и уже абсолютно несвязные вещи с ситуацией откуда все началось. В итоге на мое шокированное лицо и попытки спокойно пояснить ситуацию, она просто добивает очень обидными фразами, закрывается в комнате , не общается со мной несколько часов иои дней, а на попытки помириться или обсудить ситуацию шлет на три известные буквы.
Просто Вашей маме захотелось попить Вашей "кровушки", подзарядиться от Вас, так сказать.
Нарцисс - самый настоящий энергетический вампир, которому из-за мощнейшего ЭГОИЗМА (центральная черта характера) не хватает своей энергии, так как они не умеют энергией обмениваться - САМОЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ. Они внутренне ПУСТЫ, потому кстати и -
цитата:
проводить с ней время - это поваляться на диване вместе с ней, когда она пялит в свой телефон, а я в свой. Ничем другим заниматься она не хочет
Далее -
цитата:
Мама все время придумывает проблемы. Если у ее знакомой с которой у них были общие планы случилось что-то в жизни и планы рухнули - по ее мнению знакомая сделала это специально чтобы огорчить и сделать плохо моей маме. Когда я задерживаюсь на прогулке на 10 минут и забываю написать ей что задерживаюсь - по ее мнению я просто вру, и я не предупредила специально, чтобы сделать плохо ей.
Это называется нарциссическим БРЕДОМ. Бредом, в котором центральное место занимает она САМА, а вокруг - сплошные ЗАГОВОРЫ, направленные против нее.
цитата:
Основная проблема в ее надумывании и в том, что она не умеет обговаривать. Допустим, если мы поссорились , то даже если я подойду и начну разбирать полностью всю тему и все проблемы, что кого задевает и тп (как я привыкла делать со всеми остальными людьми) - то она просто откажется обсуждать или просто начнет очень сильно кричать и унижать. Когда она обижается по непонятной/придуманной причине- то сколько бы я не спрашивала , что вообще произошло - она или игнорирует или говорит отстать от нее (в более грубой форме) или же «ну у тебя же мозги есть, ты и подумай, или еще скажи что не понимаешь».
Ей и не нужно обговаривать. Ничего. Ей нужно, чтобы Вы были полностью в ее ВЛАСТИ и только. А любое честное и открытое общение ее просто раздражает, потому что мешает проводить грязные манипуляции и она может потерять ВЛАСТЬ над Вами - оттого и бесится.
цитата:
Эмоциональные качели - излюбленный манипулятивный прием нарциссов. Привязать к себе, а затем отхлестать.
цитата:
Она не может понять, что я вырастаю, что у меня может быть своя жизнь.
Нет, потому что НЕ хочет этого понимать. В ее представлении Ваша жизнь ПОЛНОСТЬЮ принадлежит только ей.
О чем она и говорит Вам:
цитата:
Она очень часто упрекает, что я гуляла с парнем или подругой, вместо того чтобы проводить с мамой время
цитата:
Кстати с папой они развелись именно из за того, на что я здесь жалуюсь
Папа спас себя, не смог уже терпеть подобного ядовитого и изматывающего общения.
Кстати, он дал Вам таким образом и подсказку на Ваш вопрос:
цитата:
Можно ли это прекратить или как просто не переживать из за этого?
Понимаете, в чем эта подсказка?
цитата:
Кто нибудь знает как мне поступать в таких ситуациях (обычно извиняюсь - плохо, не извиняюсь - тоже плохо)?
Не реагировать НИКАК, эмоционально холодно и отстраненно, не вовлекаться в эти игры.
психолог онлайн
цитата:
Я никогда не делала что то плохое ей специально. Если такое было - то было случайно. Я очень устала от этого.
Я Вам полностью верю. Но для нарцисса, чтобы наброситься на Вас вовсе и НЕ НУЖЕН никакой повод. Даже если его не будет – он его найдет. Потому как его цель: НАПАСТЬ.
По ситуации:
цитата:
Своим поведением Вы дали понять, что теперь на ПЕРВОМ месте может быть НЕ ОНА, а кто-то другой – в данном случае Ваш парень. А Вы выходите из под ее ВЛАСТИ – а значит она ДОЛЖНА Вас НАКАЗАТЬ и ВЕРНУТЬ обратно – под СВОЮ ВЛАСТЬ. Она хочет быть ЕДИНСТВЕННОЙ для Вас. И управлять Вашей жизнью. Но это возможно только СЛОМАВ Вас морально, что она и делает:
цитата:
Из за ее криков и тп у меня диагностированное тревожное растройство. (Чем она часто мне тыкает, будто этого не существует). Мне очень тяжело. После каждой крупной ссоры я просто хочу закончить эту жизнь, пыталась повеситься (веревка порвалась). Я не могу жить с таким человеком. Я очень хочу переехать, и я могла бы, но только если я съеду она просто никогда меня не простит и уж точно не будет общаться. Ее от одного упоминания, что я могу жить не с ней перекашивает.
Разумеется, не простит. И будет мстить. А то что, перекашивает – естественно, ведь КАК Вы СМЕЕТЕ ее ОСЛУШАТЬСЯ и ее бросить?! Нарциссы патологически боятся ОДИНОЧЕСТВА, на которое они и заслуживают по своей сути.
Но Ваше желание переехать так естественно и так для Вас СПАСИТЕЛЬНО, что я только его ПОДДЕРЖУ.
Иначе Все может кончится действительно печально для Вас. Если не суицидом, то психозом. Тревожное расстройство у Вас уже имеется.
И боюсь, что БЕЗ длительной психотерапии с психологом Вам будет просто невозможно исцелится от полученных от мамы психологических травм. Уж очень они длительны и глубоки.
Но, надеюсь, парень и его семья Вас поддержат на этом пути. С парнем можете поделиться грустными открытиями по поводу своей мамы, но только по секрету, если он умеет его держать.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Анастасия, вам Павел Леонидович все объяснил, но хочу кое-что еще добавить.
Да, действительно, у вашей мамы психопатический или нарциссический характер, эмоциональная незрелость или перенесенные психологические травмы.
Она не занималась развитием своих отношений, не пыталась понять свои чувства и чувства других людей, и, как результат, разочарована во многих окружающих людях, ищет виноватых вокруг.
Ваше состояние - это психологическое сиротство, но это не приговор. Научитесь останавливать свои попытки починить ваши отношения, позвольте матери быть тем человеком, которым она уже является, не требуйте от нее изменений, и вообще чего бы то ни было. Вряд ли вы это получите.