Пекло (Режисер Дэнни Бойл, сценарист Ридли Скотт). Коментар психолога.
Наверное, не стоило бы лишний раз и упоминать то обстоятельство, что любое более-менее достойное произведение искусства – является выражением некоей индивидуальной или коллективной мысли. Творчество сублимирует эмоциональные психические содержания. Однако иногда представляется поразительным, насколько сюжеты художественных фильмов могут включать модели бессознательных фантазий, общих для некоторых типов личности и переживаний. И чем гениальнее режиссер и сценарист, тем точнее передается эта фантазия, берущаяся за основу фильма. И, как ни парадоксально, тем лучше выходит сам художественный фильм.
Тема использования базовых моделей человеческой психики в качестве основы множества современных фильмов, в том числе фантастических (наиболее яркий и столь часто цитируемый пример – фильм «Матрица»), стала уже привычной.
В художественной картине с несколько вызывающим названием «Пекло» (в оригинале «Sunshine», 2007г.), Ридли Скотт (известный с конца 80-х по фильмам серии «Чужой» режиссер и сценарист), как всегда представляют уже знакомый нам набор фантастических элементов. Данные элементы вплетены в основу упомянутой бессознательной фантазии, и кажется, не столько придают ей связность, сколько усиливают ощущение напряжения, распада, фрагментации и катастрофы. Атмосфера чрезмерного напряжения, доходящего до смятения, и просто таки, психотического уровня тревоги – вообще характерно для данного фильма, что отвлекает и несколько усложняет его восприятие.
На старте сюжетной линии мы обнаруживаем в чем-то типичную для фильмов - катастроф идею замерзающего человечества, терпящего бедствия в результате охлаждения планеты Земля, которое, в свою очередь, наступило вследствие неких процессов на Солнце, приведших к замедлению ядерных реакций, и, следовательно, также, и его прогрессивному угасанию. Таким образом, мы видим, что нечто катастрофическое преследует мир, происходя, как если бы, - извне, и как, в последующем можно было бы догадаться, - в наказание за что-то.
Человечество решает предпринять шаги и снаряжает экспедицию на Солнце. Собираются воедино все запасы атомной энергии, которые должны быть доставлены внутрь Солнца и взорваны, таким образом, произведя его реактивацию и новое рождение. Первая экспедиция пропадает, и фильм повествует о членах второй экспедиции, намного более подготовленных, и находящихся на автоматизированной станции, которая следует курсом на орбиту Солнца. Примечательным является то, что человечество предусмотрела возможность человеческого фактора, и запрограммировала корабль так, чтобы в случае экстренного вмешательства он имел шансы самосохранения. Данные обстоятельства не преминули случится. Экспедиция обнаруживает сигнал SOS с первого корабля, исчезнувшего с радаров 7-мь лет назад. Принимается решение изменить курс, поскольку есть смысл, если и не спасти уцелевших, то, по крайней мере, – груз. Две атомные бомбы намного повысят шанс проникнуть в сердцевину Солнца и вызвать его регенерацию и перерождения. Поскольку никто не знает и даже не может предположить, какие процессы имеют место в самом Солнце.
Охлажденная мать-Земля, бог-отец- Солнце легко могут быть интерпретированы уже на данном этапе. И как всегда в команде астронавтов (по устоявшейся аналогии с «Солярис») мы находим психолога, который очарован видом и зрелищем Солнца – раскаленного шара, занимающего половину неба. Он желает увидеть и постичь его больше, чем позволяет его зрение и органы чувств. Компьютер ему говорит, что может ему показать лишь 2,5 процента от яркости Солнца, и в лучшем случае, снять фильтры и повысить до 3,1 процента, поскольку все, что далее, - выжжет его сетчатку. Конечно же, в дальнейшем, мы сможем наблюдать, как главные герои, каждый по-своему, соприкоснутся с Богом. Кто-то видит во сне свое падение и сгорает в недрах Солнца, другие, напротив, - замерзают, спасая корабль и его членов, иные каменеют в его ярком присутствие.
Изменение курса и ряд человеческих ошибок приводят к катастрофе уже самой станции. Первая экспедиция оказывается зловещим образом уничтоженной, сожженной и распыленной. И все это вероятно наступило в результате некоего религиозного экстаза членов команды, или, по крайней мере, одного из них. Он возомнил себя способным остаться один на один с Богом. И все посылы человечества и его выживания кажутся ему ничтожными по сравнению с этим душевным стремлением.
На данном этапе, мы видим пик реализации бессознательной фантазии. Человеческие Я замерзают и в этом повинен Бог, который покинул их, и желает все довести до финального конца. Под прикрытием щита от зловещих лучей Солнца, человечество пытается доставить послание. Это послание должно быть контейнировано Солнцем, и вернуть ему и человечеству жизнь. Идеальная связь, близость должны быть возвращены. Но для кого-то – идеализация, это - жизнь и надежда на будущее, а для кого-то – смерть и сокрытие безумия. Кто-то желает быть избранным, и, так сказать, быть один на один с Богом – бороться за власть. А другой, - готов отдать свою жизнь, пожертвовать собой, раствориться в его лучах. Мы видим идею садизма и мазохизма, внутренних объектных отношений. Идею отрезанности, противоборства и фатализма. Желание идентификации с Богом не приводит к счастью, а только, к одержимости и безумию.
Хорошая реализация, отменный сюжет, филигранная режиссерская работа, не без помощи универсальных фантазий и тревог, поднимают данное творение на уровень ставших уже классическими фильмов-блокбастеров по типу «Бездна» и прочих.Опубліковано на У Психолога 20-10-2014
Огляди книг та фільмів -- коментарі до художніх творів, додані на сайт нашими психологами.
Ще психологічні рецензіїКоментарі відвідувачів
Коментарів: 1
megasonik |
|