Пугающие желания в детстве
Здравствуйте! У меня есть следующие проблемы:
1. Улыбка не к месту. Лет с 13 стала за собой замечать, как непроизвольно начинаю улыбаться там, где следовало бы проявить совершенно другую реакцию. Пример: подруга сообщает мне, что у неё умерла собака, и у меня на лице тут же появляется улыбка. Я бы не сказала, что эта новость сильно меня расстроила, но и радости не было. Другой пример: мама упала и ударилась ногой, а у меня тут же появляется улыбка и будто внутри что-то заставляет смеяться 《смейся, смейся! Это же так смешно!》. Причём улыбка может возникать не только, когда происходит что-то плохое, но и, например, при разговоре с новыми знакомыми. Почему такое возникает и можно ли от этого избавиться?
2. В детстве были какие-то странные желания, чтобы случилось что-то эдакое, непривычное, что нарушило бы привычную повседневность (попасть в аварию но при этом не пострадать, стать свидетелем ограбления), но эти желания часто были какие-то аморальные. Например: мне было около 13, моя тётя не вернулась домой с работы и не отвечала на телефон. Нормальный человек хотел бы, чтобы с тётей всё было нормально, а мне наоборот хотелось, чтобы с ней случилось что-нибудь плохое, при этом каких-то обид на неё не было; мне было около 12 лет, отца сбила машина, он попал в больницу, и мне опять же хотелось, чтобы у него было что-то серьёзное, и я даже немного расстроилась, когда оказалось, что он легко отделался - но тут другое дело, с отцом бывали и конфликты, и обиды остались; мне было 11 лет, и моя домашняя крыса стала менее активна, чем обычно. Я хотела, чтобы она умерла, но при этом когда она умерла, как я и хотела, я расстроилась, плакала. В последние годы я таких желаний не наблюдаю. Скажите, пожалуйста, вот откуда такие желания? Что это? Психопатия, что-то шизофреническое? Может, пора бежать к психиатру?

Ответы психологов
Оксана Николаевна Третьякова (Сумы) психолог
Здравствуйте, Мария! Думаю, в Ваших генах может быть заложена склонность к садизму (в принципе, практически все человечество делится на садистов и мазахистов, эту мысль развивал Юнг ). Или может быть, в раннем детстве Вы увидели какие-то сцены, где кому-то плохо, а кто-то по этому поводу торжествует (подобные сцены Вы могли увидеть даже в мультфильмах, например, "Ну, погоди!") и это оставило отпечаток на Вашей психике. Не думаю, что с этим нужно спешить к психиатру. Но поработать с этим на личной терапии было бы не плохо. Реально Вы вряд ли желаете, чтобы кому-то было больно. Вы просто фантазируете по этому поводу. И когда Ваши фантазии становятся реальностью, Вы как бы просыпаетесь от этих фантазий:
цитата:
мне было 11 лет, и моя домашняя крыса стала менее активна, чем обычно. Я хотела, чтобы она умерла, но при этом когда она умерла, как я и хотела, я расстроилась, плакала.
Добрый день! Как по мне, у Вас срабатывает элементарный защитный механизм в виде улыбки или желания чтобы случилось что-то плохое... Это, знаете, как когда подростки идут в кино, где показывают страшный фильм. И они, чтобы не показать всем окружающим свой страх, начинают громко говорить, шутить, и смеяться в самые неподходящие моменты... Думаю, у Вас повышенный уровень привязанности к близким людям и к жизни, в принципе... Но более точно можно сказать только при индивидуальном общении... Собственно, как и помочь справиться с такой реакцией...
цитата:
В последние годы я таких желаний не наблюдаю.
Здравствуйте, Мария!
Что заставило Вас об этом задуматься именно сейчас?
Улыбка, как и смех, это может быть просто защитная реакция на какие-то переживания. Да, со стороны это выглядит нелепо и люди осуждают, но это не говорит ни про вашу жестокость, ни про черствость.
Скажите, сталкивались ли вы со смертью кого-то близкого и дорогого для вас человека?
Были ли какие-то сильные потрясения в вашей жизни?
Как у вас в целом дела обстоят с выражением своих чувств, переживаний?
По поводу фантазий, то тут стоит разобраться в том, что за этим стоит - нехватка каких-то переживаний или же невозможность получить что-то другим путем и только смерть кого-то дает вам это (по сути ваше бессилие просто и безысходность). Может какие-то еще варианты. С этим нужно разбираться.
А почему вы сейчас задаетесь этим вопросом?
Павел Леонидович Басанский (Киев) психолог
Здравствуйте, maria2828!
К психиатру давно пора бы сходить.
Может быть как психопатия, так и шизофрения. Но что тут гадать, необходимо серьезное обследование у специалиста-врача.
Галлюцинации, зрительные или слуховые, у Вас бывают?
Дополнение от автора вопроса ·
Оксана Николаевна, Алла Григорьевна, спасибо вам за ответы!
Мария, дело в том, что я боюсь психических заболеваний, шизоидных расстройств и тд. В интервью людей с этими заболеваниями я читала, что проявлять себя их заболевания начали с детства - тоже были странные желания, у кого-то - действия. Именно из-за своего страха я и хочу понять причину этих пугающих желаний и можно ли их отнести к чему-то шизофреническому. К тому же, как мне кажется, вполне возможно, что, хоть и желаний таких последние годы не наблюдала, причина, по которой они появлялись, осталась и может начать проявлять себя по-другому.
Дополнение от автора вопроса ·
Валентина Михайловна, Павел Леонидович, спасибо за ответы. Нет, галлюцинаций не бывает.
Павел Леонидович Басанский (Киев) психолог
Пожалуйста.
цитата:
Нет, галлюцинаций не бывает
Тогда о шизофрении не может быть и речи.
Может быть шизоидность, нарушения аутистического спектра или психопатия, но точно не шизофрения.
Что у Вас с эмпатией-сочувствием? И есть ли эмоциональная привязанность к близким (кому-либо из них)? Или легко себя чувствуете и без них?
Дополнение от автора вопроса ·
Павел Леонидович, я тут вспомнила кое-что. В детстве я была очень сильно привязана к маме, даже плакала, когда она уходила на работу. К ней у меня подобное возникло только раз, и то я желала для неё благоприятного исхода, чтобы с ней, если что-то и произошло, в итоге всё было хорошо. В последующем таких желаний по отношению к ней не было совсем. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что привязана к ней, искренне ей сопереживаю, в общем всё, как положено. С другими родственниками такого нет, но они и ведут себя, мягко говоря, не очень, в лицо могут улыбаться, а за глаза грязью поливать, с ними периодически случаются конфликты. Но тем не менее, сейчас я им такого не желаю, скорее наоборот. Вспоминая себя и свои ощущения в прошлом, я думаю, что, возможно, если бы я была сильно привязана к родственникам/домашнему питомцу, я бы им такого не желала. По поводу сочувствия: вижу у кого-то слёзы - сама невольно начинаю плакать, утешать человека, хотя, опять же, на лицо лезет эта дурацкая улыбка и что-то внутри будто заставляет смеяться, хотя при этом не могу сказать, что мне на самом деле смешно.
А то, что привиделось боковым зрением, за галлюцинацию считается? И может ли всё это сопровождать шизотипическое расстройство?
Дополнение от автора вопроса ·
Валентина Михайловна, болеет дальний родственник. Я вообще не только психических болезней боюсь, но и других. Не на постоянной основе, конечно, но стоит только увидеть по телевизору/прочитать в интернете - начинаю переживать, искать у себя симптомы. Сейчас это страх психической болезни.
Павел Леонидович Басанский (Киев) психолог
цитата:
Нет у Вас ни психопатии, ни шизотипического расстройства.
А есть, соглашусь с коллегой, повышенные тревожность и мнительность. Которые проявлялись еще в детстве - в частности, когда мама уходила Вы себе надумывали черт знает что и потом переживали за нее. Тревога часто может принимать уродливые формы.
Видимо у Вас хорошее воображение и стоит его направить в "мирное русло" - например писать детективные романы или триллеры, как Агата Кристи и другие.
цитата:
Я вообще не только психических болезней боюсь, но и других. Не на постоянной основе, конечно, но стоит только увидеть по телевизору/прочитать в интернете - начинаю переживать, искать у себя симптомы. Сейчас это страх психической болезни.
Согласна с коллегами, повышенная тревога может способствовать возникновению таких идей.
Я бы предложила Вам поработать с психотерапевтом, чтобы научиться с ней справляться.