Трещины, (Cracks) 2009. (Джордан Скотт). Обзор психолога.

У Психолога » Психологические обзоры » зависть » Трещины, (Cracks) 2009. (Джордан Скотт)
психолог
Автор обзора психолог
темы произведения: зависть   нарциссизм   гомосексуальность

 

Фильм  ТрещиныФильм «Трещины» (англ. Cracks , 2009г. режиссёра Джордан Скотт, по одноименному роману Шейлы Кохлер) предоставляет нам отличную и лаконичную зарисовку того, чем становится душа, взрощенная и вынужденная выживать в определенных условиях. В фильме мы знакомимся с укладом школы для девочек –подростков, созданному по типу женского монастыря, до боли напоминающего детский дом, или школу-интернат. Этот «санаторий» находится далеко в горах, вероятно, на безлюдном острове. Хотя по всему и довольно респектабельный, он столь же холоден, мрачен и суров. Его населяет исключительно женское сообщество. Можно было бы предположить, что данный фильм, это - история о зависти, и ее метаморфозах, а возможно, что, также, и о специфике материнско-детских отношений. Такого рода отношений, из которых изъят отец, в качестве кого-то третьего, или противоположного пола, вступающего в отношения с однополыми существами – дочерьми и матерями. Следовательно, это – фильм о нарушениях, или неких капитальных искажениях в устройстве семьи, или вообще отсутствие родителей. Поскольку родительские фигуры в фильме представлены воспитателями и наставницами, то в случае их помещения в  психоаналитический дискурс, они ассоциируются с образами фаллических женщин – властных, холодных и нарциссичных.


История фокусируется на отношениях группы девочек, называющих себя командой, и их воспитательницы, которую они боготворят, и чьими историями, заслушиваются. Она для них кумир, идеал, и, как если бы, - мостик в будущее, к их собственной женственности. Она обучает их плаванию и прыжкам в воду, что довольно символично, если иметь в виду, то, что водная стихия символизирует мать, а полеты и прыжки – всевозможные нарциссические реализации. Учительница, которую все называют мис Джи обучает девочек почти исключительно идеалам, тому, как быть свободными, амбициозными, и, вероятно, ни от кого не зависящими, самодостаточными. И хотя, связь с Богом и религией проходит некоторым фоном сквозь весь фильм, а женская сексуальность и влечение к противоположному полу развивается своим чередом, тайная ненависть и зависть к образу отца и всему, что символизирует подлинный дом, – также, узнается повсеместно. Особенно это становится явным, когда в школу поступает новая воспитанница по имени Фиам, которую все считают выходцей из аристократической семьи. Она мнит себя выше других, и в самом деле, отличается большим развитием и совершенными навыками. Фиам не спешит становится частью коллектива, поскольку долгое время продолжает тешить себя тем, чем грешат и другие подростки, оказавшиеся в сходных условиях. А именно, - что в скором времени она вернется к некому принцу, или отец постарается забрать ее домой. Через соответствующие спасительные фантазии проходят все ученицы школы. Так, по отношению к новенькой возникает и культивируется всеобщая зависть. Но как становится ясно, эта зависть особенно сильна у самой старшей из «девочек» – у самой учительницы мисс Джи. Как выясняется в процессе, она – такая же, как и ее ученицы, в прошлом, - выпускница данной школы. И все ее рассказы о дальних странах, лишь, - псевдология фантастика, – нарциссические иллюзии, мечты, служащие защитой от внутренней пустоты, депрессии и безысходности. На самом деле, она нигде не была, – ни в Африке, ни на Ниле, ни в Амазонии, ни в Индии, ни в Париже. Она не выезжала далее близлежащего городка, где привыкла совершать покупки. В решающий момент, новая девочка ученица, которую все именуют «принцессой», распознает этот обман, и пытается сообщить всем окружающим. Одним из самых душераздирающих моментов в фильме является тот, где мы видим, как мисс Джи, будучи уже взрослой половозрелой женщиной, и наблюдая за распечатыванием посылок, отправленных родственниками ее ученицам, также, как и сами дети, испытывает зависть, и желание украсть дорогое печенье или фотографии Парижа и Рима, где она никогда не была. Ее душа еще больше обнажается и раскрывается во всей инфантильной депрессии, бедственности, тоске и пустоте, когда главная героиня-«принцесса» говорит ей, что все равно твои девочки тебя оставят. Тогда у мисс Джи вначале идут слезы, но затем случается нечто сродни психотического срыва, - навязчивого невроза, граничащего с паранойей. Ее личность замыкается и, вероятно, распадается. Чтобы не утратить себя и не впасть в панику, она неконтролируемо и компульсивно повторяет одни и те же слова. Наверное, так она пытается контролировать свои эмоции и депрессию.


Далее наступает раскол, который способна ликвидировать лишь любовь. Конечно же, это-  гомосексуальная любовь учительницы к ученице, поскольку с иной формой любви учительница не знакома. Эта любовь зараждается с самого начала, и вероятно, маскирует ненависть и зависть. Черты нарциссической влюбленности, или точнее будет сказать, - эксплуатации просто и великолепно продемонстрированы в фильме. Сущность нарциссической любви, как известно, состоит в том, чтобы обмениваться ролями, и как бы личностями, помещая себя на место другого, и наоборот, - присваивая (крадя) себе все ценное, что есть в другом. Подобный обмен с другим человеком происходит в бессознательной фантазии самого субъекта. Смешение полов, поколений и границ между Я и объектом, собственно, и служит защитой от зависти, депрессии раздельности и отчаяния. Когда собственная нуждающаяся часть отрицается и помещается в другого. Когда другой начинает выглядеть как собственное Я, как ребенок родителя. Тогда такой человек становится родителем для своего нуждающегося Я, помещенного в другого. Но, непременно суровым, властным родителем, который наказывает и мстит. Таким образом, субъект идентифицируется с объектом, родителем, которого у него никогда не было, и в ком он отчаянно нуждался, и которого, поэтому, ненавидит жгучей завистью. Такая с виду сложная динамика зависти и защит от нее, очень точно передается в действиях, поступках и характере мисс Джи. Все сильнее открываются трещины – раны ее души. Они могли бы стать шрамами, но для этого было бы необходимо хоть как-то обнаружить и залечить раны, так, чтобы они зарубцевались. Название фильма «Трещины», вероятно, очень точно передает суть ситуации и душевной организации главной героини. Это именно трещины, сквозь которые утекает жизнь. Незалеченные раны, как сквозные дыры –являют собой капканы, ловушки души. Они сковывают, отнимают силы. В них можно только провалиться и застрять, но никак не обрести опору.


Концовка фильма выглядит закономерной. Главной героине везде мерещится ее ученица, которую она любит любовью-завистью. Она ее буквально преследует. Становится даже не понятно, кто есть кто, кто в ком нуждается и кто кого преследует, где -иллюзия, а где -реальность. Очевидно, что один находится в другом. Образ возвращается в то место, где ему и положено начало. Происходит сексуальное злоупотребление – гомосексуальный контакт, наносится травма. Есть риск того, что все будет раскрыто и обнародовано. А это чревато стыдом и лишением уважения, гордости, статуса и положения.  Мис Джи убивает ученицу. Сцена убийства и смерти очень напоминает сцену смерти Нарцисса, как часто ее изображают в мифе, описанном Овидием. Так же, как пресловутый Нарцисс, главная героиня умертвляет другого, как некую часть и образ себя, неприемлемый по каким-то причинам. Вместе с этим другим, она, в психологическом смысле, умирает сама, оставаясь наедине с собой. В своем привычном состоянии, - одинокая, униженная и разбитая, главная героиня покидает пансион. И хотя, вероятно, ей удается спастись и избежать уголовного преследования, она не в состоянии спасти себя. Так же, как она не в силах пережить депрессию и оплакать свою умершую, потерянную часть. Ведь все, на что она способна, это уклонится от ответственности и от самой себя, продолжая далее стремится к идеалу.   

Бесплатная рассылка интересностей!

Обзоры книг и фильмов -- комментарии к художестенным произведеням, добавленные на сайт нашими психологами.

Другие обзоры психологов

Комментарии посетителей

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr