Навязчивые мысли
Здравствуйте! Мне 19 лет и почти всю свою сознательную жизнь (примерно с 12 лет) я замечаю , что не могу контролировать свои мысли,а именно негативные. Как правило у меня есть одна главная мысль , которая причиняет мне боль и негативные эмоции (есть и много неприятных мелких мыслей ,но они кратковременные). Тематика этой главной мысли меняется, и то , что волновало меня год-два назад , сейчас не приносит мне дискомфорта. К примеру : лет в 12 я постоянно думала , что моя бабушка вот вот умрет , а потом мои мысли сменились и я думала о том,что я толстая и некрасивая( на самом деле я худая и не страшная), а сейчас мои мучительные мысли связаны с отношениями. Эти мысли объединяет невозможность их контролировать и одни эмоции (страх, злость, грусть, слёзы, агрессия). Бывают времена когда такие мысли вообще не беспокоят меня , а потом опять лезут. Ещё постоянно делаю странные действия по типу три раза стукнуть , три раза сполоснуть чашку,нажать на кнопку определённым образом, сделать три глотка , переступить трещину иначе случиться что-то плохое. Стоит ли с этим обратиться к специалисту? Или можно справиться самой?
Вопрос от: ; Возраст: 19
консультация психолога
Ирина Новитная
Здравствуйте!
Состояние, которое вы описываете, похоже на ОКР - обсессивно-компульсивное расстройство. ОКР может забирать много сил и энергии. Психотерапевт может помочь справиться с ОКР. Хорошо работает с ОКР когнитивно-поведенческая психотерапия. Также можно обратиться к психиатру за медикаментами для снижения тревожности (психотерапевт может направить к психиатру, если будет необходимость).

психолог онлайн
Ирина Новитная
Что такое руминации? Это повторяющие мысли, которые двигаются по замкнутому кругу и очень часто не имеют ответов.
Представьте жвачку, которую мы постоянно жуем по инерции, даже когда она давно потеряла вкус.
Каждый человек время от времени руминирует.
Вспомните ситуации, когда Вы снова и снова думали об одном и том же. В этом нет большой опасности, так, как в большинстве случаев, человек переключается и выходит из замкнутого цикла.
Но есть люди, которые после травматических событий не могут вырваться из подобных мыслей и руминации становятся частью их мышления.
Руминации бывают нескольких видов:
1. Акцентированные руминации, которые связаны с конкретной личностью. Например, с вышестоящим начальством, которое нападает на подчиненного, а тот, в свою очередь не может ответить, и вынужден стерпеть. Но после, в собственных мыслях многократно прокручивает ту ситуацию, и варианты своих "острых" ответов обидчику.
2. Вопросительные руминации. Очень часто они возникают вследствие травматической ситуации. Например, после развода, жена, которая дорожила браком, снова и снова задает себе вопросы: «А что если»?: «Эх, а что, если бы я меньше его пилила, то может быть такого не произошло ?», или а, что, если бы мы больше разговаривали, то все бы могло быть по-другому? Опасность таких мыслей заключается в том, что на них нет ответа. Человек вынужден постоянно ходить по замкнутому кругу, постоянно задавать себе вопросы не получая ответов и удовлетворения от них.
Как работают вопросные руминации?
Мозг, после определенного количества повторений, воспринимает подобные рассуждения как ситуацию безысходности – это усиливает плохое настроение и может привести к депрессии.
3. Эмоционально сфокусированные руминации. Почему у меня депрессия? Почему я не могу от нее избавиться? За что мне это?
4. Руминации, которые связаны определенным стрессом. Например, человек сломал руку и постоянно думает, если бы я не пошел туда, то ничего бы не было, или если бы Иван не рассказал мне про тот лыжный курорт, то рука была бы здорова, а нужно было ответить так-то и так-то.
Существует мнение, что руминации полезны, они помогают сфокусироваться или избавиться от чувства обиды, гнева, разочарования. Но это не соответствует действительности. Человек со сломанной рукой может часами проигрывать те или иные варианты, но кроме эмоционального истощения – это ему ничего не даст. Так же как и «жена», после развода может неделями отвечать себе на вопрос: «А что если?», но в итоге не получит на него ответа.
психолог онлайн
Ирина Новитная
Существует определенный вид мыслей, которые напрямую влияют на наше настроение, мы в состоянии заметить, и отследить их, но в большинстве случаев, просто не обращаем на эти мысли внимание.
Я говорю про негативные автоматические мысли (НАМы).
Что это такое?
НАМы – это негативно окрашенные оценки или интерпретации тому, что случается вокруг нас или внутри нас.
Вспомните последний случай, когда у Вас ухудшилось настроение , вы чувствовали раздражение, тревогу, гнев . Вернитесь к этой ситуации и постарайтесь вспомнить, какие мысли пролетели в вашей голове в тот момент?. Это и будут негативные автоматические мысли.
Пример: Подруга рассказала Вам, что наконец-то купила новый мобильный телефон, который очень хотела. И в этот момент в голове проносится мысль: «Эх, а у меня выдался ужасный в плане финансов год, вирус ударил по моему бизнесу и неизвестно, что будет дальше».
Эта мысль пролетела мгновенно, мы не успели ее толком осознать, но за собой она повлекла чувство разочарования, может гнева. И вот, в мгновении ока наше настроение резко изменилось, хотя, буквально 10 секунд назад, все было отлично.
Структура работы данных мыслей такова : НАМы – вызывают негативные эмоции - негативные эмоции - ухудшают настроение.
Работа с НАМ является одним из основных направлений Когнитивно- поведенческой – терапии.
Негативные автоматические мысли имеют ряд характеристик:
1. Они мимолетны
2. НАМы- это специфические мысли, про конкретные события, или ситуации. Они могут иметь стереотипный, повторяющийся характер, особенно при хронических проблемах.
3. НАМы могут быть настолько короткими и частыми и настолько привычными, что их сложно отследить, они становятся частью нашего внутреннего пространства. Мы не замечаем их, как например, не замечаем собственного дыхания, до тех пор, пока не сосредотачиваемся на нем специально.
4. Эти мысли часто воспринимаются как истина, особенно, когда превалируют сильные эмоции. Пример: Если человек думает, что он никчемный, когда чувствует, что все надоело, что ничего не получается, то это воспринимается как констатация факта. Именно поэтому одной из важных задач терапии, является помочь клиентам перестать «глотать» Намы, что бы они научились шаг за шагом проверять правдивость и справедливость собственных мыслей.
5. НАМы существуют как вербальные конструкции пример: «я ни на что не способен». Также НАМы могут существовать в виде образов. Например, у человека с социальной фобией может возникнуть образ, в котором он видит себя с покрасневшим лицом, потным, не таким как все.
Исходя из вышесказанного, важно отслеживать свои негативные автоматические мысли и понимать, что мысли – это только мысли, а не факты. И следовательно, они не всегда могут быть точными и правдивыми.
Ваш запрос похож на обсессивно-компульсивное расстройство, лучше обратиться к специалисту и попробовать поработать с ним. Удачи Вам