Протест и агрессия ребенка
Здравствуйте, прошу проконсультировать в воспитании ребенка. Девочка, 9,5 лет, единственный ребенок в семье. Ребенок трудно управляемый, на просьбы не реагирует, делает что-то только после повышения голоса. Мотивация в учебе оч. слабая, все приходится заставлять. Дома, если что-то попросить, все делает со скандалом. Имеет привычку отчитывать родителей, будет изводить до тех пор, пока не доведет до скандала. Огрызается даже на невинные шутки и замечания, говорит гадости отцу постоянно, мне по настроению. Не доверяет, часто делает все наоборот, вплоть до того, что одеть. Кушать не заставляли никогда, но за стол очень часто садится со словами "какая гадость!.." Раньше агрессия была редко, сейчас почти каждое утро и вечер. Требует постоянного повышенного внимания, все нужно делать с ней, иначе дальше всплеск эмоций. Расстелить кровать, подать что-либо, слепить зверька из пластелина на урок и пр. мелочи ТРЕБУЕТ делать за нее. Идет конкуренция за компьютер/телевизор, вырывает пульт из рук. Если запрещаю играть за компом, то дома скандал. Последнее время делаю это часто, так как считаю игры далеко не полезным занятием, более того уроки хромают. При этом девочка очень ранимая, не складываются отношения с одноклассницами, часто жалуется, ходим защищать в школу. Вечером уложить спать оч. трудно, даже при выключенном свете встает и бегает, то в туалет, то попить и т.д. Агрессивная стает в осн. после школы, на каникулах, как бы спокойнее, нету такого дикого желания самоутвердится. Управлять нею в последнее время оч. сложно. Как мотивировать ее в учебе, как мотивировать помогать маме, элементарно собирать свои вещи по квартире. Где она - там хаос. Простая похвала или просьба имеет оч. слабое влияние.
Вопрос от: ; Возраст: 31
консультация психолога
Уважаемая Layla! Вы очень хорошо описали поведение ребёнка. Правильно определили, что движущими силами такого поведения являются протест и агрессия. Теперь нужно определить что в жизни семьи вызывают у ребёнка такую агрессию и протест? Против чего протестует ребёнок своим поведением? Это вы сможете определить с
семейным психологом и идти к нему для начала нужно Вам, возможно с мужем.

психолог онлайн
Первый закон развития систем, закон "Права на принадлежность" гласит: все, кто когда-либо появлялись в семье, имеют право к ней принадлежать. Если человека по каким-то причинам забывают, то кто-то через одно-два-три поколения начинает "показывать" этого человека. Когда ребенок ведет себя таким образом, это указывает на то, что он проживает не только свою жизнь, но и еще чью-то. Ваша дочь "занимается" кем-то, "показывает" еще кого-то из Вашего рода или рода мужа, с кем находится "в сплетении". На уровне общей энергии семьи, единого семейного поля есть кто-то "исключенный", человек, которого семья отвергла и забыла по каким-то причинам. Судя по поведению Вашей дочери, какой-то малоприятный предок. А семейная система не терпит пустоты. Ребенок обычно неосознанно берет на себя эту обязанность. И не может не делать, то что делает. Т.е. она не плохая девочка, а наоборот, очень хорошая. Очень преданная семье в целом. Проблема в том, что единственный ребенок в семье может находится в "сплетении" с кем угодно из рода: все родственники до 4-5 колена, пропавшие без вести, враги народа, убийцы и жертвы, бывшие мужья, жены, возлюбленные, абортированные дети... Глубоко сочувствую Вашей девочке и Вам.
Что можно сделать? Это можно диагностировать и скорректировать на группе по проведению Расстановок.
Дополнение от автора
Спасибо за ответы, постараюсь в спокойной обстановке поспрашивать, что бы она хотела улучшить у нас дома, что ей не нравится. Отчасти чувствую свою вину, так как пошла работать, когда ей было 2 месяца, ребенок время проводил больше с няней. Сей час не чувствую с ней такого контакта, как у меня был с моей матерью. Ни физически ни морально не хватает сил на ребенка, полностью выкладываюсь на работе. С др. стороны я сама вышла из многодетной семьи и внимания от матери я также получала мизер, много меньше, чем сей час мой ребенок от меня. Но к матери я всегда относилась как к своему миру, старалась поубирать, порадовать ее. У моей дочери нету этого сострадания или участия ко мне. Она не любит со мной готовить и, если я ее прошу, то всячески изображает, что не умеет, не интересно. У нас нету контакта, от чего, мне иногда кажется, что я больше страдаю, чем она. Часто может меня просто обидеть, сказать, что я специально что-то делаю, что бы ее достать и т.пр.
психолог онлайн
Здравствуйте Layla!
Каждый ребенок по своему уникальный, у каждого есть свой уникальный темперамент с которым он рождается, свой уникальный характер который у него формируется, своя уникальная жизненая ситуация, свой уникальный круг близких людей. И поэтому не совсем продуктивным есть ожидание необходимого для Вас поведени Вашей дочери.
В вашей ситуации важно разобраться какой темперамент носит ваша дочь, какая она была с рождения: спокойная, тревожная, активная, неохотливая к действию, требовательная..? Важно проследить как менялся ее характер поведения на протяжении всего развития. Важно понимать, что детки нуждаются во внимании, они как приходят в этот мир подобно чистые листы, как губки, которым необходимо присутствие мамы, которая наполнит их знаниями, ощущениями и пониманием этого мира. Вы писали, что были вынуждены работать и поэтому не смогли уделить достаточно времени своей дочурке. К сожалению, это случается со многими мамами и их детьми, это жизненая реальная потребность: быть материально обеспеченным и многие так поступают при необходимости. Но при этом подымается у мамы чувство вины, что она оставляла своего ребеночка, и не была рядом, когда он нуждался в ее тепле и заботе. На почве чувства вины с годами у родителей формируется потребность компенсироваться, а у детей, на почве неудовлетворенной потребности, формируется определенный стиль привлекания внимания. Детки очень легко считывают своими ощущениями ощущения родителей и когда чувствуют, что родители ведут себя в силу своего чувства вины, они ощущают, что в состоянии манипулировать своими родителями. Что, похожее, у Вас и происходит: "Требует постоянного повышенного внимания, все нужно делать с ней, иначе дальше всплеск эмоций. Расстелить кровать, подать что-либо, слепить зверька из пластелина на урок и пр. мелочи ТРЕБУЕТ делать за нее. Идет конкуренция за компьютер/телевизор, вырывает пульт из рук. Если запрещаю играть за компом, то дома скандал." Она достигает того эмоционального уровня на который Вы начинаете реагировать и выполнять ее требования тоесть: "всплеск эмоций", "скандал". Она нуждается в том, что бы ощущать себя важной, доминирующей, чувствовать, что для нее что-то делают, и делают, когда у нее есть в этом потребность. Это естевственное поведение ребенка, который чувствует себя неудовлетворенным. Из этого пункта выходят уже последующие усложнения Вашей ситуации. Такие как: сила агрессии, которая наросла у Вашей дочурки и уровень требований, который сформировался из-за недостатка правильного внимания. Ко всему же этому на почве этих "бушующих" отношений есть стимулом для еще большей силы этого негатива - ответные ТРЕБОВАНИЯ родителей: "Ребенок трудно управляемый, на просьбы не реагирует, делает что-то только после повышения голоса. Мотивация в учебе оч. слабая, все приходится заставлять." Тоесть Вам необходим "удобный ребенок"? Ребенок, которым легко управлять, который не мешает, не создает проблем, с которым не надо прояснять ситуации типа: почему у тебя нет желания учится? возможно тебе это не нравится? возможно ты хочешь ничего неделать и все время играть? Возможно тебе трудно в одиночестве справлять с этим? Хочешь я тебе помогу? Давай договоримся: сейчас сыграем в твою любимую игру, а потом сделаем задание? (или наоборот). Ребенок это человек с множеством потребностей. Важно иметь баланс между удовлетворением потребностей ребенка и необходимостью выполнять детские обязоности во взрослых делах.
По поводу: "При этом девочка очень ранимая, не складываются отношения с одноклассницами, часто жалуется, ходим защищать в школу..." Здесь важно разобраться почему не складываются отношения? И родителям важно понять, что их задача не ходить в школу, что бы защитить малышку, а научить малышку, как защищать себя, объяснить как стоит поступать в той или инной ситуации. Дать ей возможность ощутить, что родители рядом они заботяться о ней и они помогают ей учиться действовать и решать трудности самостоятельно. Для этого не обязательно делать за нее то, что она еще не умеет еще делать, важно почь понять или показать как и что делается.
Вы очень огромная молодец, Layla! И все у Вас получится, возможно Ваша проблема не настолько велика, как Вам кажется. Просто находясь в своей проблеме, человек теряет видимость ее и она становится очень тяжелой и кажется неразрешимой.
психолог онлайн
Layla,
нужна комплексная работа с психологом. Изначально - с вами, потом, возможно, и с ребёнком. Как задачи можно определить - установление системы правил и норм внутрисемейных, которая будет для всех приемлимой.
Дальше - работа с вашими запросами отдельно (какие-то проекции из детства, как это было у вас, и как должно быть, с вашими чувствами), с девочкой отдельно - откуда агрессия (то ли как протест на то, что сейчас вы предъявляете требования, а раньше их не предъявляли в такой степени, то ли как отыгрывание того, что происходит в школе, то ли и то, и другое - это ещё предстоит выяснить).
Можно, конечно, справляться и самостоятельно. Но в моей практике быстрее и лучше это делать вместе с психологом. Удачи.
консультация психолога
Layla, прочитав ваше письмо, я могу предположить, что вы стараетесь относиться к вашей дочери так, как вы бы хотели, чтобы ваша мама относилась к вам. Но при этом вы не получаете ожидаемого. Это можно выразить как :"Да если бы ко мне к детстве было столько внимания, то я бы...."
Рекомендую вам (пока не начался пресловутый переходный возраст дочери и сейчас ее хоть как-то можно контролировать и мотивировать) не откладывая в долгий ящик, - идите к психотерапевту (или к психологу). Сначала вы с мужем, потом уже дочку ведите. Как выбрать хорошего спеца прочитайте в разделе "статьи". Удачи и терпения!
Дополнение от автора
Ольге Анатольевне спасибо за столь обширный ответ, да, конечно во многом вы правы, кроме "удобный ребенок". Муж много времени проводит с ней, я, может меньше, но выходные мы никогда отдельно от нее не проводим. Она практически выросла на наших руках. Бабушка живет за 800 км от нас и ребенок с ней проводит не больше недели в году на каникулах. Просто, у меня не с кем ее сравнивать, кроме себя самой. Так как опыт воспитания ребенка у меня первый. И в большинстве ее проступков мне трудно понять мотив. Хоть убейте, я не понимаю, зачем оскорблять маму, которая утром в выходной встает и жарит тебе люб. гренки. А у нее такое может быть, она потом извиняется, делает вид, что поняла. А на след. день это повторяется. У мужа она просит прощение по 10 раз на день, а потом опять вякает языком какую-то гадость. Например, он ей, "..собери книжки на письменном столе", а она может ответить "сам убери, я Вам не служанка". и т.п. Такое хамство просто убивает, где она этого нахваталсь, я не знаю, но обострения началось после школы. У нас вполне нормальная семья, работаем, доучиваемся, муж в институте, я в аспирантуре. Друзей у нас практически нет. Пьянки мы дома не устраиваем, потому как склонны больше пересиживать на работе. За последних 9 лет поменяли три населенных пункта по причине смены места работы, поэтому друзей не успеваем заводить. Родственников принимаем раз-два в году на ДР. То есть негде ей брать пример из жизни так общаться, если только не у сверстников. Поэтому в принципе, внимания для одного ребенка должно бы было быть достаточно. Все бы хорошо, если б это хамство и деланье назло не участилось до каждодневных представлений.
По подружкам: объяснять всегда объясняем, где как поступать, но не всегда она говорит правду. Было несколько ситуаций, в которых она либо недоговаривает, либо привирает для эффекта. Видимо стремление не быть, а казаться есть в немалой степени, что просто сводит к минимуму мои советы в конкретной ситуации. Приходя в школу, иногда узнаем новые обстоятельства.
В общем, я просто хочу узнать мнение профессионалов, чем можно мотивировать ребенка к нормальным отношениям/учебе/чистоплотности и т.д. в 9-10 лет, так как запреты не действуют. Может это переходной возраст начался в связи с ранней акселерацией. Где грань между плохим воспитанием и гормонами?
Дополнение от автора
Спасибо, Нелли Викторовна, в Ваших словах есть правда, потому что я действительно ни в детстве, ни во взрослой жизни и приблизительно не имела столько внимания, сколько моя дочь сей час. Отец у меня был алкоголиком, умер еще в 2003 году. Мать с тремя детьми вечно замученная жизнью/головной болью/проблемами детей в школе и пр. пр. еле живая всегда смотрела сквозь меня. И никто моих проблем не то, что в школе, а даже дома не решал. Два старших брат могли избить меня просто так (разница с ними в 3 и 4 года). Но я не уверена, что я как либо это проявляю на своем ребенке. Мне больше это похоже на манипуляцию, самовыражение через нас, то, что она не получает в школе, она с лихвой отыгрывает на родителях. Более того, я всегда ей повторяю, не обращай внимания, ты красивее, умнее и т.д. Что можно посоветовать что бы ей заинтересовать сверстниц? Как объяснить ребенку, что на школьных штампах мир не заканчивается?
консультация психолога
ой, вы так много написали, не знаю ,за что хвататься! :)
"Как объяснить ребенку, что на школьных штампах мир не заканчивается". Вы это знаете, потому, что у вас жизненный потыт позволяет сделать такие выводы. А школьник об этом еще не в курсе. Что она видит кроме школы? Пример семьи и все.
Своего ума еще никому не удавалось вставить в чужую голову. Есть притча такая:
Хороший пример
Один мулла хотел уберечь свою дочь от всех опасностей жизни. Когда пришло время и кра¬сота ее расцвела как цветок, он отвел дочь в сторону, чтобы рассказать ей, как много в жизни встречается подлости и коварства. «Дорогая дочь, подумай о том, что я тебе сейчас скажу. Все мужчины хотят только одного. Они хитры, коварны и расставляют ловушки, где только могут. Ты даже не заметишь, как погрязнешь в болоте их вожделений. Я хочу показать тебе путь, ведущий к несчастью. Сначала мужчина восторгается твоими достоинствами и восхища¬ется тобой. Потом он приглашает тебя прогу¬ляться с ним. Потом вы проходите мимо его до¬ма, и он говорит тебе, что хочет только зайти за своим пальто. Он спрашивает тебя, не захочешь ли ты зайти вместе с ним в его квартиру. Там он приглашает тебя сесть и предлагает выпить чаю. Вы вместе слушаете музыку, проходит ка¬кое-то время, и он вдруг бросается на тебя. Ты опозорена, мы все опозорены, твоя мать и я. И вся наша семья опозорена, а наше доброе имя опорочено навсегда». Дочь приняла близко к сердцу слова отца. И вот однажды, гордо улыба¬ясь, она подошла к отцу и сказала: «Отец, ты, наверное, пророк? Откуда ты знал, как все про¬изойдет? Все было точно так, как ты рассказы¬вал. Сначала он восхищался моей красотой. По¬том он пригласил меня погулять. Как бы слу¬чайно мы проходили мимо его дома. Тогда не¬счастный влюбленный заметил, что забыл свое пальто, и, чтобы не оставлять меня одну, попро¬сил зайти вместе с ним в его квартиру. Как того требуют правила вежливости, он предложил мне выпить чаю и скрасил время чудесной му¬зыкой. Тут я вспомнила твои слова и уже точно знала, что меня ожидает, но ты увидишь, что я достойна того, чтобы быть твоей дочерью. Когда к почувствовала, что мгновение это приближается, я бросилась на него и обесчестила его, его родителей, его семью и его доброе имя!»
Настоятельно рекомендую вам поработать с психотерапевтом. Это поможет скорректировать ваше поведение(почему позволяете дочери хамить и помыкать вами?), и поведение вашей дочки (научиться конструктивнее говорить о своих желаниях, понять причину скудных социальных контактов и т.д.). удачи вам!
психолог онлайн
Здравствуйте, Layla!
Похоже у вас гиперактивный ребёнок. Это вовсе не плохо (у меня у самого такой и я его очень люблю, хоть конфликты и возникают время от времени), но довольно сложно в воспитании.
Характерные черты гиперактивных детей:
- резкость в словах, движениях и поступках;
- излишняя возбудимость и напряжённость (как эмоциональная, так и на телесном уровне), проявляющаяся в том числе и в плохом засыпании;
- очень развиты интеллектуально, бывают не по годам взрослыми, с хорошим творческим потенциалом - креативны и изобретательны;
- сложно выстаивают отношения со сверстниками;
- повышенное чувство собственного достоинства и большая ранимость;
- иногда неадекватно могут отреагировать даже на невинное замечание - но это не из-за вредности, а из-за искажений в восприятии - им так кажется (иллюзия восприятия).
С такими детьми категорически нельзя говорить языком приказаний (как ваш муж прямолинейно-солдафонски: "Убери книги со стола"), а также иронически-шутливым тоном - они могут воспринять это как издевательство и унижение для себя. Всегда ведите с девочкой диалог, и разговор должен быть на равных, с уважением к ребёнку (но без заискивания, разумеется).
Воевать с ребёнком точно не стоит. Ваша задача: подружиться.
Особенное внимание нужно уделить психологической атмосфере в школе и классе вашего ребёнка. Из-за трудностей в социальной адаптации для таких детей желательна благоприятная и спокойная атмосфера и понимающий преподаватель (если условия не такие - ищите другую школу или класс).
В целом, я рекомендую вам обратиться к
детскому психологу, чтобы он провёл диагностику на предмет гиперактивности.
А также научил вас общаться с таким ребёнком. Она ваша единственная дочь и кого же ещё вам с мужем любить, как не её?
психолог онлайн
Имеющий глаза, да увидит. Имеющий уши, да услышит. Я же Вам об этом и написала: "Отец у меня был алкоголиком, умер еще в 2003 году. Мать с тремя детьми вечно замученная жизнью/головной болью/проблемами детей в школе и пр. пр. еле живая всегда смотрела сквозь меня". Она кого-то "показывает" - это раз. "Прерванное движение к матери" - это два. "Но я не уверена, что я как либо это проявляю на своем ребенке". Она сама эту энергию ловит и транслирует. Без Вашего прямого участия.