Теряю свое я (помогите)
Здравствуйте.
Моя история такова. В детстве я был толстым ребенком. С раннего детства занимался спортом. Но в связи с моими физич. данными у меня не получалось выполнять те требования, которые выполняли мои ровесники. Соответственно, надо мной шутили. Вырос я в семье воспитанных, культурных людей. Воспитывали меня таким же образом. В результате чего, я очень переживал, что меня обзывают, подкалывают, шутят надо мной.
С детства мне привили слишком большое чувство ответственности и страха перед родителями/воспитателями/учителями (теми, кто в определенный момент жизни находится "над" тобой) за неправильные поступки. Я боялся подраться, обозвать кого-то, чтобы я кого-то сильно не ударил и потом меня не ругали. Я все терпел, уповал на ум обижающего, что когда-то он поймет это и перестанет надо мной шутить. И я стал таким, как хотелось родителям (хорошо себя вел, учился).
Сейчас я работаю. Лишним весом не страдаю. Занимаюсь спортом. В общем, вроде бы все хорошо. Но. Остался отпечаток. Я постоянно подстраиваюсь под начальство (на подсознательном уровне), под не знакомых мне людей (когда я вижу человека, я изначально его очень уважаю/подстраиваюсь под него, и если он оказывается негодяем, то тогда он теряет мое уважение и я могу быть с ним на равных). Из-за этого я комплексую. Боюсь высказать свою точку зрения. Очень боюсь критики (готов разбиться в лепешку, лишь бы меня не критиковали). А если критикуют - очень болезненно к этому отношусь, моя самооценка очень сильно падает, чувствую себя полным неудачником, замыкаюсь в себе. Не могу завести новых друзей, таких, с которыми бы мне было интересно (когда надо приложить усилия для знакомства, а не в условиях "сосуществования" (коллеги на работе, в спортсекции и т.д.). И даже боюсь принять какое-то "свое" решение (всегдя мешает "а что подумают другие"?).
В детстве я думал, что переросту, но сейчас я понимаю, что это предел. Дальше так нельзя. Я не могу принять важных для меня жизненных решений (постоянно боюсь, что ошибусь и меня(или я сам) будут критиковать, что кому-то перейду дорогу или сделаю больно/плохо). Время идет, а я топчусь на одном месте. Читаю психол. лит-ру, смотрю мотивирующие фильмы, читаю работы философов. Ум дошел до того, что Я сам в ответе за себя, за свою жизнь, что я никому ничего не должен, что жизнь слишком коротка. НО червяк внутри меня грызет меня и не дает мне развиваться. Подскажите, как мне быть? Мне надо поработать с психологом тет-а-тет или сходить на курсы личностного роста?

Ответы психологов
Нелли Викторовна Дебелая психолог
Здравствуйте, Сергей. Вы поднимаете практически хрестоматийный вопрос. И очень классно, что все без исключения психотерапевтические направления успешно работают с запросом, подобным вашему.
Так что, если у вас есть возможность, начинайте работать с психологом (или психотерапевтом). Для начала очно, индивидуальные консультации. После того, как вы внутренне почувствуете, что ваша установка "Я хороший, если...."(на вскидку: не конфликтую, выполняю приказы, соблюдаю субординацию не досталяю проблем...). Так вот, когда почувствуете, что вы готовы впустить в свою жизнь что-то новое - можно попробовать групповую терапию.
Удачи вам.
Людмила Исаковна Жукова психолог
Сергей, Вы не единственный, кого воспитывали родители в духе послушания, уважения к старшим и Вы стали таким, каким Вас хотели видеть Ваши родители. В этом ничего плохого нет. Так постороена наша система воспитания и обучения.Однако развитие на этом не заканчивается и то, что Вы приобретете в последующие годы зависит только от Вас. Воспитание сформировало Вас, как конформную личность. То есть, для Вас очень важно мнение близких и окружающих Вас людей. Конформность означает, что мы подчиняемся мнению других людей в плане согласования правильности своего поведения.Мы проявляем конформность, потому что считаем, что другие люди более правильно и точно интепретируют неоднозначную ситуацию и мы прислушиваемся к ним.Ваша мотивация "поступать правильно" и опирается в большой мере на мнение других людей.Поэтому Вы так зависимы от критики и мнения окружающих.Думаю, что Вы не зря начали обращать внимание на такие вещи, потому что это здорово Вам мешает-мешает "регулярная сверка часов" с другими людьми.Значит, пришло время включить критическое мышление и больше обращаться к своему "Я", извлекая свой опыт, свое мнение, свое мировоззрение.Этим Вы берете отвественность за каждый свой шаг правильный или неправильный на себя.В любом принятии решения опираться лучше на себя и голос своего сердца, чем на советы окружающих.
Ваш внутренний мир лучше знает, что для Вас предпочтительней, в отличие от окружающих.Другие люди не лучше Вас разбираются, в том, что происходит.
"Мятежника" окружение начнет снова возвращать в строй, но зерна сомнения в правильности и предпочтительности чужого мнения своей точке зрения уже начнет давать свои всходы.Начать принимать решения без оглядки на окружающих-это начало пути обретения внутреннего стержня и возврата себя-себе.
Дополнение от автора вопроса ·
Добрый день. Большое спасибо за ответы.
Людмила Исаковна, спасибо Вам большое! В Вашем ответе я нашел характеристику себя как нельзя лучше! Действительно в данный момент я уже дошел до того, что "регулярная сверка часов с другими людьми" меня не приведет к тому, чего я хотел бы достичь в жизни. В моем возрасте мне пора ставить цели и уверенно идти к ним. Но как мне не стыдно, этот "червь" мне не дает даже цели поставить и нести ответственность за действия связанные с продвижением к цели.
"Начать принимать решения без оглядки на окружающих-это начало пути обретения внутреннего стержня и возврата себя-себе." - ум это понимает полноценно, но не могу перебороть чувство "подстройки" под других.
Нелли Викторовна, Людмила Исаковна, мне психолог (психотерапевт) поможет (посодействует) в обретении своего я? Если "да", то к кому именно мне стоит обратиться (может, есть направления какие-то)? И как отличить действительно мастера своего дела от проходимца?
Спасибо.
Людмила Исаковна Жукова психолог
Сергей,Вы пишете, что не можете преодолеть чувство подлаживания под других. Это и есть конформизм.Можно предположить, что в Вашем окружении есть личности, которые очень сильно на Вас влияют и давят, хотя Вас это и тяготит, Вы вполне могли бы обойтись без этой опеки, но боитесь обидеть и вызвать праведный гнев и неодобрение с их стороны.Шаг за шагом придется отстаивать свои границы, как личности самодостаточной и несущей полную отвественность за себя.Вы задаете вопрос о психотерапевте. Могу лишь сказать, что действенными есть не методики и направления, а сама личность психолога,его знания и жизненный опыт, конечно, если есть взаимопонимание, легкость в общении и доверие.