Психолог- это человек, обретший дзен?
Всем доброго здравия.
У меня вопрос не совсем обычный, но тем не менее он по теме форума и он меня интересует. Психолог- это человек, который помогает решить психологические проблемы другим людям. Логично предположить, что, если психологи много знают о человеческой душе, о всяких хитросплетениях мозга и психики, работают с проблемами своих пациентов, то свои проблемы у них проработаны и решены и их, психологов то есть, трудно вывести из себя, взять на слабо, уколоть, обидеть, они на это не ведутся, потому что понимают природу и причину своих тараканов. Так? Или не так?
Такой вопрос возник у меня не случайно. Дело в том, что, общаясь в соцсетях, я часто сталкиваюсь там с психологами, которые ведут себя так, как их клиенты. Мне стало интересно: это нормальное явление или психолог должен быть самопроработанным (вроде как это показатель его профессионализма)? Пример. Свежий. Недавно я наткнулась на блог одного коуча. Имеет образование- две вышки по психологии. Не знаю её как специалиста, но как блогер пишет женщина увлекательно. Отталкивает правда назидательно- менторский тон, упивание своим красноречием и изрядный снобизм. Несмотря на это, мне всё же захотелось познакомиться поближе. Но по мере чтения её переписки с подписчиками желание познакомиться пропало.
Многие её подписчики возражают в чём- то этой женщине, пишут в блоге, что она слишком высокого мнения о своей писанине и своих мыслях. Реакция коуча любопытна: она в ответ старается уколоть, намекает, что многим в образовании до неё, как до Луны, или прямым текстом пишет- "вы необразованная дурочка, всем это видно". Или в каком- нибудь сообществе, например, обсуждаешь фильм, книгу, события в мире, и там всегда найдутся люди, которые из- за несогласия с тобой поставят тебе диагноз и намекнут, что у вас проблемы с тем- то и тем- то, вам надо к психологу. В общем я о том, что есть немало случаев, когда психологи ведут себя не по- психологически. Я допускаю, что какая- то их часть выдает себя за психологов, другая часть- с непонятными дипломами непонятных коучинских курсов, но есть и такие (и их немало), которые действительно психологи, с классическим высшим образованием.
У меня такой вопрос. Психологи- это люди, у которых проработаны все их личные проблемы (с самооценкой и т. д.), или же они, как и все прочие люди, мучаются комплексами, агрессируют на тех, кто с ними не согласен, ищут похвалы, доказывают кому- то из детства свою значимость?
Вопрос от: ; Возраст: 38
Дополнение от автора
(Не поместились всё в одно сообщение, поэтому пишу здесь продолжение.)
С одной стороны, я понимаю, что психолог- это земной человек, не монумент без чувств и не супермен, с другой - если психолог не смог помочь самому себе, если он уязвим, если, как в примере выше, из всей щелей сквозит его нестабильная самооценка, то это вроде как признак непрофессионализма, к такому специалисту не хочется обращаться не только из чисто человеческой неприязни, но из- за сомнения в его компетентности. Уважаемые психологи, поделитесь своим мнением на этот счёт. Должен ли психолог был со стабильной самооценкой, уметь экологично выражать своё несогласие- в общем быть самопроработанным или всё это неважно?

психолог онлайн
Спасибо за вопрос! Я согласна с житейским выражением "психолог - это такой же человек". Честно, сколько бы ты техник не знал, но например, когда умирает твоя мама, то ты не переживаешь ее смерть как психолог, ты переживаешь ее смерть как дочь... Поэтому психолог - это прежде всего, специалист, обладающий образованием и лицензией. Мне кажется, что ваш вопрос больше про этику... Здесь соглашусь с вами, что к сожалению, часто психологи не этично себя ведут в социальных сетях. Но так как этический кодекс отсутствует, как правило, особенно на постсоветском пространстве, тогда мы имеем дело с "вы необразованная дурочка".
Дополнение от автора
Катенина Николаевна, вот я пример с коучем привела. Хоть я не психолог, но явно же видно, что коуч огрызается в ответ на нелестное мнение о своей "писанине", значит там с самооценкой и доказыванием значимости большие проблемы. Психологи как- то борются со своими тараканами? Ведь они очень много всего знают- значит по идее должны легко понять корень своей проблемы, вытащить её и проработать.
психолог онлайн
Доброго здравия! Интересный у Вас вопрос. Психологи - это действительно такие же живые люди как и другие, с такими же уязвимостями и проблемами по жизни. Однако, я считаю, что важно быть "достаточно проработанным", но не для того чтобы не обижать других, а потому что психолог может помочь другим тогда, когда сам понимает себя и имеет здоровую крепкую психику. Ведь он должен разбираться в своих внутренних откликах, чтобы помочь клиенту.
Но здесь важно понимать, что жизнь динамична и нет той точки, когда в себе понятно абсолютно всё и когда самооценка стабильна во всех ситуациях. Важно не столько постоянство реакций, сколько то, способен ли психолог потом справиться в ситуации, когда его самооценка вдруг упала, ведь от стрессовых ситуаций никто не застрахован.
Думаю, в Вашем описанном случае действительно сложности больше с этикой. Рекомендую проверять не только образование университета при выборе психолога, но и специализированное образование по его профилю, а также наличие у него супервизора и личного терапевта. Также, после всего этого важно положиться на собственный внутренний отклик к выбранному психологу, ведь это должен быть тот человек которому вы могли бы довериться.
Дополнение от автора
Юлия Евгеньевна, у меня, может, наивный вопрос, но всё же спрошу. :) Если у психолога проработан, к примеру, вопрос с самооценкой, он понял, откуда растут ноги, он всё раскопал и обрёл душевное равновесие, то в дальнейшем- как, он будет неуязвим к разного рода уколам? Если всё же уязвим, то почему- ведь всё проработано и исцелено? И ещё. Как психологи с собой работают- сами или ищут другого психолога? Наверно, другого? Зачем им другой, если они знают себя лучше?
психолог онлайн
Добрый день!
"...проблемы у них проработаны и решены и их, психологов то есть, трудно вывести из себя, взять на слабо, уколоть, обидеть..." - испытывать эмоции нормально как для людей в общем, так и для психологов в частности. А значит - и быть уязвимым в каких-то ситуациях.
Другой вопрос, что у психологов есть этический кодекс в отношении их профессиональной деятельности, и, похоже, именно об этом речь в Вашем примере. Отстаивать свои границы и свое достоинство психолог вполне вправе, но к сожалению, иногда можно наблюдать, как ответ специалиста за эти рамки выходит. Просто не для всех психологов профиль в социальной сети - та зона, на которую распространяется этический кодекс. Все из-за того, что такая распространенность профессиональных блогов - явление сравнительно недавнее.
"Разобраться в своих тараканах" и решить все проблемы окончательно невозможно - это длительный процесс. Но у психологов есть супервизия и личная терапия (для тех, кто обучился на психотерапевтических курсах, это обязательное требование), куда эти проблемы выносятся, чтобы не мешали работе с клиентом.
Отвечая на Ваш вопрос - это нужно потому, что невозможно видеть и оценивать себя со стороны, невозможно создать необходимый для такой работы диалог с самим собой, для этого нужен другой человек. Поэтому невозможно и быть психологом для самого себя.
Дополнение от автора
Ответ Светлане.
Светлана, если психолог не смог стабилизировать свою самооценку, решить свои психологические проблемы, он может (в смысле способен) разобраться с проблемами клиентов? Или это не связанные друг с другом вещи?
консультация психолога
Ирина Григорьевна Инститорова
Светлана Котенко
Здравствуйте! Мне кажется, существует в быту очень неверное представление, что проработанность — это полное отсутствие негативных эмоций. И что проработанность — это значит, что человек будет смотреть, как другие переходят его границы, молча позволять это делать и при этом ничего негативного не чувствовать. Как табуретка. Хотя бездействовать и не чувствовать в такой ситуации — это защитный панцирь глубоко травмированного человека. К нему в дом пришли, забрасывают мусором, издеваются над ним, а он терпит со снисхождением и блаженной улыбкой.
А проработанный человек на переход его границ обязательно чувствует эмоцию. И сама эмоция, и её сила относится только к данной ситуации. Человек осознает эмоцию, видит контекст и может выбрать самый удачный из возможных ответный ход, который выгоден ему самому + вписывается в границы (непроработанный человек не может выбирать, он действует автоматически и по-накатанной).
Не зная конкретно диалога сложно сказать что-то. У блогеров совершенно разные цели, отношения с аудиторией и установленные правила общения с гостями на их территории. Бывает, комментаторы не видят берега, пишут по-хамски, приносят свою критику и оценки #ятакщитаю (хотя сами не специалисты, не авторитеты в теме, и предложения высказать критику не было). И иногда даже не видят, что нахамили, ведь и слова могли написать вполне вежливые, а тон сообщения всё равно выбран неверно. И тогда вполне в границах блогера ответной реакцией показать, насколько сильно человек проигнорировал границы и перешёл их (намекнуть, прямо осадить, забанить в зависимости от ситуации). Но и блогеры часто переходят границы, когда дают отпор больше, чем адекватно ситуации, и начинают базарные разборки.
психолог онлайн
цитата:
Психологи как- то борются со своими тараканами?
Отвечу про себя таким образом.
Для того, чтобы мне стать сертифицированным психотерапевтом, мне нужно пройти 80 часов личной терапии, 70 часов групповой терапии, 15 часов личной супервизии и от 20 часов групповой супервизии.
За это время у меня огромные возможности, шансы познакомиться со своими тараканами, структурировать их, с некоторыми поарощаться, а с некоторыми знать, как обращаться, чтобы это было экологично) как по отношению к себе в этом мире, так и по отношению к клиентам.
Но я знаю, что так живут не все психологи и психотерапевты.
Ответила на ваш вопрос?)
И, кстати, почему вы интересуетесь?
И вы так часто спрашиваете про самооценку? У вас лично есть с ней проблемы?
психолог онлайн
В ответ на дополнительный вопрос. Мы не можем изменить прошлое. То, что мы раскапываем не равно тому, что уязвимость пропадает. Просто теперь мы о ней знаем и знаем почему она появилась, но уязвимость уже есть, уже образовалась и никуда не девается. Просто когда мы её "раскопали", то появляется возможность научиться находить способы с помощью которых можем справляться с неприятными чувствами, когда наше уязвимое место задевается.
Отвечая на второй вопрос, могу сказать, что в обществе есть представление, что психолог знает конкретно что и как делать в той или иной ситуации. Будь это так, нашей профессии не было бы. Был бы уже справочник по различным ситуациям, где было бы расписано что и как делать. Чтобы понять себя нам нужен второй человек, чтобы мы могли осознать что и как мы чувствуем во взаимодействии с другим и получить отклик на свои чувства, тогда и понимаем себя. А отклик может дать только психолог, потому что он "достаточно проработан"
Надеюсь, удалось понятно объяснить :)
Дополнение от автора
Ответ Анастасии Олеговне.
Переход границ- это я очень яркий пример привела. Но вот такой, например, случай. Я долгое время общалась (не как клиентка) с одним психологом. Она была мне интересна как человек, но как специалист казалась не очень компетентной. Я была на парочке её групповых виртуальных тренингов, и она меня не впечатлила. Я ей об этом не стала говорить, но после того как я попросила её порекомендовать мне толкового специалиста для работы над поиском признания, эта женщина на меня обиделась. Прямо она мне не сказала, но я чувствую это по тому, несколько сухим и официальным стало наше общение. Чтобы не мучаться домыслами, я прямо спросила, в чем дело. Она мне прямо ответила- что- то вроде: все меня хвалят, только для тебя я нехороша. Вроде ж психолог не должен в подобных ситуациях обижаться. Такая ж обида говорит о своих непроработанных проблемах. Вот это я имела в виду. Я думала, что психолог должен быть защищен знаниями и проработкой от таких проблем.
Дополнение от автора
Ответ Виталии Юрьевна.
Отвечаю на Ваши вопросы:
- почему я интересуюсь личностью психолога,
- почему я часто спрашиваю про самооценку,
- есть ли у меня с ней проблемы.
Спрашиваю по нескольким причинам. Во- первых, потому, что всегда считала психологов проработанным по части собственных проблем, по- хорошему завидовала им, их гармонии и внутреннему дзену. Но постоянно сталкиваясь с реакцией психологов на вызовы жизни, увидела, что у них те же проблемы, которые они разбирают у своих клиентов, и это как- то нарушило мою картину мира. :) Во- вторых, хоть я и не психолог, но люди почему- то часто обращаются ко мне с просьбами разобраться в их ситуации, и потом говорят, что после общения со мной многое поняли. Я по психологии ничего не знаю, если мои рассуждения кому и помогают, то, скорее всего, это потому, что мне всю жизнь трудно жилось и я многое передумала о смысле жизни и прочем. Но меня в подобных беседах напрягает такой момент: какое я имею право рассуждать о чужих проблемах, если подобные не решены для меня самой? (Взять хотя бы ту же самооценку.) Вот мне стало и интересно, как с этим обстоят дела у настоящих психологов.
Почему я часто спрашиваю про самооценку, и есть ли у меня с ней проблемы? Спрашиваю, потому что эта тема волнует любого мыслящего человека. Сейчас куча народу прорабатывает с психологами свою самооценку. :)У меня с ней тоже проблемы, но они не болезненные. Я по этому вопросу разговаривала с психологами- не могу сказать, что теперь я суперуверенная во всех ситуациях мадам и меня не сбить никакой критикой, но проблема для меня явно потеряла остроту и теперь я гораздо спокойнее отношусь ко многомуииз того, что бьёт по моей драгоценной и ненаглядной :) самооценке.
Дополнение от автора
Ответ Юлии Евгеньевне.
Да, все понятно объяснили. Спасибо.
консультация психолога
Ответ на дополнительное сообщение.
Я правильно понимаю, что:
1. Формат общения был не профессиональным, а больше дружеским?
2. Вы не доверяете профессиональному мнению этого человека, но повторно пользовались её услугами и задали вопрос по её компетенции?
3. Вы выбрали форму подачи "порекомендуй толкового специалиста", что учитывая весь предыдущий контекст, даёт понять "я не считаю тебя ни толковым специалистом, ни подругой, чувства которой меня волнуют"?
4. Человек принял условия и без упрёка скорректировал эмоциональную дистанцию с вами. И только в ответ на ваш запрос поделился с вами своими чувствами?
Высокая самооценка проработанность — это не про состояние вечно жизнерадостного бота с девизом "а мине не больно, курица довольна". А, скорее, наоборот: вы разрешаете себе чувствовать ВСЕ ваши чувства + вы оставили в прошлом тот груз, что тащили за собой. Проработанный человек может чувствовать обиду, но она относится к конкретной ситуации, а не примешиваются все прошлые обиды на бывших, маму, папу и т. д.
Я не буду за спиной коллеги обсуждать её самооценку и справедливость реакции, да ещё и исходя из чужих слов о ней. Но вопрос в том, что вас это волнует. И есть у меня ощущение, что у вас внутри нет разрешения себе быть живым, ранимым, уязвимым человеком. А ведь без этого невозможно ни строить по-настоящему близкие отношения, ни пробовать новое, ни развиваться. И психологом без этого тоже быть нельзя — бережным, понимающим своего клиента, способным разделить его чувства и помочь с ними справиться.
Дополнение от автора
Ответ Анастасии Олеговне.
Что- то у меня не получается донести свою мысль. Мой пост был посвящён теме, как психологи справляются со своими проблемами, помогают ли им их знания в разборке со своими тараканами и может ли человек быть психологом, если он уязвим в тех же проблемах, что и обычный человек. Примеры, которые я привожу,- это не для того, чтобы разбирать конкретно их, а чтобы частными случаями проиллюстрировать то общее, о чем говорится в моём вопросе.
Если же брать мой конкретный случай с психологом, то насколько мне известно, клиент может в любое время, на любом по счету сеансе, на любом этапе прервать консультацию, отказаться без объяснений от дальнейших услуг и перейти к другому психологу. И "отвергнутый" специалист не должен демонстрировать обиду и, что самое важное, это не должно задевать его внутренне. Но из Вашего комментария я поняла, что психологи в таких случаях обижаются и корректируют дистанцию с бывшим клиентом? Но человек (любой) не может нравиться всем подряд (и как человек, и как специалист), и если его обижает, что кто- то от него не в восторге, то это же говорит о проблемах с самооценкой? Вот об этом я как раз и спрашивала. Защищены ли психологи своими знаниями от подобного рода обид (они же в отличие от простых смертных понимают настоящую глубинную причину), или у них те же проблемы, которые они прорабатывают с клиентами?
Вы спрашиваете, почему меня это волнует? У меня много всяких психологических проблем. По этой причине я сильно интересуюсь психологией. (А кто ею не интересуется? :) Часть проблем я прорабатываю со специалистами (насколько позволяют финансы). С тех пор как я начала интересоваться психологией и проработкой своих тараканов, я стала обращать пристальное внимание на психологов. Даже не "стала обращать", а оно само так получается, сместился фокус внимания. В основном в виртуале: читаю блоги психологов, их переписку с подписчиками. Моя картина мира пошатнулась, когда я увидела, что почти все психологи так же уязвимы в самооценке, обидчивы, ищут у других признания, значимости. Чисто по- человески мне всё это понятно, но я- то думала, что психолог- это пусть и не железобетонный человек, но всё же устойчивый к разного рода вызовам. Поэтому у меня в последнее время- своего рода уныние: как я могу спрпвиться со своими проблемами, если 1) те, кто мне помогает, страдают тем же, 2) психологи не могут помочь себе самими.
Хоть у меня и не было запроса на терапию, но всё же в своём определении в отношении меня Вы правы. Да, я боюсь показаться уязвимой, ранимой, боюсь открыться миру. Меня в детстве и юности слишком много "били", в самое больное и открытое, "бил" самый близкий человек- отец. Всё это я уже проработала со специалистом, проблема для меня не болезненная, но полностью открыться я всё равно не могу. В том числе и потому, что я с детства (ещё до "битья") была довольно замкнутым человеком, хотя внешне никто об этом не подумает. :) Я умею слушать и слышать боль, я много о ней знаю, но психологом я становиться не планирую, скорее, мне больше нравится (не совсем подходящее слово) писать, рассуждать об этом, и чтобы люди через такие рассуждения находили пути решения своих проблем, им становилось легче, они понимали, куда двигаться дальше.