нет боли от утраты близкого человека
У меня умер дедушка в конце февраля, я с ним в одной квартире прожила почти всю жизнь, за исключением нескольких последний лет. Он тяжело болел, ему успешно сделали операцию и он должен был идти на поправку. Меня поразило, как он мужественно держался, как он боролся, я на него посмотрела другими глазами. Но уже дома он стал отказываться есть. В воскресение я его видела и он был в порядке, а когда пришла в пятницу утром, он уже был очень слабый. Я поговорила с мамой и сестрой, что надо везти в больницу. Они были против, говорили, что он не хочет. В итоге договорились, что в понедельник вызовем врача и если врач скажет, что надо в больницу - повезем. С дедушкой каждый день целый день были по очереди медсестры из больницы, они тоже советовались с его врачем, он говорил, что мед проблем больше нет, должно быть все хорошо. Я виню себя, что не была с ним рядом эти 4 дня, но меня держит на плаву то, что я успела с ним немного поговорить, он сказал, что чувствует мою любовь, я его гладила, покормила. В понедельник пришел участковый врач и сказал, что все хорошо, надо есть и все. Я хотела вечером все-равно говорить с сестрой, что надо везти в больницу. А через несколько часов он умер.
Осталась большая злость и обида на маму и сестру и на себя, что мы его не спасли. За последнее время накопилось много претензий друг к другу. Мы это все эмоционально в скандале друг другу высказали. Я не смогла из-за всего этого выплакать с ними свое горе. Мы только друг друга обвиняли. Я думаю, что маме вообще без дедушки лучше. И на старую бабушку она жалуется, как ей с ней тяжело. И вообще, как ей тяжело. Что я ей не помогаю. Да у меня у самой жизнь не сахар, полно проблем и обязанностей, но я ее этим не гружу вообще, рассказываю только хорошее. И я не считаю маму главной страдалицей. Такое впечатление, что ей мешают работать все и вся. Мы с ней вообще отдалились, когда в желании оградить ее от страданий из-за того, что я рассталась с мужем, я просто это стала скрывать и в конечном итоге пришло отчуждение. По моей же инициативе я получается прошла расставание с мужем без поддержки одна.
Вопрос от: ; Возраст: 30
Дополнение от автора
Я не смогла выплакаться дома с гражданским мужем. Он был с дедушкой не знаком, уже на след день был весел и слушал на всю громкость музыку. Мы из-за этого ссорились, но я понимаю, что он не может страдать. В конечном итоге я спрятала фотографии дедушки, чтобы дедушка на небесах это не видел и не слышал, мне было стыдно перед ним.
Единственное, мне полегчало, когда я первый раз в жизни написала стих, посвятила дедушке. Немного получила поддержку от дяди, он прочитал его, тоже плакал, для меня это было важно. Мама сказала, что я должна была общаться больше с дедушкой, кога он был жив, что я мало уделяла ему внимания.
Получается мне было нескем и негде выплакаться.
Сейчас пишу и плачу, но у меня такое впечатление, что я совершенно не страдаю, что дедушка умер (это случилось в конце февраля). У меня вообще впечатление, что я страдала и страдаю недостаточно сильно. Живу обычно, как ни в чем не бывало. Другие чувства озлобления, обвинения других и себя во мне намного сильнее (из-за этого совсем отдалилась от родных, чтобы этого не чувстовать). Я сейчас завидую тем, кто может выстрадать свое горе. А я не горюю. И мне очень плохо из-за этого. Так хелотелось, чтобы он мне приснилось, но этого не случилось ни разу. Я чувствую себя черствым, нелюбящим человеком (мама говорит, что она меня считает таким человеком тоже, я думаю, что так и есть). Еще мне кажется, что я вообще не осознала, что его больше нет. Когда мы его хоронили, мне казалось, что он не похож. Подскажите пожалуйста, как я могу облегчить свое состоянии, что делать. (По письму может сложиться ложное впечатление, что у меня депрессия - но это не так)
консультация психолога
ddd, здравствуйте!
Из вашего письма наибольшее внимание хочется уделить вашим взаимоотношениям с близкими. Чувство гнева, обиды, раздражения, которые вы, как мне показалось испытываете к ним. Они отравляют вам жизнь и приносят страдания. На эти переживания нужно обратить внимание в первую очередь. Они часто мешают адекватно воспринимать действительность, лишают душевного комфорта.
А смерть дедушки, вы на мой взгляд переносите вполне естественно. Вы по всей видимости внутри себя понимаете, что сделали для него все что могли, и теперь со смирением принимаете произошедшее. Ваш дедушка наверняка прожил долгую и интересную жизнь. Не секрет ни для кого, что человечская жизнь - она конечна. И ритуалы помогают нам справиться с болью утраты.
Удачи, Вам ddd.

психолог онлайн
Горевание имеет несколько сменяющих друг друга стадий- сначала шок, отказ поверить в случившееся, а потом как раз стадия гнева, когда мы злимся или на врачей, что не вылечили, или на себя , что не спасли(в вашем случае еще и на близких), иногда на самого умершего-как он мог нас покинуть...
дальше идет стадия депрессии, когда осознав, наконец, что ничего изменить невозможно, мы начинаем в полной мере ощущать боль потери, плачем, горюем.
Но дальше наступает стадия примирения с произошедшим и постепенно мы успокаиваемся. Мы все реже вспоминаем умершего, меньше или вовсе не плачем при этом. Остается чувство, которое можно обозначить "печаль моя светла..."
Недаром траур длится год. Нужно время, чтобы пережить потерю. Говорят, чтобы выплакать горе, надо сто часов плача...
так что плачьте,если вам хочется...
рассказывайте о своих чувствах тем, кто захочет вас выслушать( подруге, коллеге, попутчику в транспорте...)
Вы ведь горюете, только чуть подзастряли на стадии гнева.
И еще... мудрые старые люди сами знают, когда им уходить из этой жизни. Возможно ваш дедушка сделал все правильно....
Видимо, вы очень его любили и он был вам очень дорог. так отпустите его....
Так будет легче и вам и ему, вернее его душе...
и он приснится вам тогда, когда будет нужно....
психолог онлайн
Бывает, что событие и наше переживание его не совпадают по своей интенсивности. И за это не стоит себя виноватить - ведь мы не отвечаем за свои чувства, в том смысле, что чувства возникают сами по себе, как ответный посыл на событие.
С дедушкой нужно и можно попрощаться. Для этого нужно представить его сидящим на стуле напротив и высказать всё, что наболело и накопилось на душе. А затем, представить себе его ответ вам. То, что сразу полегчает - гарантирую. Метод проверенный. Если сложно будет это сделать самой, обратитесь к грамотному психологу очно. Он поможет.
И ещё. В ваших отношениях внутри семьи тоже есть достаточно проблем во взаимопонимании, а также привычки обвинять друг друга. Это вряд ли сделает кого-либо из вас счастливыми. И стоит разобраться в механизме подобных отношений. Здесь тоже специалист не помешает. Дистантно эту проблему решить будет трудно.
Удачи и душевного покоя!
консультация психолога
Здравствуйте, ddd.
Моя уважаемая коллега, Галина Несмашна, очень хорошо описала стадии "работы горя" или "горевания", так что тут я с ней полностью согласна.
Насчет упражнений, можно написать деду письмо (естественно, что отсылать никуда не надо), в нем расскажите о своих чувствах, вспомните светлые моменты, вспоминайте моменты когда Вы злились на него или оставляли без внимания, расскажите в письме как на Ваш взгляд отнеслись к его смерти остальные близкие и какие чувства у Вас по этому поводу, попросите его присниться Вам. В конце письма расскажите ему о том какие уроки его жизнь и смерть Вам принесли, как Вы собираетесь жить дальше, что делать, поблагодарите его за то, что он был в Вашей жизни и попрощайтесь.
Это упражнение тоже испытанное, было бы желание его делать.
Удачи Вам.