Помощь родителям
Здравствуйте уважаемые психологи!
Хочу как-то помочь родителям, вижу как они страдают. У них всегда были сложные отношения между собой, часто ругались, отец постоянно обвинял маму в каких-то собственных проблемах, иногда поднимал руку. Я сама сейчас в терапии, узнала в себе жертву, постепенно избавляюсь, попадала в любовные сценарии, разбираюсь с этим. Благодаря тому что сама вылезаю из этих состояний, очень замечаю как страдают родители, при этом они даже и не думают, что есть какая-то в этом психологическая проблема и ее нужно решать.
Мама сказала мне, что вообще бы не приходила домой с работы, там всяко лучше, чем дома с отцом. У отца еще и пристрастие к алкоголю, добился очень многого в жизни, но вышел сейчас на пенсию и его некоторые невыносимости характера еще больше отравляют жизнь, особенно маме. За мамой же замечаю жертву, так как пытаюсь донести мол "может стоит пойти к психологу? он поможет", на что слышу ответ "да ничем он мне уже не поможет". Спрашиваю, чем могу помочь, отвечает мол да ничем не надо помогать, все нормально, и плачет при этом. Говорю мол сядьте поговорите на спокойных тонах, скажи ему что тебе больно из-за его оскорблений, поступков. Говорит не буду, уже сто раз так делали (хотя это же очевидно было не на спокойных тонах).
Хорошо понимаю, что человеку не помочь, если он сам себе не может помочь, но мне очень больно видеть, как страдают родители, и больше всего мама, так как папа агрессивен, а мама принимает это и ничего делать по умолчанию не может и не хочет. Усложняется всё тем, что им уже по 60 лет и мне и самой страшно осознавать, что может и поздно к психологу и может поздно что-то менять.
Возможно Вы подскажите, могу ли я что-то сделать? Благодарю заранее
Вопрос от: ; Возраст: 25
Дополнение от автора
На всякий случай добавлю, что в моей терапии сейчас перерыв, поговорить об этом со своим психологом не могу.

психолог онлайн
Здравствуйте!
цитата:
Возможно Вы подскажите, могу ли я что-то сделать?
Если Вы в терапии, то более уместно будет задать этот вопрос своему психологу, чем незнакомым специалистам. Что Вам мешает это сделать?
Ага, увидел дописку.
А для чего Вам эта ответственность за родителей? Что она Вам дает?
Дополнение от автора
Павел Леонидович, спасибо за ответ!
Задумалась. Ну, почему-то мне сразу пришло на ум чувством вины, раньше мама часто любила манипулировать мол "вот, будешь локти кусать, а будет поздно", я до сих пор всегда думаю, что сказать или сделать, чтоб не причинить боли, а если таки причиняю, виню себя. Я тот еще невротик. Возможно, это как-то связано.
Второе, что пришло на ум, - это же родные люди, больно, когда близкий человек страдает, хочется, чтобы он был счастлив, по-моему, это здорОво. Я сегодня увидела, как мамины глаза наполняются слезами от боли, обиды и беспомощности от оскорбления отца. Я сидела рядышком. Мне очень-очень больно это видеть и хочется мир перевернуть, чтобы маме не было плохо
психолог онлайн
цитата:
почему-то мне сразу пришло на ум чувством вины, раньше мама часто любила манипулировать мол "вот, будешь локти кусать, а будет поздно", я до сих пор всегда думаю, что сказать или сделать, чтоб не причинить боли, а если таки причиняю, виню себя. Я тот еще невротик. Возможно, это как-то связано
Еще и как связано. Вы уже прорабатывали это чувство вины с психологом? Если нет, то стоит проработать. А для начала, продумайте свой ответ маме на это "про кусание локтей". Такой ответ, который бы мог Вас защитить от этого ядовитого чувства.
цитата:
это же родные люди, больно, когда близкий человек страдает, хочется, чтобы он был счастлив, по-моему, это здорОво. Я сегодня увидела, как мамины глаза наполняются слезами от боли, обиды и беспомощности от оскорбления отца. Я сидела рядышком. Мне очень-очень больно это видеть и хочется мир перевернуть, чтобы маме не было плохо
Да, это родные люди и хочется, чтобы им было хорошо. И это нормально.
Но! Хотят ли того же самого наши родные? Хочет ли Ваша мама, чтобы ей было хорошо?
Ведь Вы же спрашивали ее, и вероятно не раз, и каков был ответ?
цитата:
пытаюсь донести мол "может стоит пойти к психологу? он поможет", на что слышу ответ "да ничем он мне уже не поможет". Спрашиваю, чем могу помочь, отвечает мол да ничем не надо помогать, все нормально, и плачет при этом
Такой: "Не нужно. Все нормально". По идее можно успокоится. Взрослый человек, ответственный за свою жизнь говорит вам - "не нужно". Он же ответственный за себя? Старше вас раза в два?
Но при этом она - плачет так, чтобы Вы это видели. Слез не скрывает. Для чего? Зачем она их показывает? Чтобы что?
Дополнение от автора
Ваши ответы и вопросы очень отзываются. Благодарю Вас!
Вину еще не прорабатывала, только собираюсь прийти с таким запросом после перерыва.
Мама плачет при мне, потому что ей больше не кому плакать, и как она говорит, и как я сама понимаю - знакомым и подругам о таком не поплачешь, а прям близких подруг нет. То есть, она хочет, чтобы её пожалели и при этом не осудили, не сплетничали, я её понимаю. Так мне подсказывает моя логика. Понимаю, что в чем-то, наверное, подвох. Но вот с такой логикой у меня дальше идет ассоциативный ряд "маме плохо и больно, другим - чужим - она рассказать не может, значит, я - её единственная защита, и если я откажу в защите, мама просто может не выдержать этих переживаний, может что-то случиться и тогда я себе не прощу". Где именно я здесь мыслю неправильно? Простите, понимаю, что вот этот весь текст по-хорошему надо психологу лично отнести, но если есть такая возможность сейчас, я очень бы хотела её использовать. Благодарю!
психолог онлайн
цитата:
"маме плохо и больно, другим - чужим - она рассказать не может, значит, я - её единственная защита, и если я откажу в защите, мама просто может не выдержать этих переживаний, может что-то случиться и тогда я себе не прощу".
Вы уверены, что это Ваши мысли?
А как мыслит Ваша мама, когда так делает? Ваши предположения?
психолог онлайн
Ульяна Алексеевна Соловьева
Доброе утро! Жаль, что Вы оказались в такой ситуации...Самое лучшее, что Вы можете сделать - работать над собой, изменить свои негативные убеждения и нездоровые модели поведения, не играть в нездоровые игры со своими родителями, не поддерживать их нездоровое поведение. Семья - это систем, если хотя бы один член семьи начинает вести себя по иному, другим - придется приспосабливаться, то есть менять свое нездоровое поведение. Это не гарантия, но очень возможно!!!!!!!!!!! Какие книги Вы читали про созависимость?Удачи Вам!
психолог онлайн
Здравствуйте!
"Мама плачет при мне, потому что ей больше не кому плакать, и как она говорит, и как я сама понимаю - знакомым и подругам о таком не поплачешь, а прям близких подруг нет. То есть, она хочет, чтобы её пожалели и при этом не осудили, не сплетничали, я её понимаю. Так мне подсказывает моя логика. Понимаю, что в чем-то, наверное, подвох. Но вот с такой логикой у меня дальше идет ассоциативный ряд "маме плохо и больно, другим - чужим - она рассказать не может, значит, я - её единственная защита, и если я откажу в защите, мама просто может не выдержать этих переживаний, может что-то случиться и тогда я себе не прощу"."
Сожалею, что вам приходится выдерживать такое напряжение.
Но вы не можете быть для мамы защитой по определению, потому что вы не родитель ей, вы не можете защитить ее от самой себя. Если мама не хочет ничего менять, это ее выбор, а не ваш, вы не можете ее заставить. Да страшно, больно, обидно, что отец ее унижает, но пока ей самой не захочется избавиться от этого, ничего вы с этим не поделаете.
психолог онлайн
Если вы в терапии, то сейчас хорошо было бы осознать, что вы в данной ситуации уже играете в спасателя. Мама все таки взрослый человек и сама выбирала и выбирает так жизнь.
Вы лишь можете поделиться с ней своим опытом терапии и предложить ей обратиться к писхотерапевту. А дальше это ее выбор.
Вам же важно прожить в терапии свои чувства по поводу мамы и что ее жизнь сложилась, и что не можете исправить эту жизнь за нее.
психолог онлайн
Добрый день!
Все, что Вы можете сделать для Ваших родителей - это предложить им помощь, и определить какую помощь можете предложить, ту, которая Вам посильна. Ваши родители - взрослые люди, более того они Ваши родители и старше Вас, они отвечают за свою жизнь и свое состояние. И если им так плохо, они могут с этим что-то делать или не делать, это их выбор. И важно принимать любой их выбор. И то, что состояние мамы у Вас вызывает боль и вину, это скорее запрос в Вашу личную терапию, а также сепарация и определение личных границ. В таких отношениях очень легко увязнуть. Поможет ли это? Важнее позаботиться о себе. Вы начнете выстраивать свои границы, менять свое поведение в отношении родных, и как писали выше, это может повлиять на всю семейную систему, а может и не повлиять.
Дополнение от автора
Уважаемые психологи, большое спасибо за Ваши ответы! Они поддерживают.
Валентина Михайловна, я тоже стала замечать, что, когда приезжаю к родителям, играю спасателя. В последнее время старалась держаться нейтрально и даже игнорировать, но тогда возникает чувство вины, с которым да, буду работать.
Татьяна Дмитриевна, прочла Ваши статьи про созависимость и "опять напился", вот думаю, не скинуть ли последнюю маме, но рука не поднимается, потому что опять получится замкнутый круг.
Павел Леонидович, не уверена, что мысли мои. Потому что раньше мама часто манипулировала также и темой смерти, ну вот тоже из ряда "будешь локти кусать" или "доведешь, что сердце станет". Я весь день думала и представляла, что мама может думать, когда она так делает. Возможно, она так пытается меня привязать к себе, так как я живу отдельно и далеко. И я с одной стороны понимаю, что это манипуляции тоже и "жертва", но с другой стороны мысли, что, вот даже в статье у Татьяны Дмитриевной Рощиной сказано, что созависимость (которой очевидно страдает и мама, и я) может оказаться смертельной болезнью, и тогда я понимаю, что не могу игнорировать. То есть мне жалко маму и больно, когда ей плохо, но это все я могу принять, мол, ты сделала выбор и ты сама не хочешь менять ничего реально. А вот когда начинаю думать, что это всё может её окончательно довести до тяжелейших последствий, я сдаюсь и спасательствую...
психолог онлайн
цитата:
не уверена, что мысли мои. Потому что раньше мама часто манипулировала также и темой смерти, ну вот тоже из ряда "будешь локти кусать" или "доведешь, что сердце станет".
И я так тоже подумал.
цитата:
Возможно, она так пытается меня привязать к себе, так как я живу отдельно и далеко.
Да, пытается, однозначно. И тем самым лишает Вас своей собственной жизни.
цитата:
То есть мне жалко маму и больно, когда ей плохо, но это все я могу принять, мол, ты сделала выбор и ты сама не хочешь менять ничего реально
Да, именно так: жалко и больно, но я принимаю твой выбор.
цитата:
А вот когда начинаю думать, что это всё может её окончательно довести до тяжелейших последствий, я сдаюсь и спасательствую...
Потому что на это все и рассчитано. Но это больше театральный спектакль, чем реальность.
цитата:
даже в статье у Татьяны Дмитриевной Рощиной сказано, что созависимость (которой очевидно страдает и мама, и я) может оказаться смертельной болезнью, и тогда я понимаю, что не могу игнорировать.
Я думаю, что там немного о другом. Вы несколько надумали и себя же этим и напугали, но это исходит больше от маминых манипуляций, чем от содержания статьи. Созависимость - это болезненное и невротическое психологическое состояние, но отнюдь не смертельная болезнь. Опасными могут быть лишь последствия для созависимых, если они проживают с наркоманами, алкоголиками и опасными криминальными личностями. А разве у Вашей мамы такая ситуация?
психолог онлайн
Москаленко "Зависимость - семейная болезнь" Вам в помощь!
Дополнение от автора
Татьяна Дмитриевна, большое спасибо за рекомендацию.
Павел Леонидович, Вы открыли глаза на очень многие вещи, я задумалась. Очень Вам благодарна.
Всего Вам доброго!
психолог онлайн
Пожалуйста.
Осталось только обезвредить чувство вины. Ваш психолог должен знать, как это делается.
И Вам всего доброго!