Как помочь человеку в депрессии
Добрый день. У мужа последние полгода что-то не так. Живет в каком-то мире полутонов: даже самые любимые занятия уже не так его радуют, все время в минорном настроении. На любую активность ждет уговоров или от меня, или от друзей, сам очень неохотно идет и часто уже там грустит. Бывают вспышки радости, отдых в другой стране, например, в такие моменты он ведет себя, как раньше в обычные будни. Интимная жизнь почти прекратилась, ко мне не прикасается почти. Улыбка часто ненастоящая, натянутая и будто вымученная.
На разговоры об этом отмалчивается: или говорит, что все хорошо, или "что-то не так, нехорошо, но я не пойму что именно".На вопрос связано ли это со мной отвечает нет, с работой - тоже нет. Разговорить не получается, в какой-то момент просто отвечает "давай не будем", на просьбу сходить к врачу и рассказать ему, а не мне, - отнекивается и говорит, что нет никакой у него депрессии.
Я прошу помощи в следующих вопросах.
1. Как действовать мне, я правда искренне хочу ему помочь.
2. Как не впасть в депрессию рядом с ним. Потому что иногда на меня так накатывает, мне так плохо и грустно, кажется, что это я виновата во всем, что я недостаточно стараюсь и если бы я вела себя правильно, то это бы уже прошло. Мне часто тяжело отвлечься и я чувствую, что постепенно начинаю и сама впадать в этот настрой. Уезжала на пару дней несколько раз, но понимаю, что бежать - это не выход.
Буду очень благодарна за ответы.
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Наталія Крилова
Здравствуйте,
Представим, что депрессия – это многоэтажный дом.
Первый этаж в нем - мысли:
• Негативные мысли о себе . Самобичевание. («Я плохой, поэтому со мной происходит эта ужасная ситуация». «Я сам виноват в том, что со мной случилось».)
• Негативные мысли о своем жизненном опыте. Пессимизм. (Все плохо, никому нет до меня дела.)
• Негативные мысли о своем будущем .Безнадежность. (В состоянии депрессии, мы воспринимаем будущее в черных тонах. «У меня не получится, я провалю это дело, «Я никогда не избавлюсь от этой депрессии»)
Второй этаж – Настроение:
• Грусть
• Раздражительность
• Чувство вины
Третий этаж – физические признаки :
• Сложность со сном
• Потеря аппетита
• Усталость
И четвертый этаж – Поведение:
• Избегание людей
• Сниженная активность
• Низкая мотивация
• Сложность в том, чтобы начать действовать
Фундамент, на котором стоит дом – это поддерживающие циклы.
Например, базовый цикл депрессии с точки зрения КПТ существует в следующем порядке.
Депрессивное, подавленное настроение, вызывает депрессивные мысли (Я никогда не вылечусь, я деградирую и т.д). Депрессивные мысли приводят к депрессивному настроению. И так круг замыкается. Существует целый перечень подобных циклов. Одним из них, так же является руминации, о которых я писал в прошлой статье.
Любой дом, прочен настолько, насколько крепок его фундамент. Именно поэтому, для того, чтобы избавиться от депрессии, нужно выявить и разорвать поддерживающие циклы.
Важно помнить, что депрессия - циклична. Временами будет легче, настроение будет улучшаться, временами , наоборот, нам будет становиться хуже.
Уважаемый читатель, если вы заметили у себя один из вышеуказанных признаков, это еще не показатель депрессии. Депрессия объединяет в себе все 4 этажа нашего дома: Мысли, настроение, поведение, физические признаки.
Как предупредить депрессию ?
Есть люди, которые в большей степени подвержены возникновению депрессии.
Подобно сухому лесу, не факт, что именно в нем произойдет пожар, но такая вероятность значительно выше. Почему? Переутомление, стрессы, снижение физической активности, ведут к снижению психологического тонуса сопротивляемости человека.
Что с этим делать?
Старайтесь включать в свой ежедневный график приятные активности. Все то, что доставляет вам удовольствие и соответственно поднимает уровень серотонина (гормона хорошего настроения) в крови:
Бег, ходьба, книги, рисование, прогулки, вкусная еда, путешествия, плавание, музыка, игры на свежим воздухе, вязание. Составьте свой личный список приятностей и старайтесь чаще внедрять их в повседневную жизнь.
Если Ваш муж уже находитесь в состоянии депрессии, то с ней отлично работает когнитивно-поведенческая терапия. Лучше обратитесь к специалисту.
психолог онлайн
Наталія Крилова
цитата:
Я прошу помощи в следующих вопросах.
1. Как действовать мне, я правда искренне хочу ему помочь.
Текст будет обширным. Зато сможете выбрать то, что откликается у Вас.
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии.
В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных:
Помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коeм случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его пессимизм и отчаяние. Нужно уметь сохранять определенную эмоциональную дистанцию, все время напоминая себе и больному, что депрессия - это преходящее эмоциональное состояние.
Исследования показали, что депрессия особенно неблагоприятно протекает в тех семьях, где делается много критических замечаний в адрес больного. Старайтесь дать понять больному, что его состояние - это не его вина, а беда, что он нуждается в помощи и лечении. Старайтесь не концентрироваться на болезни близкого человека и привносить положительные эмоции в свою жизнь и в жизнь семьи. По возможности старайтесь вовлечь больного в какую-то полезную активность, а не отстранять его от дел.
цитата:
2. Как не впасть в депрессию рядом с ним. Потому что иногда на меня так накатывает, мне так плохо и грустно, кажется, что это я виновата во всем, что я недостаточно стараюсь и если бы я вела себя правильно, то это бы уже прошло.
Рекомендациями здесь мало чем можно помочь. Хотя если вы сможете придерживаться их, максимально заботиться о себе, это может облегчить ваше состояние, дать сил проживать эмоции. Потому что если сейчас они на вас навалятся, что с вами будет, как будете справляться?
А восстанавливаться можно простыми вещами:
•делать то, что любите (можно прямо список составить),
•стараться не делать того, что не нравится.
•Если это возможно, высыпаться.
•Питаться сытно - поменьше углеводов, побольше жиров, клетчатки, белка.
•Общаться с добрыми поддерживающими людьми, гулять, двигаться.
•Можно травами простыми поддержать надпочечники (ромашка, пустырник), магний принимать.
•В общем, окружить себя заботой, как самого близкого и родного человека.
•И дать себе время, это не быстрый процесс.
Лучше всего, конечно, индивидуально обратиться к психологу.
психолог онлайн
Доброго времени суток!
цитата:
У мужа последние полгода что-то не так.
Что произошло у него\с ним пол года назад?
Он задерживается на работе?
цитата:
иногда на меня так накатывает, мне так плохо и грустно, кажется, что это я виновата во всем, что я недостаточно стараюсь и если бы я вела себя правильно, то это бы уже прошло.
То есть Вы берёте на себя ответственность за неизвестно что?
Вы ведь не знаете, что на самом деле происходит с мужем, верно? Но уже, как я понимаю, решили для себя, что ему плохо (вопрос сомнительный и не доказанный), и за это Вами же придуманное "плохо" вините себя. Я верно Вас поняла?
Дополнение от автора
Владимир, спасибо.
Я понимаю, что лучше обращаться к специалисту. Но я выше писала, что мои попытки ничем не заканчиваются. Если я пытаюсь разговорить - слышу или "все хорошо", или "ну да, все нехорошо, я не пойму что, ой, все, давай не будем". Ему заметно хуже от таких разговоров, я прям вижу, что человеку физически плохо от этого. Уже 2 раза после этого говорила следующее "хорошо, если ты мне не хочешь рассказывать, то может расскажешь психологу или просто хотя бы терапевту для начала?" Ответа не последовало. Я же не могу его заставить, понимаете.
Но и прогресса не вижу.
С одной стороны, я хочу поднимать ему настроение и создавать доверительно-спокойную обстановку дома, поэтому не хочу вызывать у него такие негативные вспышки, с другой - я понимаю, что нужно с этим что-то делать, а сам он не в состоянии справиться.
Его лучший друг тоже заметил изменения, но с ним он тоже не делится переживаниями, просто говорит о плохом настроении вскользь и все.
психолог онлайн
Наталія Крилова
Добрый день.
Задавая вопрос
цитата:
Как не впасть в депрессию рядом с ним.
, Вы правильно подметили, что такое может случиться. Поэтому Ваша первейшая задача самой не оказаться в такой ситуации. Важно не допустить этого, потому что из депрессии (если она есть) труднее выходить, чем избавиться от просто плохого настроения (следует отметить, что депрессия может начаться после двух недель подавленного настроения).
Итак, Ваша первая задача самой не впасть в депрессию, вторая - всеми возможными силами и средствами пытаться улучшать настроение человеку, которому хотите помочь.Два самых первых средства, которые помогают улучшить настроение это: активность (двигательная активность в том числе) и общение (естественно общение должно быть приятным). Что еще может улучшать настроение? Юмор. Это комедии, анекдоты, "веселые картинки" и т.п. Насмешки и сарказм тут не помощники, поэтому желательно без них. Юмор добрый, поддерживающий. Еда может улучшать настроение (кстати может и ухудшать). Есть продукты улучшающие настроение: твердый сыр, красная рыба, икра, цветные перцы, бананы, шоколад и т.п. На настроение могут влиять не только сами продукты, но и оформление блюд (или стола). Празднично оформленное блюдо улучшит настроение. Это может касаться любого продукта. Например, полезная овсянка может иметь вид серой тягучей массы и тогда конечно же настроения она не прибавит. А если ее красиво оформить, с фруктами, ягодами, чтобы имела вкус - тогда и польза будет двойная, в виде пользы для организма и радости для души::smile::
психолог онлайн
Наталія Крилова
Владимир Анатольевич Тарасенко
Что делать вам и как не заразиться депрессивным состоянием?
Хорошо бы отделить себя от мужа эмоционально и принять тот факт, что вы два разных взрослых! человека, каждый из которых принимает решения и несет за них ответственность.
Очень хорошо понимаю вашу тревогу за любимого мужа, желание ему помочь, НО. Помочь можно тогда, когда человек это просит, хочет получить эту помощь и готов что-то делать для того, чтобы изменить какую-то ситуацию, свое состояние, отношения.
Вы можете озвучить мужу свои переживания, в духе "Я тебя очень люблю и сильно тревожусь за твое состояние последнее время. Мне хочется как-то помочь тебе, поддержать, но я не знаю как. Скажи пожалуйста, как бы я могла поддержать тебя?" И дальше слушаете, что скажет муж. И если ответ будет "все ок, не переживай" или нечто подобное, то скажите просто "хорошо, я рядом, всегда готова поддержать тебя и выслушать, если тебе нужно". И все. Оставляете мужа в покое и смещаете внимание на себя - как вам обустроить свою жизнь так, чтобы не заразиться этим состоянием. Депрессия ли это у мужа, какой-то кризис - он сам должен захотеть что-то менять в своей жизни. Он же не лежит пластом на кровати безучастно и нужно уже домой приглашать психиатра.
А вам стараться не сливаться с мужем в его настроении, не страдать рядом, отказываясь от радостей жизни из чувства вины и стыда "рядом же муж страдает, ему плохо, как же я буду радоваться?".
Хорошо бы разобраться в том, какие переживания у вас вызывает его состояние, какие страхи в связи с этим возникают?
Если вам будет совсем сложно и вы будете чувствовать, что вас засасывает подобное состояние, как у мужа - обращайтесь к психологу. Таким и правда можно "заразиться" и очень непросто находиться с тем, кто переживает депрессию или кризис.
Дополнение от автора
Валентина, огромное вам спасибо за емкий и полезный ответ.
Разговор в подобном стиле у нас состоялся около недели назад, я почти дословно повторила Ваши реплики и добавила, что я готова услышать и понять все, в том числе и плохое в свой адрес и не боюсь этого. Ответ был только "спасибо". Особых сдвигов не произошло, никаких разговоров больше на эту тему не было.
Пока мне удается не терять себя, в основном благодаря друзьям, увлечениям и тем, что я искренне надеюсь, что это временные трудности. Но, наверное, Вы правы, страхи у меня есть. Самый большой - что это просто я ему больше не нравлюсь, он меня не хочет, все рушится и я ему больше не нужна. Начинаю много думать, переживать, тревожиться и потом вот это все заканчивается слезами и такими вот мыслями. Справляюсь с такими моментами просто переключив внимание на что угодно: работу, убираюсь в доме, иду гулять или, если это ночь, - играю в игрушку на телефоне. По-другому пока не получается.
психолог онлайн
цитата:
Самый большой - что это просто я ему больше не нравлюсь, он меня не хочет, все рушится и я ему больше не нужна.
Работайте над самооценкой.
У вас похоже на эмоциональную зависимость, когда настроение партнера влияет на ваше настроение. И чуть у него что не так, как вы сразу берете вину на себя. Потому так и включаетесь и хотите спасти.
В идеале работа с психологом для вас.
Напишите мне в личку, посоветую кое-что для самопомощи