Проблемы с подростками
Добрый день! Старшая дочь, 17 лет, меня ни во что не ставит. Говорит, что я обязана за ней убирать, покупать ей модную одежду и что ей всё можно. В доме всегда порядок, но в её комнате могут гнить остатки еды, летят мухи. Встречается с парнем азербайджанцем, рисует ему образ спасителя от плохой мамы. Он пообещал ей, что она будет сидеть дома и не будет работать после женитьбы, таскает её по кальянным, откуда она выкладывает видео в соцсети, которые просматривают школьные работники. Она состояла на учёте после того, как не пришла домой ночевать. Сейчас я просто устала от конфликтов и сказала, что она может гулять сколько хочет, но чтобы она не мешала спать по ночам, но она всё равно приходит поздно и шумит. Настраивает младшую дочь против меня. Я сказала, что ей можно пользоваться ванной и кухней, если она будет за собой убирать, на что она рассказывает друзьям, в школе, младшей дочке, что я не разрешаю ей мыться и есть. С их отцом мы 11 лет разведены. "Помогали" воспитывать мои бабушка и дедушка. Дедушка с её раннего детства говорил ей, что маму можно не слушаться и ей можно всё. Переживаю, что на младшей дочери всё это очень плохо отразится. Хочется хороших отношений в семье. Хочется, чтобы девочки научились быть самостоятельными взрослыми личностями. Я даже не могу устроить свою личную жизнь. Встречаюсь с порядочным мужчиной. В переписке между дочками увидела, что старшая его материт, потому что он (по моей просьбе) забрал у младшей электронную сигарету. Старшая купила ей и постоянно вытаскивала её в магазин. Я заподозрила, что не просто так, прям на пороге вывернула карманы и нашла сигареты. Думаю, что, если оставить квартиру старшей и переехать с младшей замуж, старшая будет настраивать младшую, что ей с нами плохо. Как наладить отношения в семье? Возможно ли это?

Відповіді психологів
Добрый вечер. Расскажите, как давно у Вас сложности с дочками. Или только со старшей? Почему начались?
Как именно Вы хотели бы наладить отношения? Сепарация - это сложный процесс, когда ребенок накапливает злость и агрессию к родителям, чтобы отделиться от родительской семьи.
Добрый вечер!
Дело в том, что Ваша дочь находится сейчас в подростковом периоде и у нее меняется тело и психика. Этот период нужно пережить. Вы говорите, что развелись с отцом ребенка 11 лет назад и этот факт тоже мог повлиять на то, как она себя ведет. Обычно мужчина помогает почувствовать границы в семье и меру дозволенности, тогда дети чувствуют себя в большей безопасности. Вы также пишите, что дедушка обесценивал Вас как мать и это нужно было сразу пресекать и говорить с ним об этом. В таких случаях, Ваш дедушка мог бы в какой-то степени заметить отца в Вашей семье. Если Вам сложно справиться с ее поведением, то можно обратиться к психологу, который работает с подростками. Как Ваши дети пережили Ваш развод? Они общаются со своим отцом? Вы с ними говорили об этом?
Доповнення від автора питання ·
Добрый вечер! Сложности начались после переезда в город побольше, соседний. Подружилась она с девушкой, мусульманкой, которой родители не запрещают выпивать и кататься с мужчинами. Увидела, что там дарят дорогие подарки. С раннего детства она была немного эгоисткой, прятала конфеты от младшей, когда ей бабушка с дедушкой говорили, что делиться не надо. Я это исправляла. Младшей тоже говорили, но она не слушала их. В недостатке девочки не жили, просто хотела воспитать в них благородные качества. Потом она начала брать семейные деньги на выпивку. Я оплачивала ей курсы, умеет ламинировать ресницы. С её заработка я эти деньги забрала. Наладить отношения хочется, чтобы каждый член семьи был понят и услышан. Пока слышу только я. Дедушку было очень непросто пресечь. Старшая почувствовала, что можно обмануть и остаться "в белом пальто". Развод пережили тяжело, но я старалась говорить, что папа просто много работает. Он алкоголик. Жить с ним было опасно, пытался обижать даже дочек. Я долго добивалась, чтобы он общался с детьми хоть иногда. Школьный психолог сказала, что не надо было говорить, что папа хороший, потому что теперь я плохая, увезла их от хорошего папы. С отцом общаются неохотно. Несколько раз он обещал взять их в гости, но планы менялись у него. И звонит иногда пьяный. У него есть семья сейчас. Психологам она говорит, что всегда и во всём мне помогает, но мне это не нравится. Мне говорит, что я обязана за ней убирать. Я показала, что значит выполнять только свои обязанности. Начала давать только необходимое и объяснила, что в мои обязанности входит и обеспечение образованием, но она мешает мне эту обязанность выполнять. На какое-то время она начала нормально учиться. Потом опять скатилась до двоек за триместр. Потом, когда девочки подросли, я рассказала, почему развелись. Пока проблемы только со старшей, но, скорее всего, на младшей сильно отразится.
Дети очень чувствительны к обману и, поэтому лучше говорить им правду понятным языком. В какой-то степени воровством она может что-то компенсировать или протестовать против неправды или фальши. До 18 лет родители несут ответственность за воспитание детей. Важно с ней говорить о ее чувствах и о Ваших. Странно, что девушка мусульманка ведет такой открытый образ жизни, обычно все наоборот.
А чего Вы хотите от дочери? Она сейчас протестует, при этом как ни странно, подростку нужна поддержка. Возможно её она получить по какой-то причине не может.
Вы для себя выработали стратегию того, что готовы ей давать на ее требования, а что нет?
Доповнення від автора питання ·
Благодарю за ответ. В начальной школе произошла неприятная история. Одноклассница принесла конфеты и попросила не дружить с моей дочкой за них. Лучшая подруга её тоже отвернулась, но после того, как конфеты получила, вернулась к ней. Сказала, что притворилась. Потом с этой подругой украли деньги у моей бабушки. Я отругала, объяснила, что это очень плохо, а бабушка сказала, что ничего страшного (5000 рублей). Карманные деньги были всегда, но и отчитываться надо было. А брала без разрешения на выпивку, потому что на это деньги не давали. О чувствах в нашей семье говорится. Постоянно спрашиваю, беседую, потом стараюсь объяснить, поддержать.
Доповнення від автора питання ·
За помощью она обращается ко мне и получает её. Просит советы. Как ни странно, делится, я охотно слушаю её. Вроде, выработала.
Доповнення від автора питання ·
А как быть с младшей дочкой? Там, вроде, в лёгкой форме проходит сепарация. Хочет учиться в другом городе, большом. А старшая тянет её.
цитата:
За помощью она обращается ко мне и получает её. Просит советы. Как ни странно, делится, я охотно слушаю её.
цитата:
О чувствах в нашей семье говорится. Постоянно спрашиваю, беседую, потом стараюсь объяснить, поддержать.
Значит так, как будто Вы неплохо справляетесь.
цитата:
А как быть с младшей дочкой?
А что не так с младшей?
Я думаю, что Вы как мама выстраиваете границы и правила, а не Ваша дочь. Я думаю, что подруга, которая взяла конфеты не может быть подругой , это выглядит как предательство. Если у Вас есть возможность, то было бы хорошо обратиться индивидуально и разобраться со специалистом. Ваше состояние влияет на то, как ведут себя Ваши дочери
Доповнення від автора питання ·
Спасибо! Не справляюсь. Правила всегда отменялись дедушкой. Переехали подальше. Теперь я не могу установить правила и границы. Часто, когда уже совсем нет сил, криком и угрозами приходится. Хватает ненадолго.
Доповнення від автора питання ·
Расстраиваюсь. Иногда кричу. Беседую. Помогает, но со временем обнаруживаю, что проблема вернулась. Например, немытая неделями посуда в комнате.
Доповнення від автора питання ·
Я в отношениях, но не знаю, правильно ли, что чужой для них человек будет лезть к ним с воспитанием. Вроде, дружат. Если они что-то натворили, мой друг беседует с ними. Тогда, как и все, кто пытается воспитывать, он считается плохим.