Чувство вины после смерти близкого
Прошло два месяца после смерти близкого человека в результате суицида (после тяжёлой болезни). Мучает чувство вины, кажется, что должна была почувствовать, предвидеть, несмотря на то, что он скрывал свои симптомы и состояние, чтобы никого не расстраивать. Я читаю статьи по этой теме, что помогает, но не надолго. Знаю про стадии проживания горя. Но хочется себе ещё чем-то помочь... Нужна ли уже помощь специалиста или ещё мало времени прошло?
Вопрос от: ; Возраст: 42

психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Наталия Павловна Венглинская
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Нужна ли уже помощь специалиста или ещё мало времени прошло?
Помощь специалиста будет полезна на любом этапе горевания.
психолог онлайн
Инна Владимировна Черняева
Наталия Павловна Венглинская
Павел Леонидович Басанский
Добрый день!
первые полгода всегда считаются самыми острыми и прошло еще очень мало времени. В чем Вы себя чувствуете виноватой? Вы говорите о том, что человек болел и, если я правильно поняла, то Вы думали о том, что Вы что-то не сделали. К сожалению, в этой жизни мы мало что контролируем и это право человека жить или умереть. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, то лучше обратиться к специалисту. В Вашем случае сейчас происходит торг в том, чтобы Вы могли сделать, но не сделали
психолог онлайн
Добрый день, Нина. Сочувствую вам, потерять человека в такой ситуации тяжело и страшно.
Тревога и бессилие часто так появляется в нас. Кажется что что-то надо было делать, что-то надо было знать.
Вы как считаете, если ли у вас какая-то реальная вина перед этим человеком? Сделали ли вы что-то, в чем он мог бы вас ускорить?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Павел Леонидович Басанский
Доброго дня! Як на мене, допомога потрібна була вже одразу після трагедії. Тому чим раніше Ви звернетеся до спеціаліста, тим краще...По-друге, велика помилка такі ситуації розглядати тільки з позиції матеріалістичного бачення оточуючого світу. Адже кожна людина, це, насамперед, душа... Вам так важко, тому що потрібна допомога спершу на цьому рівні, а вже потім на рівні психотерапевтичних технік... Почуття провини з'являється тоді, коли є відчуття, що щось не доробив, не додав... І якщо з ним не розібратися, воно може "піти" в глиб підсвідомості... І зіпсувати все життя. Це моє бачення, як спеціаліста з багаторічним досвідом роботи, у тому числі і з такими випадками, як Ваш... А вирішувати вже Вам...
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Наталия Павловна Венглинская
Павел Леонидович Басанский
Добрый день, Нинель!
Соболезную Вашей потере. То, что Вы проживаете - это естественно в проживании горя, еще не много времени прошло. Психолог может помочь прожить все стадии, поэтому было бы не плохо обратиться к психологу, если чувствуете, что нужна поддержка. Но важно найти психолога, который специализируется на работе с утратой и горем.
Дополнение от автора
Спасибо за ответ.
Реальной вины не чувствую: то есть если бы я знала, что случится, но ничего не предприняла, или что-то специально не сделала. Просто кажется, что могла что-то сделать, что предотвратило бы такой исход: чаще звонить, настойчиво расспрашивать о его состоянии (он отвечал очень неохотно и уклончиво), кажется, что на время отпустила ситуацию, так как было назначено ещё одно мед. исследование.
Дополнение от автора
Также думаю о том, что у других наверное возникает злость на ушедшего, что он так ушёл и не делился своими чувствами и состоянием, но у меня только нерациональное чувство вины...
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
За чувством вины может быть злость, может быть так, что чтобы не чувствовать злость, Вы чувствуете вину. Тем более, что реальной вины не чувствуете. Это такой этап.
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Павел Леонидович Басанский
цитата:
чаще звонить, настойчиво расспрашивать о его состоянии
А частота и настойчивость что-то могли поменять? Потому что Вы написали, что он не готов был делиться и говорить об этом в принципе
цитата:
(он отвечал очень неохотно и уклончиво)
Знаете, вот у меня настойчивое ощущение, что есть что-то что Вы ему не договорили, не поделились чем-то важным. Что это было?
цитата:
нерациональное чувство вины
Кем он Вам был?
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
добрый вечер. очень жаль что так произошло, кем приходился он вам приходился?
Дополнение от автора
Мне понравилась мысль, что за чувством вины маскируется злость.
Ощущения, что я не сказала что-то важное, у меня нет.
А то ощущение, что что-то не досказал, не доделал, наверное есть у всех...
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
цитата:
Ощущения, что я не сказала что-то важное, у меня нет.
Злость и может быть этим чем-то) Просто это не очень приемлемое в обществе чувство, когда такое произошло. Но злость на выбор этого человека, нормальна.
психолог онлайн
Добрый день. Я сочувствую вашей утрате. Вина это часто про злость, завернутую на себя.
Интересно бы поисследовать, как она возникает.
цитата:
должна была почувствовать, предвидеть
Это должествование тоже само по себе интересно, с долей всемогущества.
цитата:
Вам нужна помощь специалиста, из ваших ощущений?
Дополнение от автора
Скорее всего помощь бы не помешала...
психолог онлайн
Ксения Шалимова
Тогда Вы можете выбрать специалиста и обратиться за помощью
психолог онлайн
цитата:
Скорее всего помощь бы не помешала...
Тогда да, выбирайте специалиста и хорошей работы)
Дополнение от автора
Спасибо за помощь и советы.