Нет мотивации
Здравствуйте! Недавно услышала такую фразу: " Мотивация - это награда минус усилия. Награды должно быть больше." Что делать, если я понимаю, чем хороши те или иные дела, но часто не могу заставить себя их сделать? Цель у меня есть, вполне определённая, но нет награды: что я получу, заставляя себя сейчас совершать то, что не так уж и хочется.
Я действительно понимаю, чего мне надо, что мне нравится, но не знаю, как себя саму вдохновить, замотивировать. Можно было бы сказать, что если бы хотелось по-настоящему, то всё получилось бы. Но это неправда! Не может это всю жизнь продолжаться...
Питання від: ; Вік: 17

психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте, Катя!
цитата:
Я действительно понимаю, чего мне надо
У вас очень много про "надо", а хочется еще услышать про "хочу", чего вы хотите на самом деле? Ведь если цель выбрана правильно, то она сама по себе уже вдохновляет и мотивирует.
Попробуйте закрыть глаза и представить, что вы достигли своей цели, что вы почувствуете при этом? Прислушайтесь к своим ощущениям. Видение конечного результата уже само по себе должно вдохновлять и мотивировать, если этого нет, возможно стоит выбрать другую цель?
Доповнення від автора
Если представить, что у меня есть материальная возможность исполнить то, что я хочу, то я чётко знаю, что это будет. Я также знаю, что мне нравится, я этим и занимаюсь, у меня много хобби: люблю учиться, читать, танцевать, рисовать, стихи иногда писать, у меня есть свой канал на ютуб, НО у меня иногда нет мотивации делать даже то, что мне нравится, что меня вдохновляет, помогает жить жизнь. Не знаю, в чём дело. Хотелось бы, безусловно, списать это на непростые обстоятельства, НО я чувствую, что отсутствие мотивации даже если и связано с ними, то отнюдь не в первую очередь.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте, Катя!
цитата:
у меня иногда нет мотивации делать даже то, что мне нравится, что меня вдохновляет, помогает жить жизнь.
Иногда у всех так бывает и это нормально, здесь нечему пугаться. Мотивация - величина не постоянная. Как и жизнь в целом. Взлеты и падения, а также зависания - обычное дело.
цитата:
Цель у меня есть, вполне определённая, но нет награды: что я получу, заставляя себя сейчас совершать то, что не так уж и хочется.
Если можно, более подробнее об этом. Какая именно у Вас цель? И что означает "нет награды"?
Доповнення від автора
Моя цель - стать образованным человеком. Хотя это не столько цель, сколько естественное следствие всей моей деятельности: я вот только-только школу закончила, поступаю в университет. Но школа и вуз - не всё, в первую очередь нужно самообразование, с коим у меня периодически и возникают проблемы. Я люблю учиться, делаю это постоянно и как-то очень естественно: с огромным удовольствием слушаю лекции по философии или истории искусств утром, днём и вечером, постоянно что-то читаю, смотрю, слушаю. НО раньше я этим занималась действительно "постоянно", как и написала, а вот последнее время замечаю, что даже если книга мне очень интересна, я вряд ли уделю ей все 3-4 часа своего свободного времени, как это было раньше; почему-то у меня появилась любовь к глупым сериалам, видео на ютуб (деградирую, что ли?); часто меня навещает апатия без видимой на то причины.
Пока это писала, поняла, что моя "цель" не цель вовсе.
Доповнення від автора
Всё бы ничего: просто выгорание после экзаменов, просто выгорание в связи с войной, с тем, что папа остался в Харькове, когда я с мамой нахожусь в другой стране, выгорание в связи с тем, что сестра после длительной реабилитации может сорваться и снова начать употреблять, что брат тоже в Харькове (лежит больнице, был на фронте - служил в теробороне).
Только как с этим справиться? У меня нет цели, я нахожусь в подвешенном состоянии: ощущение, будто то, что я проживаю сейчас - не жизнь вовсе, что вот сейчас что-то произойдёт - и начнётся жизнь. Слишком всё неопределенно. Как я могу учиться, не зная, будет ли жив завтра папа или брат. Хотя, что я вру, когда у меня возникает желание отложить интересную мне лекцию и пойти посмотреть смешных котиков в ютубе, я не думаю ни о папе, ни о брате, ни о сестре. Точно так же могу сказать: "Как же я могу смотреть котиков, глупые сериалы, когда вот то-то и то-то". Я прекрасно понимаю, что может пройти вся жизнь в ожидании того самого момента. Надо жить на полную сейчас... а я не могу. Я свою жизнь прожигаю
психолог онлайн
цитата:
чего мне надо,
Мотивация - это не долги ("надо" относится к долженствованиям), а желания ("хочу").
Вам надо научиться различать истинные желания и долги.
Потому что не всегда то, что нравится, является желанием. И тогда происходит то, о чем Вы пишете
цитата:
НО у меня иногда нет мотивации делать даже то, что мне нравится, что меня вдохновляет, помогает жить жизнь.
Например, зачем Вам нужен канал на Ютубе?
Вы ведете его потому что хотите это делать? Что он Вам дает?
Какие Ваши желания помогает осуществить?
Или потому что должны это делать по какой-то причине?
Так как тема мотивации является довольно сложной, рекомендую Вам проработать ее с психологом в индивидуальном формате.
психолог онлайн
цитата:
просто выгорание в связи с войной, с тем, что папа остался в Харькове, когда я с мамой нахожусь в другой стране, выгорание в связи с тем, что сестра после длительной реабилитации может сорваться и снова начать употреблять, что брат тоже в Харькове (лежит больнице, был на фронте - служил в теробороне)
У Вас не выгорание, а обострение страхов и чувства вины, связанное с войной и Вашими родственниками.
Если это не проработать, то "жить на полную сейчас" у Вас не получится.
Потому что страхи и чувство вины мешают осуществоению желаемого и следовательно, влияют на мотивацию.
психолог онлайн
цитата:
Я действительно понимаю, чего мне надо, что мне нравится, но не знаю, как себя саму вдохновить, замотивировать.
Катя, мне кажется, для Вас актуальнее другое - приспособиться, творчески адаптироваться к сложной ситуации, своим переживаниям, меняющейся и непредсказуемой реальности.
цитата:
У меня нет цели, я нахожусь в подвешенном состоянии: ощущение, будто то, что я проживаю сейчас - не жизнь вовсе, что вот сейчас что-то произойдёт - и начнётся жизнь. Слишком всё неопределенно.
Именно, что слишком неопределенно. И состояние подвешенности крайне сложное, чтобы чувствовать себя Ок. Но что поделать?! Иного пока не дано. Точнее, дано - это наша способность становиться гибче в способах реагирования на происходящее, умение находить опоры внутри себя и вокруг (ценности, убеждения, деятельность, забота и другое). Это в конце-концов новые смыслы, которые мы открываем, реализуя свой потенциал.
И Вас есть такая возможность. Например, пересмотреть круг своих интересов. Возможно, от чего-то освободиться. Определиться с приоритетами, чтобы вкладывать в них свою энергию, не распыляя ее согласно прежнему подходу.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Доброго дня, Катя.
Хочеться вам сказати, щоб ви відчепились від себе (вибачте за прямоту, говорю це з підтримкою і співчуттям, що ви такі до себе вимогливі навіть в такий важкий період). Датйе собі спокій і поставтесь до себе з розумінням. Війна, нова країна, адаптація, рідні в Харкові .. Це не дивно, що ваша психіка не вміщує зараз нових цілей і хоче відпочити за «переглядом котиків». Дозвольте собі «пожити безцільно» якийсь період. Без самокритики і звинувачення. Вам зараз потрібно дуже багато сил, щоб переживати ті хвилювання, які виникають.
Доповнення від автора
Очень благодарна всем за ответы! Спасибо!
психолог онлайн
цитата:
Надо жить на полную сейчас... а я не могу. Я свою жизнь прожигаю
Катя, это не прожигание жизни, а способ уйти от тягостных и удручающих мыслей, связанных с войной, изматывающих переживаний за близких.
цитата:
вот сейчас что-то произойдёт - и начнётся жизнь. Слишком всё неопределенно
Поверите ли, что в таком состоянии неопределенности находится бОльшая часть жителей Земли?
Ведь идет перестройка всей мировой системы, и экономической, и политической. Сейчас время кризиса и время окончания его неизвестно.
Но, как бы ни было, жизнь все равно продолжается и, за жестоким Периодом Средневековья, который вовсю идет сейчас, обязательно наступит Эпоха Возрождения, когда жизнь человека снова начнет цениться в нашем мире. Снова будет расцвет наук и искусства, философии и духовности. И миру понадобятся такие люди как Вы - много знающие, тонко чувствующие, переживающие, неравнодушные - чтобы ВОЗРОДИТЬ его. Так что стимул скоро у Вас появится, так как важная цель уже не за горами и готовиться к ней нужно начинать уже сегодня.