Коуч - это быстрый психолог?
Здравствуйте.
В последние годы появилось огромное количество коучей. Я на одном женском форуме перед Новым годом участвовала в марафоне, где незнакомые люди обменивались подарками. Например, кто-то писал, что подарит шарф, пирог, свой мастер-класс, и другие откликслись - забирая, кому что нужно. Так вот там каждая вторая женщина писала - подарю коуч-сессию. В общем сейчас все коучат.
Коучи, по моим наблюдениям, делятся на две группы: коучи с психологическим образованием и коучи с непсихологическим образованием. Есть много курсов, школ, которые готовят коучей. Среди них - сертифицированные курсы, с лицензией, есть и обычные, без всего этого, просто тот или иной коуч организовывает курсы и учит других. Но в любом случае в программах всех курсов указано, что для желающих стать коучем не нужно иметь псих. образования и вообще образование не важно. И ещё: выучиться на коуча - дело 3-4 месяцев.
Коучи выучиваются, начинают работать: организуют разные онлайн-курсы для клиентов, проводят вебинары, консультируют. Я читаю отзывы в разных группах коучей: везде люди благодарят за то, что им помогли в их проблемах. Это не рекламные благодарности, пишут действительно от души. Я слежу за группами разных коучей и понимаю, что многие из них очень даже неплохо зарабатывают. В связи с этим меня давно интересует один вопрос. Он меня интересует с двух сторон - и как клиента, и как, возможно, потенциального специалиста (психологию люблю с детства, всегда много читаю по псих. темам).
По сути коучи решают те же проблемы, что и психологи. Но коучи решают проблемы клиентов за несколько сессий или за месяц онлайн-курсов, а у психологов на это уходит несколько месяцев, а то и лет.
Скажите, пожалуйста, действительно можно подготовить специалиста-коуча за 4 месяца? Действительно образование не имеет значения, приходи в коучи хоть с экономическим, хоть со швейным? И действительно ли можно решить проблему за месяц онлайн-курсов или за пару консультаций? Если это так, то почему психологи разбираются с проблемой годами? Судя по тому, что работы и благодарных клиентов у коучей много, они действительно помогают с четырьмя месяцами образования и решают проблемы за месяц. В чëм тут подвох?
Вопрос от: ; Возраст: 39

психолог онлайн
Валентина Михайловна Жемчужникова
цитата:
И действительно ли можно решить проблему за месяц онлайн-курсов или за пару консультаций?
Добрый день!
Коучи - это не психологи и не психотерапевты (если у них нет соответствующего образования). Они не то, что решают проблемы, а скорее помогают обозначит цель и подыскать способы её реализации. А вот техники взяты из психологии и профориентации.
Дополнение от автора
Но коучи работают с клиентами по тем же темам, что и психологи: проблемы с самооценкой, отношения с родителями, с детьми, поиск своего места в жизни, проблемы с мужем. Если всë это можно проработать с коучем за месяц, то зачем нужна кропотливая работа месяцами с психологом?
психолог онлайн
Наталія Крилова
Добрый день!
К сожалению, это проблема современного общества сейчас, непрофессионализм и поверхностность знаний. Человеку, который не в этой профессии очень сложно в этом разобраться. Коуч может быть с психологическим образованием, а может и не быть. С какой целью Вы интересуетесь? Могут быть эзотерики, гадалки, целители с психологическим образованием, но Вы должны понимать, что к научной психологии это не имеет отношения. Если Вы хотите в это поиграть, то Вы можете пообщаться с коучем, но, если Вы хотите разобраться со своей психикой, то лучше обратиться к специалисту, который имеет образование для этого. Вам нужно прочитать его анкету, попросить документы. Как правило, кроме базового образования и оно, как правило, длиться не один год, получают дополнительное образование по специальности и оно занимает еще около 5 лет обучения, проходят обучение по психиатрии, личную терапию, прежде, чем приступят к работе с психикой другого человека. Вы же не пойдете к врачу, у которого обучение 3-х месячных курсов или который Вам предлагает настойки личного приготовления. Психика человека устроена гораздо сложнее и требует бережного отношения, поэтому люди ходят годами. Психика обладает рядом защит, с которыми нужно работать аккуратно. Работа может быть не безопасна, как для клиента, так и для человека, который работает с психикой другого человека, потому что включаются бессознательные процессы. Волшебной палочки в психологии не существует, к сожалению, и все эти быстрые техники, как правило ни чем хорошим не заканчиваются или этого хватает до следующего тренинга.
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Добрый день!
«Если всë это можно проработать с коучем за месяц, то зачем нужна кропотливая работа месяцами с психологом?»
Это не возможно проработать за месяц, если работа глубинная, направленная на трансформацию каких-то личностных характеристик и того, что было сформировано на протяжении многих лет, а также познание себя. Для того, чтобы работа была глубинной необходимо определенное доверие и отношения с психотерапевтом, которые за месяц не сформируются, поэтому такая работа длительная. Но если Вам нужно просто под другим углом посмотреть на проблему, или, как писала коллега выше, поставить цели наметить пути их реализации, тогда месячной работы с коучем достаточно. Но глубинной трансформации не будет. Работа психотерапевта и работа коуча направлены на разное. В отношениях с психотерапевтом клиент кроме всего еще и получает новый опыт отношений и принятия. Образование психотерапевта длится минимум 4 года, включает в себя большое количество личной и групповой терапии, получить его можно только если есть высшее образование в психологии или психиатрии или смежное. Не все психологи имеют психотерапевтическое образование.
Дополнение от автора
Ответ Ольге Владимировне
Я согласна с Вами, тоже придерживаюсь мнения, что полно непонятных скороспелых специалистов. Меня этот вопрос интересует потому, что я хочу разобраться, почему клиенты благодарят, почему это действует, за что благодарят, почему несут деньги. Деньги - это же как раз обратная связь от мира, подтверждение того, что твоя работа нужна, результативна. Я была у одного коуча на месячном курсе по самооценке. Мне не помогло, но многим другим очень помогло, они писали восторженные отзывы. Поэтому я хочу разобраться.
психолог онлайн
Наталія Крилова
«Почему клиенты благодарят?»
Это нужно спрашивать у самих клиентов...
психолог онлайн
Виталий Викторович Бондарчук
Наталія Крилова
Вы правильно делаете, что пытаетесь найти ответы на свои вопросы, сомневаетесь. Это вполне здоровая и зрелая позиция. А почему люди ходят к гадалкам и экстрасенсам? Для того, чтобы кто-то помог быстро решить вопрос и взял ответственность на себя. Иногда помогает и разговор с подругой. Отзывы могут писать разные люди и не всегда реальные, часто заинтересованные. У людей может не быть достаточно знаний и квалификации, чтобы оценить того или иного специалиста. К сожалению, сейчас много псевдоэкспертов с поверхностными знаниями и сомнительным опытом. Вы только сами выбираете, к кому Вы хотите пойти. Вы же сами видите, что, почему -то люди с высшим образованием, грамотные, выбирают ходить на терапию годами. Наша психика так устроена, что невозможно ее быстр перестроить, навредить можно, но потом уйдет время на ее восстановление. Психика обладает рядом защит, которые формировались годами и помогали Вам выживать как-то в этой жизни, но в какой-то момент человек чувствует, что уже не справляется или его что-то устраивает, плохо спит, высокая тревога, фобии и тогда он обращается к специалисту за помощью. Психика ригидна и хрупка. С ней нужно работать даже аккуратнее, чем с телом
Дополнение от автора
Ответ Наталии
Я сейчас напишу кое-что из своих наблюдений - пожалуйста, скажите, правильно ли я Вас поняла. Мне кажется, мои наблюдения как раз о том, что Вы пишете.
Я проходила у одного коуча месячный онлайн-курс по самооценке. Мне он не особо помог, я просто получила информацию, почему я себя именно так. Но информация - это ведь не значит проработка. Многие женщины, которые проходили, были в восторге, в отзывах написали, как им помогло, как они теперь понимают себя, как повысилась их самооценка. А потом я увидела следующее.
Мне этот коуч интересен больше не как коуч, а просто как человек, поэтому я после курса (пусть и неудачного для меня) продолжаю общаться у него в группе. Общаюсь с другими женщинами, которые прошли через курс, удачно. И я обратила внимание, что многие женщины, которым курс, по их словам, помог, пишут, на мой взгляд, странные комментарии, говорящие об обратном.
Пишут, например, такое. "Мне пальто не подошло, но неловко было нести его сдавать, так как продавцы много со мной возились. Но тут я вспомнила, что прошла Ваш курс по самооценке - пересилила себя и пошла возвращать пальто". Таких комментариев много. На первый взгляд они вроде бы хвалят курс, но на мой взгляд, это как раз говорит об обратном.
Если самооценка проработана, человек спокойно, не задумываясь и не пересиливая себя, идет возвращать пальто. А если он вспоминает, что вот мол, я проходила курс по самооценке, значит надо мне себя превозмочь, то это же свидетельствует, что ничего не проработано, самодостаточное поведение не стало образом жизни, так?
Мне кажется, после работы с коучем есть просто чувство эйфории, головокружение от успехов. Такое приподнятое мотивирующее настроение часто бывает, когда человек познает себя. Но эйфория - это не проработка. А с психологом как раз проработка. Правильно я понимаю?
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Попробуйте - узнаете)
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Где-то так..
Коуч и психотерапевт работают на разном уровне и о разном. Курс, который Вы проходили-это же скорее всего и не коучинг, просто курс в котором дают информацию. Вы что-то узнаете, смотрите на вещи, про которые Вы уже что-то знали под другим углом и все. И это тоже нужно, но это не «проработка» (не люблю это слово, но так понятнее)
Хороший профессиональный коуч тоже может быть полезен человеку в таких запросах как, например, хочу что-то начать, но не знаю как. (Но я не уверена, что можно стать профессиональным коучем за три месяца обучения, не имея базового психологического или психотерапевтического образования или смежного им образования)
Но в работе с самооценкой, или отношениями, или неудовлетворенностью жизнью лучше работать с психотерапевтом. В данном случае - самооценка формируется в детстве, можно вспомнить слова «коуча» с курса и заставить себя сдать пальто, но внутри как я себя при этом чувствую...чувствую ли я внутри, что имею право на это.. В психотерапии человек учится обращать внимание на себя, осознавать себя, узнает себя и получает новый опыт, пробует вести себя по-новому, по-разному в безопасной обстановке, но это все тонкая работа шаг за шагом, в контакте с психотерапевтом.
психолог онлайн
Наталія Крилова
Здравствуйте.
Коучинг, как я понимаю, это что-то вроде тренинга (коуч в переводе с англ. - тренет). Задача тренинга совершенно иная, чем задача психолога или психотерапевта. Тренер (по идее) должен натренировать своего клиента. То есть задача - сформировать навык (какой? зависит от тематики тренинга). В некоторых случаях формирование навыка - весьма полезная вещь. Например в коммуникации, если вы учитесь ненасильственной коммуникации, это можно сделать с помощью тренинга. Поможет ли это общаться с людьми? В какой-то степени поможет. Поможет ли разобраться с глубинными причинами конфликтов и проработать их? Нет.
Есть темы, которые слишком сложны для того, чтобы сводить их к набору навыков, которые можно натренировать (самооценка - одна из них). Поэтому и не получается.
Я не против коучинга, но считаю, что у коучинга и психотерапии совершенно разные задачи и разная глубина работы. В коучинге ни о какой проработке не может идти и речи, можно говорить о формировании навыка - это максимум. И то и другое нужно и полезно, но выполняет разные задачи. Что вам больше подходит, выбирать вам.