Пассивная агрессия - действительно ли у меня она? И что хочет добиться собеседник?
Здравствуйте! Моя сестра (и только она, к слову) вечно мне делает замечания/оставляет комментарии в разговоре, где при удобном случае она прямым текстом говорит, что я пассивно-агрессивна. Недавно была следующая ситуация: мы пришли домой с ребёнком, и муж сказал «теперь можешь его покормить», что я и так собиралась сделать, на что я ему в ответ пошутила «спасибо за разрешение». Сестра была рядом, и на это сказала моему мужу «ой, не обращай внимание на эту пассивную агрессию». Меня это задело. Были ещё случаи, когда мы в том же составе сидели за столом, я молча смотрела на них, и не помню точно контекст, но она рассуждала вслух, что у меня много пассивной агрессии, и что даже молча и просто поднимая брови (и остальные выражения лица, судя по всему) я выражаю свою пассивную агрессию. Я никогда не считала себя пассивно-агрессивной, но теперь стала задумываться. С другой стороны, я знаю моя сестра часто тяжела в общении, может отвечать с претензиями,, и может ли быть такое, что дело не в моей пассивной агрессии, а в ее? Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 31

психолог онлайн
Добрый день!
А как Вы сами чувствуете? Иногда человек может видеть в другом то, чирикать в нем самом . Вы пытались с ней говорить об этом? Видит ли она в себе сама это? Вопрос в том, как Вы на это реагируете ?
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Владимир Анатольевич Тарасенко
Добрый день!
Пассивная агрессия встречается там, где открыто выражать свой гнев не получается. Иногда в родительской семье бывает запрет на проявление злости у детей. И тогда безопасным способом проявлять эту эмоцию становятся подколки в речи, сарказм, недомолвки, наказание молчанием и так далее. Во взрослую жизнь такая модель поведения переносится тоже. Поэтому важным моментом является то, как в вашей с сестрой семье родители относились к детскому гневу? И можете ли вы открыто заявлять сейчас о нарушении ваших границ или потребностей?
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте
Из того, что вы написали никак нельзя сделать вывод, кто из вас выражает пассивную агрессию и есть ли она вообще. Но то, что сестра влезла в ваш разговор с мужем, да ещё и обвинила вас, это явное нарушение границ, недоброжелательность и так буть не должно.
Скажите, вы с сестрой живете вместе? Или она к вам в гости приходит.
Скажите, какие чувства вообще вы испытываете к сестре. Чем занимается и как живет ваша сестра.
психолог онлайн
Здравствуйте! Кроме сёстры ещё кто- нибудь давал Вам такую обратную связь?
Дополнение от автора
Спасибо всем за внимание! Дополню ответами на заданные мне вопросы:
В: А как Вы сами чувствуете? как Вы на это реагируете?
О: Я начинаю чувствовать себя неуверенно и начинаю разбираться: а может она права и мне надо в себе что-то изменить? После ее таких комментариев я немного обижаюсь, замыкаюсь, отдаляюсь и ограничиваю наше общение на время. Например когда там дома эта ситуация произошла, я решила полежать с ребёнком пока он спит, вместо того, чтобы с сестрой пообщаться. Игнорирую и делаю вид, что меня не задело.
В: Вы пытались с ней говорить об этом?
О: Нет, я игнорирую, боюсь наш разговор перерастёт в конфликт и ее обвинения в мой адрес, которые я не хочу слушать
В: Видит ли она в себе сама это?
О: это мне неизвестно. Надо, наверное, спросить?:) не представляю себе как начать такой разговор.
В: как в вашей с сестрой семье родители относились к детскому гневу?
О: нас никогда не наказывали физически точно, но мама о нас говорит «вы были послушные». Не припомню ни одного случая, чтобы родители были нами откровенно недовольны. Правда вот вспомнилось, что мы иногда дрались с сестрой в детстве, и это нам запрещали и объясняли, что нельзя так делать.
В: И можете ли вы открыто заявлять сейчас о нарушении ваших границ или потребностей?
О: нет, не могу, я скорее проигнорирую, промолчу, сделаю вид, что не заметила и отойду подальше.
В: Скажите, вы с сестрой живете вместе?
О: нет, мы живем в разных странах, но видимся часто, раз в 3 месяца примерно - навещаем друг друга или ездим в совместные отпуски. Ситуация, что я описала, произошла у нее дома, когда мы были в гостях. Другая ситуация когда мы сидели за столом произошла в совместном отпуске.
В: чем занимается и как живет сестра?
О: она сейчас учится на магистратуре, живет одна, с собакой.
В: какие чувства испытываю к сестре?
О: я конечно ее люблю, она мой близкий друг (после мужа), но я так же знаю, что в общении с ней мне надо вести себя аккуратно и не обращать внимание на подколы: любой вопрос она воспринимает в штыки и отвечает как будто защищаясь. Я ей также немного сочувствую, так как я знаю, что у неё есть комплексы по поводу своей внешности, и мне безумно жалко, что так вышло - причин для этого объективно нет. Также если у меня что-то произойдёт, она одна из первых, кому я захочу написать-рассказать. Иногда, правда, я потом жалею об этом, так как если я хочу поддержку услышать, в ответ я слышу что-то другое, например обесценивание моих чувств и оправдания людей, о которых я жалуюсь. В целом ее мнение у меня в авторитете во многом, почему-то. Я часто ей пишу, спрашиваю мнение по поводу одежды/что купить, так как ей доверяю больше в вопросе стиля, чем себе, и часто прислушиваюсь.
В: кто-нибудь кроме сестры давал вам такую обратную связь?
О: нет, наверное это ещё одна из причин, почему меня шокировало такое высказывание с ее стороны, это было неожиданно услышать в свой адрес.
психолог онлайн
цитата:
я скорее проигнорирую, промолчу, сделаю вид, что не заметила и отойду подальше
Игнорирование и уход от взаимодействия для Вас может быть одним из вариантов противостояния манипуляциям.
Другие же люди это могут воспринимать как пассивную агрессию.
Поэтому если Вы не хотите ничего менять, тогда важно хотя бы соблюдать баланс.
психолог онлайн
цитата:
Я ей также немного сочувствую, так как я знаю, что у неё есть комплексы по поводу своей внешности, и мне безумно жалко, что так вышло - причин для этого объективно нет. Также если у меня что-то произойдёт, она одна из первых, кому я захочу написать-рассказать.
Это больше похоже на агрессию с ее стороны, как нападение на Вас. Если Вам это неприятно, то стоит ей об этом сказать. А как Вы думаете, может у Вас быть то, что у нее нет и она бы хотела? Кто из Вас старшая сестра?
психолог онлайн
Здравствуйте!
цитата:
Я никогда не считала себя пассивно-агрессивной, но теперь стала задумываться.
Задумываться, имхо, точно не помешает, если хотите качественных отношений, если хотите развиваться, лучше понимая себя и других людей. А вот однозначные выводы делать явно рано.
цитата:
С другой стороны, я знаю моя сестра часто тяжела в общении, может отвечать с претензиями,, и может ли быть такое, что дело не в моей пассивной агрессии, а в ее?
Может быть все, что угодно. На что я бы обратил внимание, так это на стиль вашего общения. Но что есть стиль? Он является отражением содержания ваших отношений и того, как каждая из вас воспринимает другую, чего желает, какие эмоции и чувства выражает. Это все вопросы. На часть из них ответы уже есть.
цитата:
В целом ее мнение у меня в авторитете во многом, почему-то.
А почему - ответ знаете?
цитата:
Я часто ей пишу, спрашиваю мнение по поводу одежды/что купить, так как ей доверяю больше в вопросе стиля, чем себе, и часто прислушиваюсь.
Из чего следует - Вы ей придаете роль эксперта в области вкуса. Но почему же умаляете при этом собственную способность выносить суждения в этой сфере и полагаться на свои предпочтения?
цитата:
я конечно ее люблю, она мой близкий друг (после мужа), но я так же знаю, что в общении с ней мне надо вести себя аккуратно и не обращать внимание на подколы: любой вопрос она воспринимает в штыки и отвечает как будто защищаясь.
В этом месте нет свободы. То есть любовь такая, знаете ли, осторожная - как бы не нарваться. Она заставляет Вас большей частью быть настороже, в состоянии "как бы чего не вышло."
В связи с этим вопрос, можно ли такие отношения назвать в полном смысле здоровыми?
Есть и другие моменты, заслуживающие внимания. Думаю, что несколько консультаций психолога помогли бы Вам раскрыть внутренние пружины переживаемых Вами чувств и помочь сбалансировать отношения с сестрой. Удачи Вам))