Дочь режется
Моей дочери 13 лет. Пару недель назад заметила у нее белую полосу на руке. Сначала не поняла что это, думала показалось. Подошла, спросила что это, а в ответ что-то мямлила про кота, что это он сделал. У нас есть кот, с которым она постоянно играет и кот естественно ее царапает. Но это не похоже на царапину. Припугнула, что отцу расскажу. Отца она побаивается. Она все равно оставалась на своем. Недавно заметила царапины и шрамы на ногах, побоялась подойти спросить. Как в школе дела не знаю, я у нее спрашиваю – она говорит нормально. С кем она гуляет тоже не рассказывает, хотя я пыталась что-то у нее выговорить. Постоянно говорит, что с одноклассниками гуляет. К знакомим не могу подойти, вдруг пойдут сплетни, что не так дочь вырастила. Не знаю что делать...
Питання від: ; Вік: 44

психолог онлайн
Уляна Іванівна Казмірчук
Юлия Витальевна Якименко
Тетяна Штапова
Здравствуйте, Виктория!
Хорошо, что Вы обратились сюда с этим вопросом.
Самоповреждение, или селфхарм, - это распространённая психологическая проблема, которая может быть симптомом психического расстройства, например, депрессии. Ваша дочь вменяема, просто она испытывает очень сильную психологическую боль, и чтобы как-то её выразить и испытать облегчение, наносит себе порезы, не имея другого способа рассказать, почему ей плохо. Не стоит её пугать или надавливать на неё, чтобы она рассказала, в чём дело, потому что это может привести к обратному эффекту (она ещё больше закроется в себе).
Лучшее, что Вы можете сделать для дочери - это записать её к психиатру и к психотерапевту, для диагностики возможного депрессивного состояния и прохождения дочкой психотерапии, где она в безопасной обстановке сможет поделиться своими переживаниями и научиться способам справляться с психологической болью иначе, чем через порезы. Психотерапия будет происходить конфиденциально, то есть, большую часть из того, что дочь обсуждает со специалистом, Вы знать не будете. Психотерапевт может только в общих чертах описать Вам состояние, в которой находится дочка, и обьяснить, что можно и нельзя делать в общении с ней, чтобы ей не стало хуже.
И ещё, то, что дочь режет себя, не означает, что Вы плохо её вырастили. Очень много людей сталкиваются с психологическими проблемами и вредят себе, и причины у этого часто комплексные, не только воспитание родителей, но и другие проблемы в жизни. То, что про Вас знакомые могут плохо подумать - это правда не самая большая проблема в Вашей ситуации. Главное- это здоровье Вашего ребёнка.
психолог онлайн
Юлия Витальевна Якименко
Марія Радченко
Тетяна Штапова
Вітаю. Самопошкоджуюча поведінка може бути як симптомом депресії, тривожного розладу…Це акт агресії направленої на себе, бо іншого способу не знає. Підлітковий вік, обтяжений різними переживаннями: тут і гормональні зміни, зміни у зовнішності, а також вимоги до підлітка будувати стосунки з однолітками, бути принятою в групу своїх… Багато вимог лягає на підлітка і він не завжди має ресурс щоб справитись.
Також важливо, які стосунки з батьками, чи відчуває довіру і підтримку, чи має опікуюче середовище, де може поділитися своїми проблемами.
Ваш страх як мами зрозумілий, але залякування і соромлення не допоможуть. Також ви пишете про осуд ваших знайомих і своє почуття провини, що не справились як мама. Розумію вас. Але це ще більше віддаляє дитину від того, щоб поділитися своїми переживаннями.
Робота з селфхармом починається з консультації у психіатра, або клінічного психолога. Далі психотерапія із залученням батьків для налаштування довіри і комунікації.
психолог онлайн
Марія Радченко
Тетяна Штапова
Ирина Константиновна Зубиашвили
Здравствуйте!
Поддерживаю коллег! Невыносимое психологическое состояние и боль смещаются на тело в виде самоагресии! Не стоит пугать, настаивать на том чтоб поделилась, тут как раз много страха и недоверия. Очень аккуратно нужно себя вести, при этом не оставлять как есть! Можете ей предложить психолога, чтоб она выбрала, либо если не захочет, обратитесь сами, чтоб понимать как себя вести, обсудить обстановку в семье!
Самоповреждение сугубо психологическая проблема и ее необходимо решать, помощь специалиста важна и нужна, но не вкоем случае запугивание и давление, это только навредит! И если она отца побаивается, манипуляции с этой стороны должны быть ограничены, иначе доверия и к Вам не будет. Ей необходима поддержка!
психолог онлайн
Марія Радченко
Ирина Константиновна Зубиашвили
цитата:
Моей дочери 13 лет. Пару недель назад заметила у нее белую полосу на руке. Сначала не поняла что это, думала показалось. Подошла, спросила что это, а в ответ что-то мямлила про кота, что это он сделал. У нас есть кот, с которым она постоянно играет и кот естественно ее царапает. Но это не похоже на царапину. Припугнула, что отцу расскажу. Отца она побаивается. Она все равно оставалась на своем.
Виктория, добрый день. Вы и сами поняли, что дочка занимается самоповреждением. Что произойдет, если она это подтвердит? Зачем Вам нужно ее признание? Что после этого изменится?
цитата:
Как в школе дела не знаю, я у нее спрашиваю – она говорит нормально. С кем она гуляет тоже не рассказывает, хотя я пыталась что-то у нее выговорить. Постоянно говорит, что с одноклассниками гуляет.
Как давно Вы перестали быть в курсе, что происходит в жизни дочери? Как думаете, почему она Вам не рассказывает о себе?
психолог онлайн
Юлия Витальевна Якименко
Тетяна Штапова
Виктория, самоповреждающее поведение наиболее часто встречается у детей подросткового и юношеского возраста, что можно связать с их высокой эмоциональной уязвимостью.
Что заставляет подростков причинять себе боль? Такой диалог со своим телом выбирают те, кто не умеет другим, безопасным способом снимать душевное напряжение, справляться со своими эмоциями в трудных жизненных ситуациях.
Подростковый возраст — это испытание не только для многих родителей, но, в первую очередь, для самих детей. То, что для взрослых выглядит глупыми детскими тревогами, для подростка представляет самую настоящую трагедию. Первая любовь и разочарования, трудности в школе или проблемы в семье — все это может подтолкнуть ребенка к подобным действиям.
Не все подростки могут напрямую попросить о помощи. Особенно, если отношения складываются не очень хорошо. Кто-то просто не доверяет личные тайны, кто-то боится осуждения, кто-то боится не оправдать ожидания семьи. Причин, почему дети молчат, может быть очень много. Стыд и страх сильно затрудняют обращение за помощью.
Но, что сразу вызывает тревогу, так это Ваша манера общения с девочкой. Вы пишите, что "припугнули" девочку, что она боится отца. А ведь семья должна быть той безопасной средой, где ребенка принимают любым, всегда поймут и помогут. Детей надо не пугать, а любить безусловной любовью. "Безусловной" означает, любить не за какие-то заслуги, а за то, что они просто есть.
Доповнення від автора
Здравствуйте. Спасибо всем тем, кто ответил и посоветовал что делать. Поговорила с дочерью – сказала, что все что она с собой делала из-за наших ссор с мужем. Только вот что-то я не уверена, что ей от этого стало лучше. К доктору не хочет, сказала что все нормально. Вчера начала плакать, я сразу подошла спросить, что случилось. Плакала минут 20, не могла и слова выговорить. Приносила ей салфетки и пыталась что-то вытянуть из нее. Она немного успокоилась и я снова спросила из-за чего она плакала, она сказала что не знает, просто захотелось плакать. Сказала, что это происходит в последнюю неделю нередко, особенно ночью хочется плакать и хочется вспоминать плохие моменты жизни. Была немного в шоке, но посидела с ней рядышком и обнимала.
Позавчера еле заставила ее есть. Пришла с работы и как всегда спрашиваю: что кушала? отвечает: ничего не ела и не хочу. Она с 12 до 8 вечера сидела голодная, попила чай просто так и в школу пошла. Насыпала суп, съела пару ложек и отказалась дальше есть.
Не могу с ней нормально поговорить, часто меняется настроение. То сначала что-то увлечённо рассказывает, а потом нахлынивает апатия. Закрывается в себе, сама того наверное не понимая. Злится по пустякам.
Я волнуюсь, не знаю что делать. Я же не буду ее силой тянуть к доктору. Хоть и говорю об этом, каждый раз когда такое случается.
психолог онлайн
Виктория, дети действительно, тяжело переживают конфликты родителей. И часто появляются расстройства пищевого поведения - или отказ от еды. или переедание.
Не хочет ребенок идти к доктору - не настаивайте. Можно обратиться к психологу онлайн. Девочка будет чувствовать себя на своей территории более уверенно.
За самоповреждением скрывается внутреннее напряжение. Его надо ослабить.
Проблемы детей - это всегда отзеркаливание проблем родителей.
А почему Вы ссоритесь с мужем? Вы тоже можете обсудить свои проблемы с психологом.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 354169 для Тетяна Штапова
Здравствуйте. Она никогда почти не говорила, что происходит нового у нее в школе. Она не только мне ничего не рассказывает, а и отцу. Возможно, из-за того, что мы ссоримся с мужем. Возможно боится доверять, после того что мы можем немного выпить.
психолог онлайн
Тетяна Штапова
Виктория, вот с этого надо было и начинать. Не ребенка надо вести к доктору, а вас с мужем. И лечиться вам надо от алкогольной зависимости. Вы, конечно. считаете, что пьете в меру, но у дочери уже все признаки невротического расстройства. И все это из-за нестабильной, напряженной обстановки в доме.
Ребенок не знает, будут ли родители сегодня трезвыми, каким будет их настроение. Все это повышает уровень тревожности, способствует развитию невроза.
По мере взросления возникает отчуждение, ребенок может становиться скрытным, избегать родителей, стыдиться или бояться их.
От вас с мужем зависит психологическое благополучие вашего ребенка.
психолог онлайн
цитата:
Поговорила с дочерью – сказала, что все что она с собой делала из-за наших ссор с мужем. Только вот что-то я не уверена, что ей от этого стало лучше.
Вы не знаете, как ей было до того, почему она не могла выдержать напряжение из-за ваших с мужем ссор. Дочери может быть в разы хуже, чем Вам, когда в семье происходят конфликты.
цитата:
Вчера начала плакать, я сразу подошла спросить, что случилось. Плакала минут 20, не могла и слова выговорить. Приносила ей салфетки и пыталась что-то вытянуть из нее. Она немного успокоилась и я снова спросила из-за чего она плакала, она сказала что не знает, просто захотелось плакать. Сказала, что это происходит в последнюю неделю нередко, особенно ночью хочется плакать и хочется вспоминать плохие моменты жизни. Была немного в шоке, но посидела с ней рядышком и обнимала.
В такие моменты дочери должно становиться легче, когда она получает от Вас поддержку. Только не стоит что-то из нее вытягивать против ее воли. Когда будет готова, сама расскажет.
цитата:
Вы можете быть с ней рядом, когда дочери это нужно. Вы можете выяснять отношения с мужем в то время, когда дома нет дочери. Вы можете разобраться, почему у Вас ссоры с мужем, обратившись к семейному психологу вдвоем или самостоятельно найти для себя психотерапевта. Вы можете найти группу для зависимых людей, что решить вопрос с употреблением алкоголя.
На самом деле Вы много чего можете сделать для того, чтобы изменить ситуацию. Самоповреждающее поведение дочери - это сигнал о том, что что-то не так в вашей семейной системе. И начинать стоит с себя.