Чувство стыда и неловкости при встрече
Общаюсь с парнем, встречались несколько раз, он показывал мне новый для меня город. Очень необычный человек и потрясающе мыслящий, добрый, отзывчивый, невероятно милый, но эмоционально закрытый и отстраненный, я не знаю ничего о его личной жизни, хотя и хотелось бы узнать) интересный мне человек, не только как друг. Но каждый раз при встрече я чувствую себя неловко и не знаю как завести разговор о более личных вещах, которые мне интересны. Страх какой-то, что могу быть навязчива и это чувство неловкости, возможно даже эмпатическое! Как его преодолеть?
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Здравствуйте, Алекс.
Вы испытываете неловкость только в общении с этим парнем, или в общении с большинством людей?
В каких ещё ситуациях в своей жизни Вы боялись показаться слишком навязчивой? Что страшного произойдёт, если спросите у парня больше о его жизни?
психолог онлайн
Здравствуйте, Алекс!
цитата:
Страх какой-то
Как давно у Вас такой страх и с чем Вы связываете его появление?
цитата:
Как его преодолеть?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно больше информации от Вас.
психолог онлайн
Доброе утро!
Ну, здесь больше вопрос к Вам, почему Вы испытываете это чувство неловкости. Испытываете ли Вы это чувство с другими ? Возможно, что Вы боитесь что-то услышать, что не ожидаете ?
психолог онлайн
Алекс, доброе утро! Вы
Так чувствуете себя впервые? Или ранее тоже так ощущали себя в отношениях? Как справлялись? О чем страх, чего боитесь, что самое страшное может случиться?
психолог онлайн
Здравствуйте, Алекс!
цитата:
Как его преодолеть?
На этот вопрос не так легко ответить, как кажется.
Необходимо, прежде всего, разобраться в природе Ваших стыда и неловкости. Как они появились? Под влиянием кого?
Стыд, на самом деле, чувство, отражающее непринятие СЕБЯ(!) Отсюда, запрет себе проявиться естественным образом, без страха на то, как отреагируют другие люди.
Хочу Вас спросить, почему решили, что, задав интересующие Вас вопросы или предложив молодому человеку рассказать больше о себе, покажетесь навязчивой?
Дополнение от автора
Испытываю неловкость каждый раз при знакомстве с новым человеком, а тем более мужчиной. Но это чувство достаточно быстро проходит. От другого человека зависит часто, если он открыт и сообщает мне вербально или невербально, что его стесняться нечего и он примет любое мое поведение без осуждения, то мне достаточно легко расслабиться. Но в этом случае, чувство не проходит. Боюсь быть навязчивой, потому что не вижу, не чувствую эмоционального отклика на мои слова симпатии и интереса. Если спрошу прямо то, что меня интересует, то это выдаст мой бОльший интерес к нему))) Понятно, боюсь я отказа, боюсь быть отвергнутой и ненужной. Поэтому жду подтверждения, что это не так и чувствую себя неловко, когда его не вижу в той форме в которой жду. Как справлялась раньше? Да наверное, смирялась с самым худшим вариантом событий (отказ, отвержение, разрыв отношений) и рисковала, сквозь страх говорила то, что думала.
психолог онлайн
Когда в детстве Вы чувствовали себя
Также? Чем страшно быть навязчивой?
психолог онлайн
Да, Вы пишите, что у Вас есть страх быть отвергнутой и такую как Вы есть могут не принять. Стыд это такое чувство, которое может формироваться ещё в нашем раннем детстве. Скажите, как часто Вам в детстве приходилось соответствовать чьим-то ожиданиям ? Какие отношения с отцом?
психолог онлайн
цитата:
Понятно, боюсь я отказа, боюсь быть отвергнутой и ненужной.
Вас уже отвергали раньше?
психолог онлайн
цитата:
От другого человека зависит часто, если он открыт и сообщает мне вербально или невербально, что его стесняться нечего и он примет любое мое поведение без осуждения, то мне достаточно легко расслабиться.
Иными словами, Вы в большей степени зависите от реакции других людей и в меньшей степени от самой себя?
Сознаете ли Вы, что такая позиция уязвимая. Она чревата перманентным эмоциональным напряжением через придание повышенной важности мнению других и умалению своего. Можно только себе представить, как трудно Вам общаться...
цитата:
Если спрошу прямо то, что меня интересует, то это выдаст мой бОльший интерес к нему)))
Вот с чего Вы решили, что это как-то Вас выдаст, тем более обозначит Ваш бОльший интерес?
Пусть даже бОльший в интересах Вашей безопасности, что здесь плохого.
А если и бОльший, то это скажет о Вашей зависимости, что потом может быть использовано против Вас?
цитата:
Понятно, боюсь я отказа, боюсь быть отвергнутой и ненужной.
Знаете ли Вы. что одни люди могут просто не подходить другим? И в этом феномене нет и намека на отвержение и ненужность. Не все люди всем подходят(!)
цитата:
Да наверное, смирялась с самым худшим вариантом событий (отказ, отвержение, разрыв отношений) и рисковала, сквозь страх говорила то, что думала.
Свободный внутри человек обычно и говорит то, что думает. Несвободный всегда с оглядкой на других.
психолог онлайн
цитата:
сквозь страх
Получается, Вы научились справляться со страхом?
Что тогда мешает поступать аналогично и дальше?
Дополнение от автора
цитата:
Когда в детстве Вы чувствовали себя
Также?
С раннего детства я часто испытывала такие же чувства. Если вспоминать конкретные ситуации, то самые ранние, которые я могу вспомнить, это общение с родственниками, которые гостили не часто, первый класс и общение с одноклассниками. Но тогда это не было страхом быть навязчивой, скорее наоборот, стыд, страх выражать свое мнение, будто окружающие были навязчивы и настаивали на общении, будто они меня осудят или осуждали, если я вела себя естественно. Пытаюсь описать подобные ощущения возникавшие в возрасте от 4-6 лет.
цитата:
Чем страшно быть навязчивой?
Страшно ощутить себя неважной и ненужной, мешающей, надоедливой, ничего незначимой, пустым местом.
цитата:
Скажите, как часто Вам в детстве приходилось соответствовать чьим-то ожиданиям ? Какие отношения с отцом?
По поводу ожиданий - сложно однозначно ответить. Если они и были в семейном кругу, то не прямо выраженными или я просто не помню. Отношения с отцом сложные, на данный момент я с ним не общаюсь около 3х лет, потому что он мне отвратителен и я злилась на него сильно за то как он обращался со мной в детстве. Хотя в детстве я его любила, его мнение было ценным для меня, я его всегда старалась понять. Где-то в подростковом возрасте я начала его осуждать, но все так же старалась понять и часто спорила с ним по поводу его взаимоотношений с мамой и все таки любила. Потом я перестала с ним спорить и смирилась с тем, что он "неисправим" и просто хотела с ним дружить. Но потом я стала осознавать сколько вреда он принес мне своим воспитанием, весьма насильственном, построенном на убеждении "если ты меня не боишься, то не уважаешь" и тп. от этого появилось много злости на него и отвращения. Сейчас, спустя 3 года нашего не общения, я уже не так злюсь и возможно, смогла бы ответить на его звонок, но мне не очень хочется выслушивать его резоны и претензии по поводу моего игнора и тп. Сейчас мои чувства к нему неоднозначны, мне не безразлично как он и как его состояние, мне грустно, от того, что мне думается, что мы никогда не сможем больше быть в теплых отношениях, но не настолько, что бы что-то предпринять или хотя бы позвонить.
цитата:
Вас уже отвергали раньше?
Меня отвергали и не один раз. В дружественных отношениях это меня не особо задевало, будто я и так знала, что найдутся люди с которыми можно дружить, да и никогда будто особо в этом не нуждалась, чаще во мне нуждались. А вот в любовных... С 15-16 лет, когда я впервые осознанно почувствовала любовную привязанность, я часто чувствовала себя ничтожно и ужасно, когда меня отвергали. Просто не хотели со мной общаться - игнорировали или говорили, что я недостаточно хороша, или изменяли мне, или просто критиковали проявления моих чувств. И вот с 15 и до 21 года я часто ввязывалась в такие отношения, в которых я чувствовала себя ненужной, униженной и ничтожной. В 23 был опыт более здравых отношений, построенных на взаимном интересе и увлеченности друг другом, но эти отношения в итоге закончились тем, что меня "бросили".
цитата:
Да, в такой позиции я чувствую себя очень уязвимой, поэтому последние несколько лет не вступаю в близкие отношения, что бы мнение другого человека не заимело для меня повышенной важности. Но эта ситуация меня перестала устраивать и от начала делать попытки сближения и искренности, которые представляют меня в таком уязвленном виде.
цитата:
Просто сравнивая механически сколько вопросов я задаю, а сколько он. Если скажет, то ему это может не понравится и он прекратит общение, а я снова буду чувствовать себя брошенной, ненужной, неинтересной.
цитата:
Получается, Вы научились справляться со страхом?
Что тогда мешает поступать аналогично и дальше?
Каждый раз в таких ситуациях, я трачу много сил и каждый раз, что бы на это решиться, мне приходится долго переживать и думать о ситуации. И это выматывает, а иногда кажется, что того не стоит и я так поступаю не с каждым проявлением страха, а только если оно очень сильное и преодоление его обещает каких-то значительных для меня последствий.
психолог онлайн
цитата:
я трачу много сил и каждый раз, что бы на это решиться, мне приходится долго переживать и думать о ситуации. И это выматывает
Вы рассматриваете вариант работы с психологом для решения этой проблемы?
Или хотите справиться самостоятельно?
психолог онлайн
цитата:
в такой позиции я чувствую себя очень уязвимой, поэтому последние несколько лет не вступаю в близкие отношения, что бы мнение другого человека не заимело для меня повышенной важности.
Получается, избегая одного, теряете многое - искренность, доверие, теплоту отношений...
цитата:
Но эта ситуация меня перестала устраивать и от начала делать попытки сближения и искренности, которые представляют меня в таком уязвленном виде.
И не могло быть, имхо, иначе, поскольку не реализуются самые важные потребности взрослого человека.
цитата:
Сознаете ли Вы, что именно толкает Вас задавать больше вопросов и соотносить с его интересом к Вам? По-моему, это как раз бессознательное желание выйти на линию страха - ненужности, отверженности - как ставшее уже давно привычным переживание.
Постарайтесь не фантазировать, а считывать реальные проявление мужчины. И реагировать, соответственно, ситуации - если нужно уточнять, просить пояснить и т.д. В этом нет ничего зазорного. И, главное, важно, чтобы Вы ориентировались на свои ощущения в теле, свои сознательные вывода, то есть на РЕАЛЬНОСТЬ, а ФАНТАЗИИ, подпитываемые встроенным страхом.
психолог онлайн
цитата:
я злилась на него сильно за то как он обращался со мной в детстве. Хотя в детстве я его любила, его мнение было ценным для меня, я его всегда старалась понять. Где-то в подростковом возрасте я начала его осуждать, но все так же старалась понять и часто спорила с ним по поводу его взаимоотношений с мамой и все таки любила. Потом я перестала с ним спорить и смирилась с тем, что он "неисправим" и просто хотела с ним дружить. Но потом я стала осознавать сколько вреда он принес мне своим воспитанием, весьма насильственном, построенном на убеждении "если ты меня не боишься, то не уважаешь" и тп. от этого появилось много злости на него и отвращения.
Скажите, а как Ваш отец обращался с матерью? Вам было стыдно от того, как он с Вами обращался? За что Вы злитесь на него?
психолог онлайн
Как Вы можете более здоровым способ удовлетворить потребность в принятии?
психолог онлайн
цитата:
невероятно милый, но эмоционально закрытый и отстраненный, я не знаю ничего о его личной жизни, хотя и хотелось бы узнать) интересный мне человек, не только как друг. Но каждый раз при встрече я чувствую себя неловко и не знаю как завести разговор о более личных вещах, которые мне интересны. Страх какой-то, что могу быть навязчива и это чувство неловкости, возможно даже эмпатическое!
Скажите, а Вы можете испытывать подобные чувства с молодым человеком, как с отцом? Вы ищите близости, но испытываете чувство стыда при это
Дополнение от автора
цитата:
Или хотите справиться самостоятельно?
Я обращалась несколько раз к психологам, но эти встречи были менее эффективны, чем мои попытки разобраться самой. Возможно, я не сумела выбрать подходящего мне психолога или этих встреч было мало. Но сейчас у меня нет возможности возобновить поиск, поэтому пробую разобраться сама.
цитата:
Сознаете ли Вы, что именно толкает Вас задавать больше вопросов и соотносить с его интересом к Вам?
Вот сейчас подумала и кажется сложно было признаться себе в этом. Я очень хочу удовлетворить свои потребности в любви, нежности, близости, что бы меня понимали и принимали. И не знаю как просить об этом и стоит ли просить? Боюсь, что мой интерес к этому человеку построен как раз на желании удовлетворить это все. Могу ли я на это претендовать? Естественно это или эгоистично и потребительски? Вот эти вопросы смущают меня и вызывают страх быть навязчивой.
цитата:
Моя мама в отношениях с отцом не могла выстроить личные границы и много чего ему позволяла и прощала, но все таки хранила на него много обид. И рассказывала это все мне, что и вызывало во мне негодование. То как он со мной обращался воспринималось мной до подросткового возраста как само собой разумеющееся. И осознание, что это ненормально пришло уже в более взрослом возрасте. Было много всякого с его стороны. Начиная с побоев, за то что я не соглашалась с его мнением и настаивала на своем и заканчивая тем, что он сомневался, что со мной кому-то может быть хорошо. У меня дрожали руки, когда я пошла в первый класс. Еще помню один эпизод очень стыдный для меня, который произошел в дошкольном возрасте (он очень разозлился на то, что мы с сестрой поссорились, и я смирилась с тем, что он будет меня бить, увидев это он обрадовался и "помиловал", а мне было очень сильно стыдно, за то что я как будто сломалась, ведь в других подобных случаях, я сопротивлялась как могла). Я очень злилась на него за то, что он смел так меня унижать. Я злилась от осознания того, как много страхов мне мешает сегодня жить из-за его поведения со мной.
цитата:
Сложный вопрос. Я провожу параллель с моими взаимоотношениями с мужчинами и отношением к отцу (пример, не случайно ведь, наверное, я не общаюсь с отцом 3 года и у меня нет близких отношений ни с кем как раз 3 года). Возможно пред отцом мне так же стыдно, может именно это чувство мешает мне позвонить ему или возобновить общение. Или я не совсем поняла вопрос.
цитата:
Я не знаю как это сделать в любовных отношениях, но возможно стоит начать с дружественных отношений, в этой стезе мне намного будет проще. Но я не могу отказаться от желания строить именно любовные отношения с этим человеком. А в этом случае, если рассуждать как мне кажется более здраво, то просто стоит честно рассказать о своих чувствах и потребностях, это все прояснит, даст мне ясность как поступать дальше (радоваться началу новых отношений или искать другого человека для этого). Но это как-то уж очень прямо.
психолог онлайн
Ваши отношения с отцом могут влиять на то, как Вы строите отношения с мужчинами
психолог онлайн
цитата:
Я очень хочу удовлетворить свои потребности в любви, нежности, близости, что бы меня понимали и принимали
Ваше желание понятно.
А что Вы можете для этого сделать?
Кроме того, чтобы прямо просить об этом, что является не самым лучшим вариантом.
психолог онлайн
цитата:
Я очень хочу удовлетворить свои потребности в любви, нежности, близости, что бы меня понимали и принимали.
Мне кажется, этого хотят все психологически здоровые люди. Другое дело, каким образом они пытаются это получить.
цитата:
И не знаю как просить об этом и стоит ли просить?
Не спеша ответьте - не находите ли Вы странным ТАКУЮ постановку вопроса? Как можно ПРОСИТЬ, чтобы Вас любили, уделяли внимание?..
Подобные проявления либо есть, либо их нет. Иногда не сразу и не с первого взгляда, а по мере развития отношений, в которых люди проявляются и лучше узнают друг друга. Знаки расположенности и симпатии с другой стороны считываются и трактуются правильно и разумом и сердцем одновременно. Поодиночке будет много искажений.
В Вашем "просить" любви угадывается заученный в ранние годы жизни способ убежать от страха отверженности и одиночества. В этом аспекте есть поле для проработки сложностей построения контакта с другими. Определенно, обратившись к психологу индивидуально, Вы сможете освободиться от негативного влияния прошлого.