Как реагировать на критику?
Что делать с высказываниями и советами в свой адрес? Смириться и принять или защититься и сказать "не лезь не в свое дело"? И вообще, не совсем понятно что является критикой, а что обесцениванием, хамством?
Если кому-то что-то во мне не нравится: может во мне объективно что-то не так - как понять? Оценить себя самостоятельно?
Питання від: ; Вік: 30

психолог онлайн
Да, по сути, оценить себя самостоятельно.
А ещё многое зависит от "способа" критики, если так можно сказать, от тона , от самой ситуации.
Критика при общей поддержке, конкретная по сути-это скорее действительно критика.
Мол " вот этот момент можно было бы решить вот таким способом , но, возможно, ты с этим пока не сталкивалась".
Обесценивание включает в себя именно "снижение ценности/важности" того, что Вы делаете/говорите/думаете.
Часто "в сравнении"- мол вот кто-то это делает лучше, а ты...
Возможно, если бы Вы привели конкретные примеры, то можно было бы лучше разобраться.
психолог онлайн
Яна Кіркеснер
Здравствуйте, Елена!
Вы задали довольно интересный вопрос "Как реагировать?" Но ведь нет единственно верного способа, как реагировать на ситуацию. Первую реакцию (эмоции, которые мы испытываем) выбираем не мы, а наш мозг автоматически, исходя из особенностей характера и прошлого опыта. Вторую реакцию (слова или действия в ответ на критику) выбираем мы сознательно. И тут перефразирую Ваш вопрос на "А как Вы сами хотите реагировать на критику, и что за этим стоит?"
Вы хотите, чтобы критика Вас лично не задевала, или научиться отстаивать свои личные границы, или же хотите отвечать на критику так, чтобы у собеседника отпало желание критиковать Вас снова? (Последнего многие тут на форуме хотят, но я считаю это идеалистичным желанием, потому что мы не можем управлять поведением других людей, только своим.)
Также сильно зависит от того, что Вы чувствуете в ответ на критику, от кого эта критика исходит (от близкого человека или незнакомого), какие отношения Вас связывают с критикующим и как Вы видите будушее этих отношений (например, в случае с начальником/коллегами есть варианты уволиться vs отстаивать личные границы и общаться только по работе и конструктивно, с партнёром - расстаться/развестись vs пройти парную терапию и т.д.). Так что лучше обращайтесь к психологу индивидуально, чтобы этот вопрос решить.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 369763 для Наталия Горская
Например, человек говорит:"Ты толстая". Как на это реагировать? Что это - критика или просто обесценивание?
И вот мой личный пример, мне мой друг сказал, что я совсем не умею одеваться. Мы были на улице и он показал мне на какую-то прохожую девушку и сказал, что вот эта девушка хорошо выглядит, а ты нет. Ещё добавил, что мог бы мне подобрать одежду и сказать что исправить в себе (прическу, украшения, макияж и т.д.). Не знаю, но лично мне самой нравится то, что я ношу. Иногда хочу нарядиться, а иногда нет. Когда нет особого желания наряжаться, могу просто надеть спортивный костюм или джинсы с футболкой. Это комфортно и я не вижу в этом ничего плохого) Как реагировать на слова знакомого?
Хотя тут тоже не совсем понятно зачем лезть со своими советами, если тебя об этом не просят. Что за этим стоит? Желание почувствовать себя экспертом?
психолог онлайн
Ірина Миколенко
Здравствуйте.
"Что делать с высказываниями и советами в свой адрес?"
Реагировать в соответствии с Вашими ощущениями:
"Смириться и принять или защититься и сказать "не лезь не в свое дело"
" И вообще, не совсем понятно что является критикой, а что обесцениванием, хамством?"
Критика-это анализ, оценка и суждение о какой-то деятельности человека в соответствии с общепринятыми нормами, выявление ошибок и их разбор. Критика объективна, без эмоций ,направлена на устранение недостатков . Но,..так сложилось, что в разговорной речи используется как указание на что-то негативное.
Обесценивание- " Ой,ну от чего ты могла устать? Ты же целый день дома сидела?"
" Да что тут сложого? Это легко, даже ребёнок справится "
Хамство- тип поведения человека, которое отличается грубым, наглым и резким способом общения. Человек использует хамство в общении с целью явной демонстрации своего превосходства, более высокого социального статуса, осознавая при этом свою полную безнаказанность.( Википедия)
"Если кому-то что-то во мне не нравится: может во мне объективно что-то не так - как понять? Оценить себя самостоятельно?"
Да,оценить себя самостоятельно и сравнить с полученной информацией.
психолог онлайн
Доброго дня!
Вас пытаются под свой образ - стереотип - как им кажется нужным и важным подогнать.
А вам это надо? Чужие стереотипы...
Причины могут быть разные - может человек действительно хочет помочь.
А может хочет самоутвердиться за счет вас.
А вас, все в своем друге устраивает?
Можно в следующий раз - если снова полезет, к вас со своими советами -
сказать ему - "а мне не нравится, что ты не тактичный, и я советов не просила, спасибо!"
Видь вы же у него совета не просили - как вам одеваться.
Вообще, это ваше личное дело - как вам выглядеть, и что делать в своей жизни - как жить - чем заниматься и т д.
Это уже друг мягко скажем, нарушает ваши границы.
И вам, видимо это ударяет по вашей самооценки - видимо уже не первый раз вы с такой подобной критикой сталкиваетесь.
Главное, чтоб вы самой себе нравились - если вам нравится ваша одежда - то и все не надо себе лишнего накручивать.
Не бойтесь быть собой - не бойтесь быть не похожей на стандарты!
Вы себя спросите, вы сами хотите быть как эти девушки - на которых он показал?
Если не хотите - то и не надо даже, над этим себе проблему придумывать.
Вам бы, чуть легче относится к критике людей.
( может даже с юмором - юмор обычно хорошее оружие против критики)
Люди всегда критикуют - им никогда нельзя угодить - да и бессмысленно это.
Поработайте над самоценностью и уважению к себе.
За что вы себя цените?
психолог онлайн
Оксана Юрьевна Селезнева
Здравствуйте!
цитата:
По-моему, и то и другое одновремнно.
Как реагировать? Есть такой вариант: "Возможно, ты прав и во мне есть несколько "приятных" килограммов. Я это как-то переживу, а вот ты - с полным отсутствием такта, уже врад ли." И улыбка при этом самая что ни на есть искренняя, доброжелательная.
цитата:
мой друг сказал, что я совсем не умею одеваться.
Тут посерьезнее будет, поскольку предстоит разобраться, каким образом в число Ваших друзей попадают столь бесцеремонные экземпляры? Быть в их обществе (или им быть в Вашем обществе), согласитесь, это же Ваша ответственность и больше ничья.
Поделюсь с Вами своей точкой зрения на критику. Я ее вообще не терплю ни от кого(!) Просьбы обратить внимание на что-то - да. Предложения обсудить что-то меня касающее - да, и с удовольствием, но не критику. Если в словах человека есть что-то дельное, стоящее и т.д., то обязательно задумаюсь, приму к сведению, сделаю выводы... и поблагодарю человека.
На тему критику рекомендую видео. Записывал его уже давненько, однако, мне кажется, оно не утратило своей актуальности.
Критика. Как реагировать
https://upsihologa.com.ua/audio-video-469
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
"Ты толстая".
Я вижу тут обесценивание.
Звучит точно не бережно.
Человек, который Вас ценит, не сделал бы такой формулировки.
Сказал бы мягче, это точно, да ещё и ободряющее что-то добавил.
Что касается момента, есть ли в этих словах правда , т.е. могло бы это оказаться всё таки критикой.
Можно для начала опереться на себя.
Как Вы считаете, Вы имеете много лишнего веса (потому, что "толстая" это как минимум про 10- 15 лишних килограм)?
Устраивает ли Вас ваша фигура?
Хотели бы сами что-то изменить?
Если тоже находите, что имеете лишний вес, то , то по сути, ваше мнение совпадает с мнением человека , который сказал про лишний вес.
Могло бы оказаться критикой, но сказано было грубо.
Возможно хотел Вас зацепить, а возможно сам человек достаточно груб со всеми и его вообще не волнуют чувства людей.
Что касается "не умеешь одеваться "- возможно это действительно желание почувствовать себя экспертом, но опять же, тут тоже нет бережного отношения к Вам.
Но есть желание возвыситься за ваш счёт, ( "понизив" ваш рейтинг в сфере выбора одежды).
Опять же, есть люди, которые "ляпают" языком не задумываясь о чувствах других, но- как так сложилось, что Вы считаете этого человека "другом"?
Если человек бережёт отношения с Вами, он скорее скажет, как Вам идёт тот или иной цвет или стиль и предложит пройтись по магазинам, чтобы поднять настроение и что-то интересное и неожиданное померять.
Что Вы будете говорить и как поступать зависит от вашего внутреннего ощущения.
Что Вам хотелось бы сказать / сделать по поводу "толстая" и "не умеешь одеваться"?