Хочу допомогти батькам: тато алкоголік, а мама втратила бажання жити
Доброго дня!
Щодня спостерігаю як життя моїх батьків котиться в прірву. Проблеми були ще з дитинства: тато випивав, мама постійно скандалила з ним після цього. Згодом пристрасті охололи і вони стали ігнорувати один одного, хоч і не розводяться досі.
Мені завжди було дуже боляче це спостерігати і відчувати. Я одружилася і ми тепер живемо окремо, але дивлюся на батьків і мені все одно боляче. Здається, о вони змирилися з тим, що є: тато не контролює свій алкоголізм, розмови з ним не мають сенсу, мама не любить його, але вважає, що нема сенсу ще когось шукати в її віці, а тому мучиться від втрати сенсу життя, говорить, що в неї нема бажання жити, а також від особливостей характеру - вона велика скандалістка.
Не можу спостерігати за цим без болю. Розумію, що це їх життя, але вони мені не байдужі і я не можу нічого не робити.
Порадьте, будь ласка, що може зробити дочка зі своєї ролі, щоб якось вплинути на батьків.
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Доброго дня, Рома.
Цілком розумію Ваше хвилювання за батьків, а ще більше співчуваю Вам, адже саме Вам довелося жити і зростати в такій нездоровій атмосфері. Ви маєте право сумувати і гніватися на них.
Ваш маскимум - це сказати батькам про своє хвилювання і запропонувати татові звернутися до лікаря (психіатр, нарколог) та психолога + звернутися мамі індивідуально до психолога, а вибір лише за ними (все залежить від їхнього бажання). На жаль, ми не здатні вплинути на почуття, поведінку і ставлення інших людей, без їхнього бажання, а лише на власні. Не рятуйте своїх батьків, якщо вони не хочуть рятунку (не підкріплюйте у них Жертву, нехай вони самостійно візьмуть відповідальність за власне життя), а якщо Ви бачите, що Вам тяжко прийняти цю ситуацію - зверніться індивідуально до психолога.
Крім цього, припускаю, що вони "втягують" Вас у власні сварки і від цього Вам ще тяжче і тут вже справа у вмінні відстоювати свої особистісні кордони та кордони своєї нової сім'ї.
психолог онлайн
Добрый вечер!
Сочувствую Вам и это действительно очень тяжело наблюдать за близкими людьми, но это только их выбор.
цитата:
Проблеми були ще з дитинства: тато випивав, мама постійно скандалила з ним після цього. Згодом пристрасті охололи і вони стали ігнорувати один одного, хоч і не розводяться досі.
Скажите, а почему они разводятся? Я так понимаю, что всех все устраивает. Скажите, как Вы видите свою помощь?Вы можете только об этом говорить? Видит ли отец в этом проблему и хочет ли он с этим что-то сделать? Если да то нужно обратиться к специалисту и, возможно, попробовать закодироваться. Такое ощущение, что мама видит смысл своей жизни только в этих отношениях и ничего не существует, кроме ее супруга. Вы говорите, что отец пил с самого раннего детства. Мама, когда выходила за него она знала об этом? После чего он начал пить?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Нажаль, якщо хтось вирішує жити так, то почати жити інакше може лише ця сама людина. Ви можите нести цей тягар "спасателя" або прийняти дійсність. Натомість поки ви намагаєтесь спасати, то жертва (а так поводится ваші батьки) продовжує підживлюватись вашою жалістю.
психолог онлайн
Рома, добрий день! Дуже співчуваю Вам! Що Ви знаєте про співзалежність?Созависимость еще недостаточно изучена в мире и не классифицируется как самостоятельная нозология, а трактуется как сложное личностное расстройство.
"В. Д. Москаленко созависимую личность описывает как человека, который полностью сосредоточен на том, чтобы руководить поведением другого человека, не думая при этом об удовлетворении собственных потребностей. Созависимые люди – это те, кто находятся в браке или близких отношениях с больными химической зависимостью, личности, которые воспитывались эмоционально-репрессивных, дисфункциональных семьях, где имела место зависимость или строгое воспитание, где естественное выражение чувств запрещалось. Воспитание в такой семье создает условия для формирования психологических особенностей, которые становятся основой для созависимости.
Симптомы созависимости:
Ощущение зависимости от других.
Пребывание в контролирующих отношениях, которые унижают личность.
Низкая самооценка.
Потребность в постоянной похвале и поддержке окружающих, чтобы чувствовать, что все хорошо.
Ощущение бессилия, что можно что-то изменить в деструктивных отношениях.
Потребность в алкоголе, еде, сексе, работе, других отвлекающих стимуляторах для отвлечения от проблем и переживаний.
Неопределенность личных границ.
Ощущение себя в роли жертвы, шута.
Неспособность ощущать настоящую близость и любовь.
Созависимость это не только вторичное явление, связанное с алкогольной или наркотической зависимостью близкого, это и нарушение развития личности, которое сформировалось в ранних детско-родительских отношениях.
Эталонным примером созависимости являются семейные отношения алкоголика и его жены, где она на протяжении многих лет (10-20-30-40 лет…) безуспешно пытается спасти спутника жизни от пагубной привычки и, таким образом, лишает себя своей собственной жизни. Несет свой и чужой крест, а ноша ей эта не под силу, вот упадет под непосильным грузом.
Нередко созависимые отношения возникают между матерью и ребенком, отцом и ребенком, братом и сестрой и даже близкими друзьями. Поэтому риск попасть в капкан созависимости есть у каждого человека.
Созависимые это те, кто неправильно и неэффективно реагируют на алкоголизм, наркоманию или другую зависимость близких и выстраивают с ними отношения по треугольнику Карпмана, выступая одновременно преследователем, спасателем и жертвой.
Треугольник Карпмана
Цель созависимого – получить негативное внимание, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д. Состояние взрослого отсутствует в этих ролях.
Роль Жертвы.
Поведение: пассивность, постоянные жалобы, демонстрация своей нежизнеспособности, нет ресурсов или кто-то должен измениться, чтобы «я» был счастливым.
Цель: быть спасенным или наказанным.
Эмоции: жалость к себе, обида, тоска, страдания…
Когниции (мысли): «я не могу решить свои проблемы, моя ситуация не может быть решена, со мной поступили несправедливо» и т.д.
Психология созависимости – это психология вечной жертвы, которая противостоит несправедливости мира, хочет, чтобы ее все жалели и защищали и при этом не делает никаких попыток, чтобы изменить свою жизнь.
Роль Преследователя.
Поведение: агрессивное, постоянные обвинения, действует исключительно в своих интересах; постоянно ищет недостатки у других, находится в негативной позиции по отношению к людям, критикует, контролирует.
психолог онлайн
Цель: захватить чужую территорию, наказать других.
Эмоции: злость, бессилие, чувство превосходства, ненависть, гнев.
Когниции: «Мне все должны – другие должны делать так, как я считаю нужным, людей надо контролировать, а тех, кто провинился, наказывать».
Созависимые постоянно используют различные методы манипуляции, чтобы получить помощь и сочувствие окружающих.
Роль Спасателя.
Поведение пассивно-агрессивное, оправдания, действия направлены на спасение других (при этом Жертва забывает про себя), делает больше для других, нежели хочет делать, спасение происходит так, что в конце все остаются недовольными, проблемы не решаются.
Цель: построение барьеров.
Эмоции: вина, праведный гнев, раздражение, жалость, обида.
Когниции : »Я должен спасти, предупредить беду любой ценой, без меня не справятся».
«Спасатель» чувствует себя ответственным за жизнь родственника и убеждает себя в том, что он должен всегда заботиться о нем, чего бы это не стоило. Особенно в нашей стране множество женщин десятилетиями терпят мужей-пьяниц не из-за слабости воли, а из-за особенности менталитета: «близким всегда надо помогать», «человека нельзя бросать в беде» наши женщины впитывают с молоком матери. И, на первый взгляд, что в этом плохого?
Жизнь Спасателя полностью зависит от потребностей и желаний зависимого. Спасатели не умеют говорить «нет», берут на себя большую часть обязанностей зависимого и подстраивают под него свою жизнь. Как в истории моей клиентки: жена практически самостоятельно воспитывает детей, выполняет большую часть домашней работы, главный добытчик в семье, при этом терпит безропотно пьяные выходки мужа, покрывает его. Созависимый быстро теряет способность любить себя, отстаивать свои желания, отказывает себе в праве на личные потребности. Так как у них очень низкая самооценка, они не осмеливаются заявлять про свои интересы и потребности, боятся осуждения в обществе, если откажутся от «спасательной миссии».
Отношения, построенные соответственно треугольника Карпмана, становятся заменой настоящей близости.
Выход из этого треугольника возможен, если выстроить треугольник Партнерства, в котором роли будут распределены таким образом: Учитель-Помощник-Ученик.
Опасность созависимости.
Созависимость от алкоголика или наркомана – это короткий путь к психологическим расстройствам и уничтожению личной жизни. Человек перестает жить своей жизнью, ставит в приоритет ответственность и заботу о зависимом. Поэтому очень быстро теряют свой круг общения, забывают про хобби и долгосрочные планы и растворяются в зависимом человеке, не понимая при этом, что таким образом губят и его.
Постоянный стресс, напряжение, тревога, сниженная самооценка негативно влияют на психическое здоровье, нередко через несколько лет после жизни рядом с зависимым у созависимого развивается тяжелая депрессия и другие расстройства, могут появиться и суицидальные мысли.
Кроме опасности для социального и психологического здоровья у созависимого большой риск самому стать зависимым: нередко жены зависимых от отчаяния сами начинают прикладываться к рюмке, чтобы лучше понимать мужа, стать ближе ему, и в последствии становятся пациентами наркодиспансеров".
Є групи допомоги Аллатін - для дітей залежних батьків!