Как научиться жить чувствами?
Здравствуйте!Недавно я поняла, что не знаю, что такое чувства, не могу понять, когда я испытываю чувство, а когда эмоцию.Моя проблема не в том, что у меня вообще нет чувств, что я их не испытываю, а в том, что я не позволяю себе их осознавать, испытывать сознательно.Они есть где-то очень очень глубоко, но я не даю им стать частью моей жизни, трамбую куда-то глубоко в свою душу.Краски моему внутреннему миру раньше добавляли эмоции, теперь я понимаю, что эмоций мало, что они очень поверхностны и не могут заполнить мой внутренний мир, что нужно жить чем-то более постоянным, глубоким, сильным - т.е. в моем понимании чувствами.
Я предполагаю, что мое нежелание и неумение жить чувствами следствие того, что когда я была подростком (5-6 класс) в моей жизни случился резкий перелом - развод родителей и одновременно переход в другую школу, и этот перелом оказался для меня тяжелым ударом, т.к. начались проблемы в семье (развод получился психологически крайне тяжелым) и меня не принял новый класс, так что прибавились еще и проблемы со сверстниками.
Видимо мои чувства в тот момент были очень ранены, так что я решила что проще вообще не чувствовать. Еще наверное именно тогда я решила не дорожить людьми. Сейчас, в 21 год, я понимаю, что у меня очень мало близких людей рядом, но самое главное - я не пускаю их глубоко в свое сердце, мне иногда кажется, что даже самыми близкими(мамой, братом) я не дорожу.
В ситуации, когда нужно проявить чувство я почти всегда реагирую отрешенным спокойным безразличием, становлюсь пластинкой металла или ледяной сосулькой.
Сейчас я понимаю, что внешне я пережила тот сложный период,что чисто внешне я вернулась к нормальной жизни и сейчас по мне не скажешь, что я была изгоем в классе. Когда мои знакомые узнают это сейчас, они не верят, как и с удивлением узнают, что у меня не все впорялке в семье. Я очень жизнерадостный и общительный человек, много улыбаюсь, но за этим, как оказалось, скрывается пустота и холод души.Я очень творческий человек, я пою, рисую, пишу песни,и чувствую то окружающий мир достаточно глубоко, но я не могу понять того, что происходит у меня внутри, не могу "увидеть" своих чувств и не позволяю им быть, жить во мне, не даю себе жить чувствамию. От этого холодно и пусто.Я не хочу больше чтоб внутри меня были эти холод и пустота. В моей жизни сейчас наступил новый период, в ней есть события, которые требуют проявления чувств и я хочу научиться их проявлять, испытывать чувства и осознавать их.
Вопрос от: ; Возраст: 21
консультация психолога
Анастасия, читая ваше письмо, отследила уже несколько чувств, с которыми вы его писали.
Вы правы, эмоции отличаются от чувств! Не каждый это замечает. Для меня это знак того, что вы умеете к себе прислушиваться. Возможно пришло время изменить ваше отношение к отслеживанию чувств. Вы эо однажды уже сделали (стресс, развод родителей, новая школа), значит у вас есть инструмента, который поможет вам исправить ситуацию. Я рекомендую вам поработать с этим вопросом с психотерапевтом. Например, специалисты, работающие в методе гештальт-терапии, очень обращают внимание на то, чтобы научить клиента отслеживать чувства. Позитивная психотерапия тоже в этом плане хорошо помогает. Для этого даже работа по скайпу подойдет. Есть у вас возможность работать с психотеарпевтом?

психолог онлайн
Анастасия,
вы уже проделали большую внутреннею работу по самоанализу и самопониманию. Осталось найти в себе ресурсы и именно научиться чувствовать. Это возможно в работе с психологом, где можно поработать с вашей давней психологической "травмой" и также учиться устанавливать новые эмоциональные отношения в контакте с другим человеком, осознавая свои чувства. Для такого осознавания подходит гештальт-терапия как метод. Удачи вам.
Дополнение от автора
Спасибо большое за рекомендации!
Не знаю, смогу ли я сейчас оплатиить работу психотерапевта, да я и не особо вижу в этом смысл, вы думаете это обязательно? Дело в том, что я сама учусь на психолога и многие проблемы, думаю, могу проработать сама,плюс у меня есть люди, с которыми я могу об этом поговорить и которым я доверяю (в том числе и с теми, кто имеет психологическое образование).Согласна, что сеанс с психологом был бы идеальным вариантом, возможно, но я была бы рада, если бы вы дали мне, учитывая, что я "в теме", какие-то практические советы для работы, которую я могла бы провести сама.Например мой преподаватель по психолгическому консультированию предложил мне записывать мои чувства (я уже много лет веду дневник) и не убегать от них в позицию "я бесчувственная", а называть их, позволять испытывать, как бы немного жить в этих чувствах.Тогда они придут осознанно в мою жизнь, я наконец-то разрешу им быть и себе осознавать их. Плюс я уже в течении полугода стараюсь выражать все, что происходит внутри, через рисунки. Наверное, моя позиция "сам себе психолог" не идеальный вариант, но ведь и так можно многое исправить?
консультация психолога
Здравствуйте, Анастасия. Вы внимательна к себе и очень четко замечаете важные вещи, чувства точно есть, вам важно только научиться их замечать. С вашим запросом действительно очень хорошо работает гештальт-терапия, так что если у вас есть возможность начинайте очную работу.
Дополнение от автора
И еще, Нелли Викторовна, не могли бы вы назвать те чувства, которые вы отследили в моем письме.Мне очень интересно именно то, как вы их назовете.
психолог онлайн
Ещё раз повторюсь - по самоанализу вы проводите прекрасную работу. И то, что сказал ваш преподаватель - это справедливо. Но вот работа с вашими переживаниями в "травме", с вашим сегодняшним "замораживанием" лучше всего прорабатывать в очной терапии. Это быстрее изменит вашу жизнь. Удачи.
консультация психолога
Хорошо, я напишу, но сначала вы попытаетесь написать то, что пришло вам в голову по этому поводу. Попробуйте на практике сделать то, что советовал вам ваш преподаватель. (просто, если я напишу вам свое вИдение, согласитесь, ваша работа может быть уже смазаной моим мнением; а так, как раз и поймете, на что обращать внимание.). Договорились?
И заодно напишите, в чем лично для вас отличие между эмоциями и чувствами. Не цитату из учебника, а своими словами без шпаралок. :)
Буду ждать ответа!
Кстати, если вы планируете профессионально работать психологом, а тем более психотерапевтом, срочно решайте эту проблему, иначе вы просто работать не сможете! Психотерапевт работает и своей личностью тоже, не только кем-то придуманными техниками. Не умея отслеживать чувства, вы рискуете качеством взаимодействия с будущими клиентами.
Дополнение от автора
Я вижу в моем письме такие чувства: сожаление, неуверенность, чувство удовлетворения от того, что смогла справиться с какой-то частью проблемы("по мне не скажешь, что это было"), надежда и чувство, которое я не знаю, как назвать, только по черте характера - целеустремленность.
Отличие эмоции от чувств...наверное в том, что эмоции быстрее уходят. Ведь есть чувство радости и эмоция - радость, наверное так.Вообще у меня в
названиях эмоций и названиях чувств какая-то путаница.Кажется, что они одними и теми же словами называются, поэтому и сложно одинм словом разделить тут то, а тут это.:)
С вашим комментарием по поводу работы психолого согласна на 100%, поэтому, наверное, и написала это письмо.:)
консультация психолога
Ничего себе! Я даже не ожидала, что у вас будут такие результаты! На мой взгляд, для человека, который говорит, что плохо отслеживает свои чувства, вы прекрасно справились! Я бы еще добавила обескураженность, беспокойство, и, после прочтения ваших дополнений к вопросу, чувство предвкушения, но они все вгладываются в ту систему, которую вы уже написали. Вы даже смогли отследить, что чувства могут быть одновременно разных модальностей (неуверенность и надежда, сожаление и удовлетворение). Это очень хороший показатель! Обычно люди это редко отслеживают.
У вас есть умение отслеживать свои чувства, теперь это умение вам нужно перевести в ранг навыка(надеюсь вызнаете, чем умение отличается от навыка?).
Практикуйтесь, как вариант, составьте себе словарик чувств, которые вы чаще всего испытываете (любовь дляменя - это...., азарт для меня - это... и тд.)
Знаете, когда я начинала учиться на психотерапевта (уже после вуза), мне было словжо отслеживать свои чувства и тем более проговаривать их. Примерно год мне понадобился для того, чтобы наработать этот навык. Горжусь собой! Делюсь с вами своим опытом для того, чтобы вселить надежду и в вас. Если есть желание и цель - все получится! Успехов вам!
Дополнение от автора
Нелли Викторовна, спасибо Вам огромное!Мне очень нравится идея словарика, обязательно ею воспользуюсь.:)Знаю, что такое навык, и, пожалуй, что в этом и есть суть моей проблемы - надо сделать чувствование моим навыком.:)Вы меня очень вдохновили.Спасибо!:)))
консультация психолога
Рада, что смогла помочь.
ЗЫ: может я придираюсь, но навыком нужно сделать не чувствование, а отслеживание чувств. На мой взгляд, разница принципиальная. Но я на правильности своего мнения не настаиваю. :D
Удачи вам!