Чувство вины после смерти мамы
Два месяца назад умерла моя мама из-за ковида. 15 дней в больнице и маму не спасли. Боль утраты и чувства вины, что я не все сделала что бы спасти маму я все время думаю и виню себя что не уберегла маму.жизнь остановилась для меня. Не могу ни спать ни есть. Только плачу .
Вопрос от: ; Возраст: 50

психолог онлайн
Добрый вечер. Я вам очень сочувствую по поводу вашей утраты.
Потеря близких очень часто сопровождается чувством вины, "а если бы", "мне нужно было и то, и это"...Но правда одна. Люди умирают. Люди умирают от ковида по всему миру. И мама ваша умерла от ковида.
Ваша рана ещё очень свежа, и боль это естественное состояние, как бы это не звучало(
Вам есть с кем разделять вашу боль?
В чём видите помощь психологов сайта для вас?
психолог онлайн
Оксана Николаевна Третьякова
Людмила Віталіївна Паламарчук
Сочувствую по поводу мамы.
Любая утрата, тем более такого близкого человека, как мама, требует времени. В среднем на горевание и проживание утраты требуется 1-2 года, в течении которых человек проходит определенные стадии (в интернете можно почитать).
Очень важно проживать свои чувства, разделять их с кем-то, кто выслушает, поддержит, не будет говорить про отвлекись и хватит уже, сколько ж можно.
Если сложно, можно обратиться к психологу.
Что касается вашего чувства вины, то как вы могли спасти? Вы ж не Господь Бог, чтобы продлевать жизнь, или отмерять сколько жить кому. Увы, но в таком вопросе сделать что-то невозможно
психолог онлайн
Здравствуйте! Искренне Вам сочувствую. Хочу поделиться с Вами отрывком из книги о. Арнальдо Панграцци “Боль не будет длиться вечно”, в которой он делится советами о том, как пережить потерю близкого.
🌿🌿🌿
Иногда любовь живёт рядом со страданием. Чем больше была любовь к человеку при жизни, тем больше бывает страдание после его смерти.
Пережить утрату близкого человека очень сложно, но не стоит пытаться притупить эту боль, употребляя транквилизаторы или алкоголь. Это не поможет, потому что не вылечит душу, а только вытеснит горе в подсознание. Процесс заживления раны в душе может тянуться годами, а иногда и десятилетиями. И если вы спросите себя: хотели бы вы избавиться от боли ценой утраты каких-то воспоминаний про умершего, вы вряд ли согласились бы на такое. Именно поэтому глубина вашего горя показывает всю глубину вашей любви к близкому. Старайтесь не подавлять эти чувства, но жить с ними - такими, какими они есть. Пройдёт время, и вы сможете сказать слова, которые просятся из глубины сердца: "Прости меня"... "Я прощаю тебя".
Надеемся, наши советы помогут пережить этот самый тяжелый период в вашей жизни. Было бы хорошо, если бы вы могли поделиться ими с близким человеком, который будет рядом и сможет позаботиться о вас.
🌱 Старайтесь не забывать об удовлетворении элементарных потребностей: еде, сне, тепле и комфорте.
🌱 Возможно, когда вам говорят о том, что "всё будет хорошо", "время лечит", "всё пройдёт" и так далее, это раздражает вас, и вы чувствуете себя еще более одиноким или оставленным. Попросите не говорить вам такого.
🌱 Возможно, вы не хотите слышать никаких советов и наставлений, которые якобы должны облегчить вам боль утраты. Скажите об этом близким людям.
🌱 Возможно, вы хотите больше времени проводить наедине с собой. Пусть будет так.
🌱 Наверное, сейчас вы не можете контролировать свои чувства. Это нормально, ведь за день-другой пережить утрату невозможно. Это длительный процесс.
🌱 Когда вы ощущаете сильное эмоциональное напряжение, попросите кого-то из близких людей выслушать вас, не успокаивая.
🌱 Ваша боль кажется вам непереносимой, возможно - самой непереносимой в мире. А то, что произошло, кажется несправедливым. Так оно и есть. Для вас это горе есть таким, каким ощущаете его именно вы.
🌱 Вам может захотеться поговорить с вашим умершим близким. Не сдерживайте себя, рассказывайте всё, что хотите. Возможно, вам поможет его
фотография или какая-то его любимая вещь, которая будет как будто мостиком
между вами.
🌱 Хорошо, если кто-то может всегда быть рядом с вами. Хорошо, если кто-то
может приехать к вам в любое время, когда вы будете в этом нуждаться. Теперь любое ваше желание, даже такое, которое раньше казалось незначительным, - важно.
🌱 Наверное, вы не знаете как дальше жить, что делать через час или через день. Вы не должны сейчас ничего знать. Вам станет ясно позже. Вы можете делать то, к чему лежит ваше сердце именно сейчас, не планируя.
🌱 Если вы религиозны, то можете ощущать потребность помолиться за
своего близкого. Важно быть честным перед собой и перед Богом. Не нужно
бояться того, что вы чувствуете, особенно негативных эмоций. К примеру, человек может сказать даже такое: "Я тебя ненавижу за то, что мой близкий умер. Но помоги мне найти покой в моей душе". Не изображайте
смиренности. Чаще заглядывайте в глубину своей души. Переживайте свое горе во всех его проявлениях, давая волю гневу, бунту, отчаянию, переосмысливая его. Отпустив то, что вас мучит, вы сможете успокоиться.
психолог онлайн
Добрый вечер! Примите мои соболезнования. Переживание горя утраты всегда проходит через несколько этапов (стадий): стадию шока и отрицания, стадию гнева и обиды, стадию вины, стадию депрессии, стадию принятия. Вы обязательно дойдете до стадии принятия. Все через это проходят.
Так уж устроена наша жизнь, что кто-то из нее уходит, а кто-то приходит. Я помню, каким тяжелым шоком для моей подруги была неожиданная новость о том, что у мамы последняя стадия рака, что ей осталось жить несколько месяцев. Мама прожила около года. За это время подруга успела встретить любимого человека и выйти замуж. И эта неожиданная встреча произошла в онкодиспансере, где он работал (и работает) врачом. Сейчас в их семье уже 4 сыночка. До этого подруга многие годы мечтала о замужестве и детях. Мама ушла через недельку после их свадьбы. Ушла со спокойным сердцем, что оставляет дочь не одну. Если Вы верующий человек, можно молиться об упокоении мамы. Нам, живым, это тоже помогает справиться с болью утраты.