Тревога, дереализация, апатия
здравствуйте! Страдаю постоянной тревогой уже 6 лет с периодами ремиссий и ухудшений. Началось все с первой ПА,которая началась у меня во время отдыха на море. Диагноз - ГТР. Пила антидепрессанты (рексетин) после которых была длительная ремиссия. Последние полгода хожу к когнитивному психотерапевту. Но не чувствую облегчения. После последнего сеанса состояние вовсе ухудшилась чувствую какую то безнадежность, апатию, ощущение что вот-вот сорвусь и произойдет что-то страшное (боюсь самоубийства, что не выдержу этого мучительного состояния). Накрывает дереализация, иногда даже деперсонализация. Реальность для меня неинтересная, пугающая и лишенная красок, не знаю как с этого состояния выпутываться. На последнем сеансе психолог попытался меня ввести в состояния ПА сказал что не нужно ее боятся а позволить тревоге быть и принять ее, но от этого мне видно только хуже. Также психолог уговаривает не пить антидепрессанты а бороться самой, но я боюсь что не выдержу и станет еще хуже.
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Здравствуйте,Анна!
Кто прописал антидепрессанты? Ходили ли вы на консультацию к психиатру? Знает ли Ваш терапевт о том, что Вы чувствуете ухудшение?
Вы пишете, что была ремиссия, когда она закончилась? Вы делали перерыв в лечении?
психолог онлайн
Если антидепресанты прописав психиатр, и диагноз тоже поставил он, я бы не советовала прекратить лечение. Возможно нужно откорректировать дозу или поменять лечение. Но все эти вопросы решает врач, и, кстати, поинтересуйтесь у него, на сколько полезна помощь психолога. Если полезна, то когда лучше к нему ходить. Возможно, лучше после обострения, а не во время..
Как долго длятся ремиссии?
консультация психолога
Анна, здравствуйте!
Обязательно обратитесь к психиатру, только он может опредилить целесообразность приема тех или иных препаратов, а также их отмену. Вообще было бы хорошо чтобы Ваш психолог и психиатр работали вместе в данном случае.
психолог онлайн
Здравствуйте, Анна. Скажите, пожалуйста, а Вы получали в ходе терапии навык самостоятельного проживания всех своих неприятных чувств и была ли поддержка от психолога в проживании этих чувств и состояний? Есть ли у Вас опыт опоры на тело в ситуации страха, тревоги? Удавалось ли Вам справиться с ними без антидепрессантов? Исследовали ли Вы глубинную причинность своего состояния? Если пофантазировать - как вы думаете, чему служит, для чего нужен Ваш диагноз и от какой жизни Вас защищает? Что хорошего, приятного Вы все же получаете благодаря своему недугу? Есть ли способ получать ЭТО легальным путем, без психосоматики? Что будет с Вами, если в один прекрасный день Вы проснетесь полностью здоровой? Вы сами верите в исцеление?
Дополнение от автора
антидепрессанты назначал естественно психиатр-психотерапевт, также рекомендовал работать с психологом. На данный момент мне бы не хотелось снова проходить курс антидепресантов, они лишь снимают симптомы, а проблема не решается, поэтому хожу к психологу, но от сеансов чувствую повышение тревоги.
психолог онлайн
Вы чувствуете повышение тревоги от сеансов, контакта с психологом или от того, с чем приходится встречаться, работать, проживать во время сеансов, возможно от тех подавленных состояний, которые Вы долго носили в себе и без навыка, возможности быть прожитыми, т.к. слишком сильные переживания, они переходят в чувство тревоги? Есть ли у Вас доверие психологу? Это тоже очень важный момент в терапии.
психолог онлайн
С ГТР работает только когнитивно-поведенческая терапия, обязательно найдите в своем городе психолога-психотерапевта который работает по методу КПТ (когнитивно-поведенческая). То что тревога возникла на море это классика, потому что как раз когда все хороша нам становиться подозрительно тревожно, что нам хорошо быть не может. Какие-то негативные мысли о себе, воспоминания о какой-то ситуации которая запустила тревогу - все это лежит в основе ГТР. На самом деле есть методы которые хорошо с этим справляются и психолог не должен был вам отменять антидепрессанты в паре с терапией они хорошо помогают, потом уже, когда становиться легче, уменьшают их дозу.
Дополнение от автора
Психолог мне нравится, доверие к ней есть, она именно когнитивно-поведенческий специалисты. Психолог утверждает что моя проблема в подавленных чувствах и эмоциях на протяжении длительного времени. Но меня пугает что от сеансов повышается тревога, однажды на приеме случилась полноценная ПА. хотелось бы понимать это ход терапии такой, проживание подавленных эмоций или это неверный ход лечения?
психолог онлайн
Подавленные это чувства или что-то другое не совсем важно. Метод работает так что у вас поднимается тревога и вы должны с этим побыть, и по чуть-чуть тревога начинает падать и потом тот момент который вызывал у вас сильную тревогу раньше уже не будет ее вызывать. Если на протяжении длительного периода тревога не падает, это уже может быть не ГТР, а что-то другое, что требует дополнительной диагностики. Возможно психологу надо немного дать вам больше времени, что бы тревога падала и вы могли успокоиться.
психолог онлайн
Анна, да, это ход терапии такой, когда проживаются эмоции, повышается тревога. Метафорично это выглядит так, что благодаря присутствию и поддержке психолога можно выпустить джина из бутылки. С помощью психолога у Вас есть возможность проживать эти эмоции, глубоко дышать, чувствовать тело и учиться справляться. Сама по себе тревога не падает, её нужно учиться проживать, не убегать из нее. Таким образом организм, тело формирует новый навык и новые нейронно-синаптические связи, для этого нужно время и практика. Постепенно у Вас появится навык проживать любые неприятные эмоции, подавленных чувств будет становиться все меньше. Поскольку чувства подавлялись в течение длительного времени, то запаситесь терпением и не ждите быстрых результатов. Первые ощутимые результаты могут быть спустя два-три месяца работы по 1 встрече в неделю.
С ГТР, ПА, тревогой работает не только когнитивно-поведенческое направление, но и процессуальное. Изменения клиент ощущает сразу во время работы - в телесных ощущениях, в эмоциональном состоянии.
Дополнение от автора
Спасибо всем огромное за ответы, это для меня сейчас бесценно! Просто очень мучительно состояние деперсонализации, отчужденности от близких, от реальности, постоянная тревога, кажется что я изменилась и хочется вернуться и стать собой, но я как в ловушке каждый день просыпаюсь с этим чувством. Как застряла и кажется что все безнадежно, я уже не стану прежней и не смогу быть счастливой, мое состояние словно стало контролировать меня и ограничивать жизнь.
психолог онлайн
Я искренне Вам сочувствую. В терапии нужно больше работать с ощущением собственной целостности через тело, наращивать это состояние. Как Вы воспринимаете свое тело, как к нему относитесь?
Что значит для Вас "стать собой"? К какой себе Вы хотите вернуться?
Дополнение от автора
я сейчас вообще ощущаю себя автоматом все делаю как на автомате, я читала что это симптоматика деперсонализации. очень сложно ощутить себя и какую-то уверенность, когда ты в этом состоянии. Я хочу быть веселой, жизнерадостной, общаться с людьми, я такой становлюсь когда проходит тревога. В тревоге я замкнутая, всего боюсь, боюсь своего состояния, не могу на себя положится, каждый выход из дома - подвиг, а хочется получать от жизни удовольствие, ощущать легкость и гармонию.
психолог онлайн
Анна, уверенность живет в теле. Тело - Ваша опора. Необходимо выстраивать контакт с телом и прочувствовать в какой части тела живет уверенность. Затем, если это удастся сделать самостоятельно, нужно развернуть чувство уверенности и запустить во все тело. Это нужно будет повторить многократно, на этом строится терапия. Только научаясь опираться на свое тело, Вы сможете справляться с любыми сильными чувствами, эмоциями, в том числе и с тревогой. Когда появится этот навык - "ура! я справляюсь, у меня получается проживать эти болезненные и неприятные чувства" - стах отступит. Проживать чувства станет безопасно и не страшно, какими бы сильными они ни были, потому как чувства, эмоции - неотъемлемая часть нашей жизни. А так очень похоже на то, что страх проживать сильные чувства автоматически выносит Вас из тела. Поэтому нужно возвращаться в тело, формировать новый навык, простраивать новые нейронно-синаптические связи, чтобы быть в состоянии проживать сильные эмоции, чтобы нервная система могла справляться. Нужно не бороться с тревогой (с чем боремся, то и усиливаем), а принять её, пойти в неё, при поддержке терапевта правильно прожить её. Тогда тело получит знание, что оно может справиться. Не отодвинуть, не вытеснить, не перебороть, а именно справиться, прожить. При правильном поддерживающем проживании она может длиться от силы 5 минут, а то и меньше.
Также у Вашего тела есть память о состоянии "веселой, жизнерадостной". Это Ваш хороший, мощный ресурс. Можете чаще эмоционально погружаться в это состояние, опять же чувствуя, где живет в теле веселость, жизнерадостность, и наполнять все тело и каждую клеточку этим состоянием. Наращивать этот полюс - проживания телом позитивных эмоций, состояний - тоже необходимо.
Дополнение от автора
Татьяна, спасибо вам за ответы и поддержку, я человек очень рационально мыслящий и мне сложно работать над тем что не вижу и не ощущаю в этом наверное и сложность терапии. Когда я спрашиваю психолога, что мне делать чтобы вылечится она отвечает "Принять себя, принять свою тревогу, прожить чувства" я просто не знаю как это делать, как только усиливается паника я начинаю испытывать сильный страх за свою жизнь боюсь что что-то сделаю с собой, не выдержу, начинаю плакать, после этого чуть легчает и так снова постепенно периодами сильно накатывает. Слезы от отчаяния - это проживание подавленных чувств и эмоций или что-то другое?
психолог онлайн
Психолог правильно говорит, но Вам это ни о чем не говорит - у Вас нет этого навыка. Поэтому Вы можете попросить, чтобы Вас научили проживанию - чувствовать свое тело, правильно дышать, проживать страх, тревогу. Психолог должен быть как проводником в этом процессе, так и давать поддержку - проживать Ваши чувства вместе с Вами. Это как учить ребенка правильно держать карандаш - нужно несколько раз показать, повторить, поправить, похвалить, поддержать, нарисовать что-то вместе, затем понемногу он пробует сам. И ребенок постепенно обучается, но не за один раз.
Да, плакать - это тоже проживать чувства. Но если это слезы отчаяния от того, что не получается идти в страх, тревогу, то Вы проживаете только это отчаяние, а контакта со страхом и с тревогой не происходит. Задача - научиться проживать телом и страх, и тревогу. Только тогда энергия эмоций начнет свободно циркулировать в теле. Пока Вы "в голове", то трудно будет сдвинуть этот процесс. Нужно усилить акцент на тело, на телесные ощущения. Насколько мне известно, когнитивно-поведенческие специалисты работают с убеждениями, т.е. остаются на уровне рацио, не идут глубже. А т.к. Вы и так человек "рационально мыслящий", то для целостности Вам нужно развивать контакт с чувствами, эмоциями, телесными ощущениями. "ощущаю себя автоматом все делаю как на автомате" - это жить головой, нужно расширять диапазон восприятия, вовлекать и подключать другие ресурсы личности.
Дополнение от автора
Спасибо, подниму этот вопрос с психологом, она также мне говорила что со мной нет смысла работать рационализмом поскольку я итак все время пытаюсь себе все логически объяснять много читаю материалов чтобы успокоить себя и утихомирить тревогу, получается только сдерживаю ее.
психолог онлайн
Пожалуйста) Удачи Вам и истинного контакта с собой, своей душой и телом! Заберите немного полномочий у ума и передайте их мудрости тела)
Дополнение от автора
спасибо еще раз за поддержку)
Дополнение от автора
здравствуйте! Только получилось преодолеть состояние дереализации/деперсонализации появилась новая беда. Я зациклилась на случайно картинке-воспоминании со сводок новостей про убийство и подумала "А что если я не смогу прекратить о ней думать?" и так и случилось, мучаюсь уже четвертый день, первый день ужас от мысли что от этой картинки теперь никуда не деться доходил до ПА. Что это со мной? Это ухудшение? Не знаю как перестать ее все время вспоминать, боюсь что это сделает мою жизнь невозможной, не смогу нормально спокойно жить, работать, гулять с друзьями и т. д... как это лечится и как называется?Я одна такая?
Дополнение от автора
Это когда-нибудь пройдет?
психолог онлайн
Вы говорили, обсуждали это со своим психологом? К каким выводам пришли?
Ваши мысли - сфера Вашей ответственности и воли. Пока Вы выбираете циклиться на плохом, Вы будете циклиться на плохом, т.к. Ваш ум - Ваш слуга (хотя у многих он стал хозяином, тогда нужно разотождествляться с умом и становиться его хозяином). Если захотите циклиться на хорошем, ум начнет искать положительные моменты в происходящем, в жизни, в новостях. Сейчас многие люди вообще перестали смотреть ТВ, чтобы не позволять негативной информации входить в себя.
Почему бы Вам вопрос "А что если я не смогу прекратить о ней думать?" не переформулировать в вопрос "Если я прекращу о ней думать, о чем я хочу думать в своей жизни во благо себе?" и дальше разворачивайте мысли в сторону себя и своей счастливой жизни, хорошего настроения и самочувствия. Куда мысль, внимание - туда и энергия. Только Вы решаете на что направить свое внимание и энергию. Если Вы обесцениваете себя, свою жизнь, её мгновения, то наполняете её всяким мусором (информационным, энергетическим). Тогда в терапии необходимо ещё работать и с ощущением самоценности, значимости, практиковать осознанность.
Дополнение от автора
Психолог говорит что это лишь симптом (ОКР), в основе которого лежит совсем другая проблема на подсознании, если бороться только с симптомом, то вслед за ним появятся новые и будут сменять друг друга пока не решиться основная проблема. я вроде бы все это хорошо понимаю мозгами а вот на практике не знаю что делать с этим(
психолог онлайн
Анна, есть один пласт Вашей ситуации:
Что зацепило Вас в этой картинке-воспоминании? Какая эмоция или чувство через неё просится вырваться наружу, быть прожитым?
Как только Вы это обнаружите внутри себя и поймёте, проживете, больше не будет необходимости вспоминать картинку.
Дополнение от автора
зацепил страх и тревога
психолог онлайн
И тогда мы снова упираемся в вопрос "как Вы с ними справляетесь и проживаете?" Если блокируете, то непрожитые чувства и эмоции переходят в навязчивые мысли.
Вы обещали поднять вопрос навыка проживания чувств со своим психологом в терапии. Получили ли Вы ответ на свой вопрос, начали ли проживать страх, тревогу при поддержке психолога? Обучил ли, показал ли Вам психолог как Вы можете проживать свои чувства и справляться с ними? Повел ли Вас за собой, сопровождал ли в этом процессе, говорил ли что и как нужно делать? Вы начали пробовать, практиковать затем это самостоятельно?
Дополнение от автора
Психолог мне сказала что то что я много плачу это означает что я научилась слышать свои чувства и поэтому прошла дереализация-деперсонализация, потому что я начала себя принимать. Мне просто кажется что я сама уже не могу чтобы было все хорошо все время выдумываю повод для тревоги и угнетения я не верю в что то все будет хорошо у меня, когда пытаюсь настраиваться на позитив то сама не верю в то что внушая себе. Психолог говорит что слезы помогают проживать чувства и разговоры с психологом на сложные темы, тревожные для меня
психолог онлайн
О чём Вы плачете?
Как Вы проживаете страх?
Как Вы справляетесь с тревогой?
Какое отношение Ваши слёзы имеют к Вашему страху и тревоге?
Дополнение от автора
плачу потому что жалость к себе, хочу жить счастливо а тревога и навязчивые мысли мешают. И самое странное что я эту картинку практически не вспоминаю а сам страх что буду ее вспоминать одолевает.
Дополнение от автора
страх проживаю таким образом что просто смиряюсь с ним что есть проблема и есть хватит сопротвилятся и она проходит. При ходит как смирение
психолог онлайн
Вы ранее писали, что плачете от отчаяния. А теперь ещё и жалость к себе... То, что Вы начали принимать свою эмоциональную сторону и проживать чувства, это здорово! Но ведь в жалости к себе можно застрять надолго как в болоте(( Ваш психолог знает, что Вы плачете из жалости к себе? Она уточняла у Вас о чём Ваши слёзы? Ей есть дело до Ваших чувств, эмоций, переживаний? Со слезами многое выходит, душа очищается, но сама по себе жалость разрушительна, т.к. ключевое послание жалости к себе - "я не верю в свою силу, не верю, что справлюсь", жалости к другому - "я не верю в твою силу и что ты справишься". Это же подтверждается Вашими словами "я не верю в что то все будет хорошо у меня, когда пытаюсь настраиваться на позитив то сама не верю в то что внушая себе". Жалея себя, человек подпитывает в себе состояние жертвы, от которой ничего не зависит. И тогда Вы сами, своей жалостью к себе пилите сук, на котором сидите. Какой в этом смысл? Особенно зная теперь, что сами делаете себе хуже? Вы хотите продолжать себя жалеть или вооружиться верой и справиться? Представьте, что Вы стоите на развилке и от того, что Вы выберете - какой из дорог пойти, зависит Ваше будущее. Загляните наперед какой будет Ваша жизнь в том и другом случае. Смело выбирайте жизнь, где все зависит от Вас! Принятие ответственности за свою жизнь наделяет силой.
Когда люди боятся или тревожатся, то это не про слёзы. И точно не про смирение. Страх и тревога проживаются в моменте, телом, а не через изменение к ним отношения в уме. Ведь смирение не помогло Вам забыть картинку, не так ли?
"я вроде бы все это хорошо понимаю мозгами а вот на практике не знаю что делать с этим(
" - Вы и не можете знать, за этим ведь Вы и обратились к психологу, потому что проблема лежит в сфере подсознания, специалистом в которой должен быть психолог - как проводник для доступа к информации, скрытой в подсознании. Он бережно проводит туда клиента и помогает вспомнить те травматизации, которые являются предпосылками симптомов, а также помогает исцелить травмирующие ситуации. При этом обязательным является напитывание клиента внутренними ресурсами: любовь, забота, бережное отношение к себе, поддержка, утешение, внутренняя сила, самоценность, удовлетворение потребностей и др.
За полгода при еженедельных встречах уже должны быть заметные улучшения. В моей практике работы с ПА, ГТР улучшения происходят через 2-3 месяца. Возможно, Вам стоит сменить психолога?
Дополнение от автора
слишком запустила свое состояние за 6 лет поэтому не жду что 2-3 месяца решат мою проблему. Мой психолог мне очень приятна как человек она меня поддерживает, просто может я хочу чтобы моя проблема решилась быстро и чтобы это кто-то сделал за меня, сопротивляюсь и борюсь сама с собой.
Мне хочется чтобы кто-то мне сказал что это пройдет у меня и тогда я может и отпущу эту тревогу, а так я накручиваю себя что это на всю жизнь и т.д.
психолог онлайн
Вы сгущаете краски. У одного из моих клиентов "запущенное состояние" длилось больше 8 лет, и за 2 месяца он заметил улучшения.
Да, Вы правы - никто Вашу проблему, кроме Вас самой, не решит. Вам могут помочь, поддержать, но идти и делать Вам нужно всё самой, взрослеть, брать ответственность. Не несут ли Ваши симптомы Вам тайную выгоду? - Плакаться, быть жертвой, себя жалеть гораздо легче, чем что-то делать, менять, преодолевать трудности, принимать решения и встречаться с их последствиями, справляться с разными жизненными задачами, с неприятными чувствами, получать свой жизненный опыт. Но жертве ничего не остается как только плакаться, а ответственный человек, несмотря на все трудности, строит свою жизнь так, как он захочет. Всё в его силах и возможностях. Выбираете Вы, внутри себя.
Дополнение от автора
может вы и правы...