Чувство жалости
Здравствуйте. У меня снова вопрос о ребенке. Дочь 4 года начала испытывать острое чувство жалости. Сегодня я прикрикнула на мужа, она разрыдалась, слёзы градом, "мне так жалко папочку"... Дальше больше. Смотрим Один дома-ребенок начинает лить слезы что жаль и Кевина, и маму. Потом вспомнила как обидела бабушку, снова слёзы градом-жалко бабушку и стыдно. Это все началось именно сегодня, такое чувство что она смакует это чувство и пытается его со всех сторон его прожить. Скажите пожалуйста, это норма?
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Доброго вечора! так це нормально навіть добре що проявляється почуття емпатії до інших. Питання чого ви встривожились? Характер дитини вбирає в себе з оточення і таким чином формується, тому нормально що проявляє почуття.
Дополнение от автора
Дякую за відповідь. Мене налякало те, як вона емоційно реагує.
психолог онлайн
Валерия, я не видела вашу дочь и слышу только ваше описание, но могу сказать, что ваша важная обязанность мамы - выдерживать эмоции дочери, контейнировать их, показывать, что её эмоции важны и приняты.
Как вы с этим справляетесь?
Что означает:"смакует чувство? И какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Ну и для 4 летнего ребёнка один дома - смотреть рановато.
Дополнение от автора
Здравствуйте. Стараюсь проговаривать с ней эмоции. Смакует-я имею ввиду с упоением плачет, от всей души, слезами прямо заливается. При этом как то резко и несколько раз за один день, поэтому я теряюсь. Спасибо за совет, действительно нужно фильтровать фильмы
психолог онлайн
Здравствуйте!
Валерия, Ваша дочь, возможно очень эмпатичный человек - с широким спектром эмоций и чувств. А сейчас она проживает учится-осваивает новые чувства. Да и сам праздник Нового года часто подталкивает к сильным переживаниям. Возможно, Вы менее эматичны и чувствительны, чем она и для Вас подобное выглядит странным и пугающим. Но постарайтесь все же принять эти различия и не считать за норму себя или кого-другого. А также все, что пишется об этом в различных книгах и теориях, которые тоже ведь могут ошибаться. Ребенок - отдельный индивидум, который пришел в этот мир и обладает уникальными особенностями и сравнивать его ни с собой, ни с другими детьми не стоит ни в коем случае - а ведь именно процесс сравнения и породил понятия "норма" и "патология".
Но есть к Вам, Валерия, вопрос: почему Вас так пугает сильное проявление чувств? Думаю, здесь вопрос не в дочери, а вообще. Что для Вас сильное проявление чувств? С чем оно у Вас ассоциируется? Какие воспоминания вызывает?
психолог онлайн
Доброе утро! Ребенку надо учиться испытывать всю гамму эмоций! Ваша задача, как родителя, помочь ребенку!
Дополнение от автора
Здравствуйте, Павел Леонидович. Спасибо за ответ, я объясню. Я с детства всех также жалела. Папу, персонажей мультиков, бомжей на холодной улице, дворовых собак и т.д. в итоге я выросла человеком , постоянно всех жалеющим и с непроходящмм чувством вины, чем с удовольствием пользуются окружающие. Я панически боюсь что дочь будет такой же поэтому хочу ухватить ситуацию "за хвост" как можно раньше, но не представляю что делать.
психолог онлайн
Я с детства всех также жалела.
_______
Ах, "смакует", все таки, это ваше слово из вашего опыта?
Мне срезонировало это слово, так как, когда ребёнок плачет, это от грусти и страха обычно, иногда от манипуляции. Смакует это про удовольствие.
Скажите, вы различаете, что ваши эмоции и эмоции дочери - нк одно и тоже.
Вы разбирались в причинах своих реакций, чтобы как минимум не переносить свои чувства на чувства своей дочери?
Дополнение от автора
Нет, я не знаю как себя вести с ребенком. Я же не могу ей сказать "Не жалей"! ))) Видимо для меня это очень тяжело. Единственное, что я смогла сделать, это пообещала что на папу постараюсь больше не кричать и проговорить с ней что жалость это норма.
психолог онлайн
Тогда рекомендую вам обратиться к психологу индивидуально. Чтобы разобраться в причинах ваших реакций и приобрести устойчивость в данном вопросе.
Дополнение от автора
Спасибо большое за ответ
психолог онлайн
Будьте рядом, проговаривайте чувства с ребенком, нормализируйте их! Всего доброго и берегите себя!
Дополнение от автора
Спасибо большое 🌺
психолог онлайн
цитата:
Спасибо за ответ, я объясню. Я с детства всех также жалела. Папу, персонажей мультиков, бомжей на холодной улице, дворовых собак и т.д. в итоге я выросла человеком , постоянно всех жалеющим и с непроходящмм чувством вины, чем с удовольствием пользуются окружающие.
Пожалуйста. Хорошо, что пояснили. Потому есть что подсказать.
Важно разделять жалость-как жалость и жалость-как сострадание. Второе - вполне человечное и светлое чувство, а вот первое - наоборот очень тяжелое и разрушительное. И если сострадание - проявляется в ситуациях, в которых оно не может не возникнуть, естественным образом, то жалость - формируется в детстве при взаимодействии с близкими - иногда мы учимся ей у мамы-папы-бабушки, если видим ее проявления у них, а иногда нами уже тогда манипулируют близкие: "Ну, пожалей папу (маму), ему (ей) же так плохо..." - и тогда мы привыкаем вестись на подобное и поступаем так уже и в зрелом возрасте.
А непроходящее чувство вины - это как следствие принуждения окружающих в ответ на наши попытки сопротивляться различным способам заставить нас жалеть и делать то, что мы не хотим. И очень часто используемое средство манипулирования.
Если у Вас это присутствует, то есть смысл пройти психотерапию с психологом для избавления от этих рычагов воздействия на Вас. И это будет самой действенной Вашей заботой о своей дочери. Как говорил Серафим Саровский "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи". И хотя он говорил чуть о другом, но на психологическое здоровье эта мудрость тоже распространяется. Ибо лучший пример для детей - родительский, и не на словах, а в действиях. Потому, преодолев свою склонность жалеть и виноватить себя - Вы убережете от этого и свою дочь. И это произойдет на бессознательном уровне.
На сознательном Вы можете научить ее отличать жалость от сострадания, а также показать - кого и как жалеть следует, а кого - точно нет. Чтобы она научилась отличать мнимое несчастье (пример - цыгане) от несчастья действительного.
Дополнение от автора
Спасибо за развернутый ответ, Вы действительно помогли мне