не умею постоять за себя
Здравсвтуйте, я не умею постоять за себя, понимаю что меня оскорбляют или критикуют, но ничего не могу сказать в ответ, руки начинают трястись, голос дрожит. Если что-то и скажу то это просто "мелочь", после этого обязательно хожу не в настроении несколько дней, в голове проигрываю всю ситуацию и думаю как бы я могла ответить( даже читала советы в книгах по психологии, но следовать им я пока не научилась) - в голову приходят неадекватные ответы и только потом, когда я успокоюсь, начинаю придумывать адекватные ответы. как мне быть? Больше всего такие ситуации случаются при общении со свекровью и мужем. Когда свекровь на меня говорит что-то, что мне не нравится, я не хочу с ней просто ругаться (из -за уважения ко взрослым)но и "поставить на место" я её не могу (потому что не умею).А когда ругаемся с мужем, он любит на меня повысить голос и обозвать матерными словами, то я ему если и отвечу что-то, то это не принесёт мне успокоения (матом я на него не говорю) я буду ходить злая переполненная негативом.Ещё замечала что после такого я хожу со стиснутыми зубами и давлю прыщи себе на руках (это меня совсем пугает), какой раз себя на этом ловлю.Ещё я замечаю что это сказывается на моём настроении, я практически всегда в плохом настроении, а в голове прокручиваются эти ситуации, в которых я молчала. Что мне делать с собой?
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
tashee,
работа с невыраженными эмоциями, с незаконченными ситуациями - это работа для вас с психологом. Именно в психологической консультации можно учиться проявлять те чувства, которые для вас в обычной жизни недоступны, которые вы сдерживаете - злость, гнев, обиду, страх. Именно потому, что вы не разрешаете себе разместить эти чувства вовне - эти ситуации вас тревожат ещё несколько дней. Я предположу, что они тревожат вас и дольше, просто ощущаете вы это на психическом уровне только эти несколько дней как некое напряжение - которое ищет выхода. Если это напряжение всё время сдерживать - оно найдёт себе другой выход - ваше тело (перейдёт в телесное напряжение - стиснутые зубы или какие-то, направленные на себя или других, действия навязчивого характера - выдавливание прыщей).
По этому стоит (ещё раз повторюсь) походить к психологу и с этим поработать. Удачи вам.
консультация психолога
tashee, присоединяюсь к мнению коллеги, лучше с этим вопросом работать на очных консультациях. Тело рекгирует на стресс - это сигнал. Не запускайте. Не удивлюсь, если окажется, что прыщи вы давите в основном правой рукой. (это похоже на метафору тела: в моих чувствах есть что-то мне мешающее(страх. обида на несправедливость, неуверенность и т.д.), и я хочу от этого избавиться)
Если сейчас у вас нет возможности посещать психотерапевта, то попробуйте снимать напряжение с помощью такого упражнения: пишите гневные письма обидчикам. В этих письмах не стесняясь в выражениях пишите все, о чем молчите. Вот как по-вашему вы могли бы им ответить, если бы умели это делать. Отправлять письма не нужно. Но и держать в себе весь этот негатив тоже не имеет смысла, только себе навредите. А так, и в себе не оставите и отношения не накалятся.
Но это упражнение лишь помогает справится с симптомом, но не устраняет причину. (могу сделать предположение, что вы так реагируете на критику, потому что в детстве этому научились. Да и установка уважать взрослых просто потому, что они взрослые вам в этом случае мало помогает, как я вижу).
Еще рекомендую в разделе "статьи" найти информацию о том, как правильно ссориться. Если решите воспользоваться этим алгоритмом, пробуйте для начала не на травмирующих ситуациях, а на чем-то не очень вас задевающем. Как и любое научение, сначала нужно потренироваться.(писать и ходить мы тоже не за один день научились, но если бы не старались, так и ползали бы. Так и этом случае. Новое умение нужно закрепить.). Удачи вам!