Не могу жить после смерти мамы
Два месяца назад не стало моей мамы. Она умерла внезапно от инфаркта. Ей было 84 года, были у нее разные заболевания из-за которых она страдала, но я точно знаю, что если бы она не понервничала в тот день по моей вине, то сейчас была бы жива. Мы жили с мамой вдвоем в достатке, у нас были хорошие отношения. Я могла себе позволить не работать длительное время. У меня были свои проблемы - не сложилась личная жизнь, не было друзей, я не смогла себя реализовать как специалист, хотя получила высшее образование. С детства я была необщительная, застенчивая, не складывались отношения со сверстниками. Мне было хорошо дома с родителями. У меня, особенно в последнее время, бывали депрессивные состояния, мрачные настроения, появлялось чувство безысходности, отчаяния, невозможности что-то изменить в жизни, бессилия, беспомощности. Я видела, как мама стареет, слабеет, как она страдает от болезней. Я очень страдала из-за этого. Я никогда не умела сдерживать свои отрицательные эмоции, часто расстраивала родителей, не берегла их. Могла быть грубой, несдержанной, не задумывалась о том, что причиняю боль близким, была эгоистичной. Последние несколько месяцев перед маминой смертью у меня была депрессия. Весь мир воспринимался в мрачных тонах, не хотелось вставать по утрам, с трудом заставляла себя что-то делать, меня посещали мысли о смерти, люди раздражали, не радовало то, что мама рядом. Мне было тяжело на душе, плохо. Я часто хамила матери, раздражалась, говорила, что мне все надоело и я хочу умереть. Я стала черствой и бесчувственной. За несколько дней до смерти у меня, и, по-видимому, у мамы были какие-то тяжелые предчувствия. Как-то мама сказала мне: 'Был у меня хоть один человечек, и того не стало'. А я ответила: 'Да, и того не стало'. Но я так сказала не намеренно, не для того, чтобы причинить ей боль, а потому, что мне самой было очень плохо. Дня за 2 до смерти, когда мы сидели на кухне за столом, мама стала странно со мной говорить. Сказала, что я еще жизни не видела, что я должна быть сильной. А потом сказала: 'Я очень перед тобой виновата. Дай ручку моя деточка, моя крошечка'. Потом она дважды поцеловала мне руку. Я не стала спрашивать, в чем она повинилась. Я вообще не отнеслась к этому серьезно, но что-то сжалось внутри. Помню ее ясные, чистые, умные глаза. Помню, как она сказала, что будет ходить гулять.
Вопрос от: ; Возраст: 50
нравится: 1 из 1
Дополнение от автора
В ту роковую ночь я проснулась около 3-часов из-за того, что наш кот (и это было уже несколько дней подряд) нагадил в квартире, и мне снова пришлось встать ночью и убирать. Когда я встала мама не спала, не знаю почему. Может, из-за болей в спине, затылке, которые мучали ее много лет, может, ходила в туалет. Сначала я хотела спросить, почему она не спит, но потом я как-будто потеряла контроль над собой, стала кричать, ругаться, даже проклинать все на свете. Во мне было столько злобы и ненависти ко всему миру, я не соображала, что говорю и делаю, не управляла собой. На следующее утро я встала около 11-ти, и снова стала чем-то возмущаться. Мама лежала в комнате, потом пришла на кухню. Увидев меня она как-то странно на меня посмотрела - тепло, но с укором, и сказала: 'Мне стало плохо ночью. Я уже умираю просто. До чего я уже дожилась'. Я посмотрела на нее и ничего не ответила. Мне было плохо, больно, тяжело на душе, я страдала из-за своего состояния. Я не придала ее словам значения. Потом мы обедали, я занималась своими делами, мама легла отдохнуть, как она обычно делала днем. Спина и затылок болели у нее практически постоянно из-за остеохондроза, смещения позвонков. Я делала ей массаж, искала упражнения в Интернете для снятия болей в затылке. Около 19-ти часов мама пришла ко мне в комнату смотреть новости, посидела минут 15 и сказала, что у нее болит в спине, и она ляжет. Я пришла к ней в спальню, массажировала спину. Мама вдруг сказала: 'Слово - это же меч острый. Ты и маму проклинала. Как сказал царь Соломон - и примешь смерть от детей своих'. Я ответила, что я ее не проклинала, что у меня кроме нее никого нет, стала плакать. Она легла и через несколько минут сказала, чтобы я вызвала скорую, т.к. сильно болит в спине. Я вызвала скорую, выбежала на крыльцо, перезванивала чтобы скорая приехала быстрее, бежала по двору за врачами, когда увидела машину. Скорая была у нас более получаса. Никак не могли определить, что с ней, не могли сделать кардиограмму, т.к. лента рвалась и аппарат падал на пол, потом не могли ее расшифровать. В конце концов заподозрили инфаркт, и мы поехали в больницу. В одной больнице ее не приняли, и мы поехали в другую. Там тоже не могли понять, есть инфаркт или нет, поместили в палату, поставили капельницу, я поехала в дежурную аптеку за лекарствами, а когда приехала, маме стало хуже и дежурный врач сказала, что скорее всего переведет ее в реанимацию. Мама была в сознании, взяла мою руку, поцеловала и сказала: 'Моя деточка!' Через сутки она умерла в реанимации. Мне сказали, что инфаркт случился в 3 часа ночи, т.е. фактически после моих слов. Я убита горем. Осталась одна. Хожу теперь как призрак по пустым комнатам. Чувство вины не дает мне дышать от боли. Я похудела до 48 кг., не могу нормально есть и спать, не хочу жить. Я знаю, что мама простила меня, но я не могу себя простить. У меня есть только одно оправдание - я не желала ей смерти и не обижала ее намеренно, просто не управляла собой. Мне уже трудно выходить из дома, кружится голова, делается страшно. Помогите, пожалуйста.

психолог онлайн
Здравствуйте, Александра! Примите мои соболезнования.
Переживание горя утраты всегда проходит через несколько этапов (стадий): стадию шока и отрицания, стадию гнева и обиды, стадию вины, стадию депрессии, стадию принятия. Вы сейчас зависли на стадии вины. Каждое Ваше предложение говорит от этом.
цитата:
но я точно знаю, что если бы она не понервничала в тот день по моей вине, то сейчас была бы жива.
Откуда такая уверенность?
цитата:
Последние несколько месяцев перед маминой смертью у меня была депрессия. Весь мир воспринимался в мрачных тонах, не хотелось вставать по утрам, с трудом заставляла себя что-то делать, меня посещали мысли о смерти, люди раздражали, не радовало то, что мама рядом. Мне было тяжело на душе, плохо. Я часто хамила матери, раздражалась, говорила, что мне все надоело и я хочу умереть. Я стала черствой и бесчувственной.
Вы считаете, что не имеете права болеть? Как мама относилась к Вашему состоянию?
цитата:
Мама вдруг сказала: 'Слово - это же меч острый. Ты и маму проклинала. Как сказал царь Соломон - и примешь смерть от детей своих'. Я ответила, что я ее не проклинала, что у меня кроме нее никого нет, стала плакать.
Простите за прямоту, но похоже, что Ваша мама могла прибегать к манипуляциям.
цитата:
Сначала я хотела спросить, почему она не спит, но потом я как-будто потеряла контроль над собой, стала кричать, ругаться, даже проклинать все на свете. Во мне было столько злобы и ненависти ко всему миру, я не соображала, что говорю и делаю, не управляла собой. На следующее утро я встала около 11-ти, и снова стала чем-то возмущаться.
Практически все дочери когда-то ссорятся со своими мамами. Значит, Вас что-то очень достало. Что это могло быть?
Дополнение от автора
Мама всегда переживала из-за моих депрессивных состояний, неудач, проблем, неустроенной личной жизни, отсутствия близких друзей и т.д. Она меня поддерживала, настраивала на позитив как могла. Я не думаю, что мама могла прибегать к манипуляциям, скорее всего это было предчувствие смерти и я действительно сделала ей очень больно. Я не знаю, что конкретно меня достало. Просто привыкла выливать на нее негатив, не задумываясь о последствиях. Она нуждалась в моей любви, тепле, а я была эгоцентричная и злая, за что и поплатилась. Мы не были слишком близки с мамой, как подруги, как-то стеснялись проявлять свои чувства, и наверное мне этого очень не хватало, но я была уверена, что мама может всем пожертвовать ради меня, защитить, помочь.
Дополнение от автора
Хочу дополнить, что я виню себя в смерти матери потому, что инфаркт у нее произошел в 3 часа ночи, сразу же после моих слов. Если бы она тогда не понервничала в очередной раз - сейчас была бы жива. Я невнимательно отнеслась к ее словам о том, что ночью ей стало плохо, не вызвала врача. Если бы скорую вызвали раньше, ее можно было спасти.
консультация психолога
Доброго времени суток, Александра. Соболезную Вашей утрате. Мама - это самое дорогое, что есть в нашей жизни, это лучший наш Друг и помощник во всех делах. Что касается этих слов: "но я точно знаю, что если бы она не понервничала в тот день по моей вине, то сейчас была бы жива...", то это может быть и не так, ведь кому жить, а кому умирать - решается не человеком. Даже врачи-хирурги понимают, что не в их власти это знать, они могут лишь оперировать, перебинтовать рану, а выживет человек или умрёт, решают не они, они ведь не боги. Вам следует проработать своё чувство вины на консультации с психологом, выбирайте специалиста и все переживания пройдут, ВАШЕЙ ВИНЫ ЗДЕСЬ НЕТ! ::unsure::