испортились отношения с сыном
Добрый день.
Возможно есть какое то решение даже когда ребенок вырос.
Семейная жизнь не была счастливой, с самого начала были ссоры с ж. Однако, с ребенком отношения были хорошими, я чувствовал его любовь и старался давать сыну лучшее, что мог и умел. Когда сыну было 13, я ушел из семьи, потому, что скандалы стали слишком заметны. И, хотя , я не рвал отношений с ним(мать позволяла приходить ему ко мне)чувство любви между нами стало пропадать. К 17 годам произошел наш первый конфликт, когда он ушел. Это давно в прошлом, но “осадочек остался”. Сын стал ходить все реже - раз в неделю/месяц. Я заметил, что он избегает общих тем и интересов которые были раньше общими. Вроде бы и помогал, но как то “для галочки”. Перестал делиться новостями, перестал смеяться общим шуткам. Я знал, что его мать создает мой негативный образ, исходя из своих обид. Сын взрослел, неплохо закончил институт. Я рассчитывал, что он поумнеет войдет в мое положение, поймет мой уход из семьи, сам столкнквшись с отношениям которые не всегда простые.
Война свела нас в одной комнате, под обстрелами... Я думал, испытания вновь сплотят нас, помогут ему забыть обиды и юношескую гордыню, понять что близкие люди - главное в жизни. Поначалу вроде все было по человечески. Но через 3 недели, он стал срывать зло на мелочах, обвинять меня и бабушку, в своих обидах, войне, плохой жизни и обьявил бойкот. Я тоже обиделся, но потом попытался наладить отношения - уступит сыну. Его это лишь ”раззадорило” он перестал помогать старухе-бабушке, стал откровенно глумится и вредить нам. Я был ужасе, просто не представлял, что на 3 десятке лет, сын и внук способен на такое. Тяжело было это осознать. Конфликты пошли у него и с его матерью и другой родней, но не такие глубокие. Только на войну это не спишешь. Мы разъехались перестали общаться совсем.
Но он мой сын, я все равно его люблю, привык желать ему лучшего и ждать добра от него.
Можно ли исправить такие отношения?
Вопрос от: ; Возраст: 50

психолог онлайн
Здравствуйте.
А каких отношений с сыном Вы хотите? Как Вы строили с ним общение, когда жили в одной комнате? Из-за чего развелись с женой?
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте, Alex!
цитата:
Можно ли исправить такие отношения?
Ответ - можно, но не сразу. Вначале предстоит разобраться в ряде важных моментов, открыть их для себя, что ли.
Какие это моменты?
Например, вот этот -
цитата:
привык желать ему лучшего и ждать добра от него.
Что значит "ждать добра от него"? Какой смысл Вы сюда вкладываете?
Второй момент -
цитата:
Я знал, что его мать создает мой негативный образ, исходя из своих обид.
Откуда Вы РЕАЛЬНО знали, что жена отзывается о Вас в негативном ключе?
цитата:
Я тоже обиделся, но потом попытался наладить отношения - уступит сыну.
Вы имели в виду "уступить сыну." Так? Вопрос - для чего? Какой результат хотели получить ценой уступок?
цитата:
Я был в ужасе, просто не представлял, что на 3 десятке лет, сын и внук способен на такое.
Сын оказался способен. Похоже, что его психика пока еще не в состоянии выдерживать напряжение извне. В дефиците те качества, благодаря которым взрослая личность способна объективно воспринимать реальность и адекватно действовать. В этом аспекте ТЕ Ваши уступки, как думаете, помогли ему научиться по-взрослому смотреть на мир и на себя в этом мире, особенно в период испытаний, коими является война?
А в других случаях?
цитата:
Но он мой сын, я все равно его люблю
Попробуйте без "НО." Он мой сын и я его люблю.
Стоит подумать о том, чем любовь может быть наполнена, в какие Ваши поступки может быть воплощена? Предполагает ли любовь родителя принятие метаний и поисков себя любимым ребенком? Насколько здоровой, устойчивой и деятельной может быть позиция отца в отношениях со взрослым сыном?
психолог онлайн
Изменить отношения возможно всегда, когда есть желание двух сторон.
Скажите, вы хоть раз обсуждали с сыном ваш уход из семьи, ваши отношения с ним и вообще, что вы чувствуете и о чем переживаете? Знаете ли вы про его переживания?
Дополнение от автора
Добрый вечер Мария Валериевна. Я иногда забывю, что у меня с сыном вражда, хочется поделиться с ним радостью и проблемами... Но, вспоминаю, что ему безразлично. У нас были хор. отношения в детстве- все было НОРМАЛЬНО. Я боюсь, что у сына какой то серьезный комлекс.
Жена - сложный импульсивный характер, развелись из за ее экспансивности, неспособности к компромиссам. Мне он не прощала ничего, сыну - все. Он ее за это и любит. А я роль родителя видел иначе.
психолог онлайн
Как именно вы видели роль родителя?
Если в детстве сына все было хорошо в ваших отношениях, то с какого момента и что пошло не так?
В отношениях пары всегда вклад делают оба партнера. Не бывает такого, что один плохой, а второй хороший (случаи с насилием, зависимостями не берем в расчет)
Дополнение от автора
Добрый вечер Валентина Михайловна.
В том то и дело, что у сына нет желания не только налаживать отношения- вообще общатся... Он не разговаривал с нами 1.5 месяца, полмесяца с тещей. Мне это казалось крайне странным!Мы с ним не обсуждали развал семьи, вначале мал был, потом уже подоос я ждал, что начнет встречаться с девушками - сам многое поймет... Он не начал и не понял. Один раз начался спор в котором я заметил его злобу на ”мужчин которые бросают жен”... Но это не в том тоне был спор, где рождается истинна- незадолго до ссоры.
психолог онлайн
Оксана Юрьевна Селезнева
Владимир Анатольевич Тарасенко
Павел Леонидович Басанский
Основная ошибка многих людей - не говорить об отношениях, не делиться переживаниями, а ожидать, что другой поймет. А почему сын должен был понять вас? И главное, ЧТО он должен понять? Откуда у него должно возникнуть понимание?
Возможно стОит поговорить с ним откровенно? Рассказать о том, что произошло и почему, что вы чувствуете.
Спросить о том, как он пережил развод и как ему жилось.
Возможно стоит попросить прощение за то, что так сложилось и озвучить, как вы его любите и как вам важны ваши отношения. Что вы понимаете, что слишком долго была пропасть и нужно время. И вы готовы слушать сына, делиться с ним своими переживаниями и тп
Да, может (и скорее всего) реакция будет не та, что вы хотите, он не бросится вам на шею и не скажет, как он вас любит и готов дружить и всем делиться. Но может начнется тот самый процесс понимания (хоть немного) вас. Возможно отношения начнут хоть немного теплеть. Или хоть появится немного с его стороны терпения и попыток как-то наладить отношения.
Дополнение от автора
Согласен. Я не идеальный отец. Я об этом всегда помню. Были ошибки. Но ведь было много хорошего. Как он забыл это?Я этого не понимаю.
Лет в 12 сын стал понимать, что в семье “не ладно” слышал скандалы...Я поэтому и ушел, чтоб он не видел такого. Он мучался, я видел, потом принял строну матери. Ко мне стал все холоднее
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
В ваших словах чувствуется много претензий к сыну и ожиданий, что он вас поймет, оценит.
Но в этом мало искреннего интереса к нему и его переживаниям.
Если вы хотите обсудить свою обиду по поводу того, что сын не понял вас и не помнит хорошего, то лучше с этим к психотерапевту. А когда уже улягутся ваши переживания по этому поводу, то тогда и сыном будет легче общаться. Потому что пока сквозят в ваших словах претензии, сын будет агрессивно на них реагировать.
Дополнение от автора
Я наверно готов был попытаться объяснить, свой поступок (хотя это сложный мировоззренческий разговор)но он сам не стремился к таким выяснениям. Отдалялся все время. Я не оч.верю, что мужчина не попробовавший отношений, первых расставаний. сможет понять...
Дополнение от автора
после 17летия я считал, что нужно строить дружеские отношения, с расчетом на его движение навстречу, на основе общих мужских интересов. Он стал уходить от этих попыток, даже бросать свои (наши общие хобби)
Он слишком близок с матерью, из за этого ни он, ни она не строят личную жизнь. А я стал удобным воплощением “абсолютного зла”
психолог онлайн
Оксана Юрьевна Селезнева
Павел Леонидович Басанский
Вы многого ожидали от сына не по возрасту - он должен понять, он должен хотеть поговорить. Не должен был. Он был ребенком, подростком и это ваша задача была объяснить, рассказать, инициировать разговор. А сейчас потребность наладить отношения именно у вас. Поэтому вам и делать первый шаг сейчас, без претензий и того, что "он вряд ли поймет".
Чувствуется много обиды на сына и на жену. Эти обиды хорошо бы разобрать, прожить и отпустить. Иначе они так и будут сквозить в ваших отношениях с сыном. Да и в целом, портить жизнь
Дополнение от автора
Спасибо, Владимир Анатольевич, за развернутый ответ. Я долго думал над ним. Понимаете, я исхожу из того, что 27летний сын- уже взрослый человек. Как мне кажеться, у него должны быть элементарные представления о НОРМАЛЬНЫХ ДРУЖЕСКИХ отношениях, возможно я таких и хочу... Отношениях построенных на принципе встречного движения, где я готов на большее движение навстречу его интересам, а от него жду внимания и лояльности к моим усилиям.
Обычно это работает, он не идет на встречу... А теперь вообще стараеться действовать - на зло!Когда, я столкнулся с этим, посреди войны, обстрелов и смерти, от родного чеоловека...- Да, я был в шоке. Я бы точно, решил, что война повредила психику если бы, первые проявления безразличия, презрения не заметил в сыне, задолго до войны.
И да, быв. жена - настырный эмоциональный человек, как многие женщины- настраивала сына против меня, стремилась к полному контролю. И добилась этого над сыном, надо мной - нет. С годами, отношения с бывшей успокоились, но сын... Похоже, что он мстит мне.
психолог онлайн
Откуда у вас сейчас возьмутся нормальные дружеские отношения сыном, если годами было отдаление, отсутствие разговоров о том, что и почему произошло в вашей семье?
Одно дело, когда встретились два человека равно заинтересованные в отношениях и строят их, и другое дело проблемы в отношениях отца и сына, длящиеся годами. Не будет вдруг ни с того ни с сего дружеских отношений, их нужно строить. И поскольку надо сейчас это больше вам, то вы и инициативу проявляете
психолог онлайн
цитата:
у него должны быть элементарные представления о НОРМАЛЬНЫХ ДРУЖЕСКИХ отношениях, возможно я таких и хочу...
Возможно представление о дружеских отношениях у Вашего сына и есть.
Но только не по отношению к Вам.
Потому что Ваша бывшая жена настраивала сына против Вас и похоже, добилась своего.
цитата:
Можно ли исправить такие отношения
Можно.
С помощью Вашей индивидуальной работы с психологом.
Так как Вам придется менять свое отношение и поведение, если Вы хотите дружить с сыном.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Понимаете, я исхожу из того, что 27летний сын- уже взрослый человек. Как мне кажеться, у него должны быть элементарные представления о НОРМАЛЬНЫХ ДРУЖЕСКИХ отношениях, возможно я таких и хочу...
Посыл, имхо, в корне неверный. Сын по паспорту взрослый, психологически, очевидно, еще нет. Его опыт отношения с отцом - целиком на Вашей ответственности - говорю это прямо и, возможно, тем раню Ваше самолюбие. Но по-другому нельзя, нельзя ходить вокруг да около из соображений ложной вежливости и не называть вещи своими именами.
цитата:
Отношениях построенных на принципе встречного движения, где я готов на большее движение навстречу его интересам, а от него жду внимания и лояльности к моим усилиям.
Могу предположить, что у него в душе скопилось много обид на Вас - детских, подростковых, возникших часто не буквально по Вашей вине, а по причине Вашего отсутствия в его жизни, когда он остро в этом нуждался(!) К сожалению, такие моменты неизбежны в судьбе детей, чьи родители расстались. Последствия будут всегда, а вот какими они будут - во многом зависит от мудрости родителей, их умения воплотить свою любовь в подлинный интерес, заботу, искренний диалог, и поддержку ребенка.
Поэтому априори не стоит ждать от сына буквального соответствия Вашим представлениям и схемам, как ДОЛЖНО быть правильно академически. Ситуация изменится и лед тронется, если Вы его тронете. Что это значит? Когда пересмотрите свои установки и выйдете за барьеры своих обид на сына. Когда по-мужски сдержанно и с отцовским терпением проявите подлинный интерес к тому, что переживает сейчас сын. Когда пойдете в диалог с любящим сердцем, будучи готовым простить его заносы и вывихи, веря в его способность вырастать из детских обид и принимать реальность во всех ее проявлениях, включая те, что причиняют боль.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте, Alex!
Несколько моментов.
Первый.
цитата:
быв. жена - настырный эмоциональный человек, как многие женщины- настраивала сына против меня, стремилась к полному контролю. И добилась этого над сыном, надо мной - нет. С годами, отношения с бывшей успокоились, но сын... Похоже, что он мстит мне.
Может и настраивала, но суть в другом: в сыне 50% ОТ МАМЫ, т.е. от Вашей жены, и это естественно. Ненавидя или обижаясь на жену - Вы невольно, бессознательно, САМИ настраиваете сына против себя, потому что он НЕ может не чувствовать отвержения Вами части себя, связанной с мамой.
Потому, здесь дело напрямую в Вас, а не во враждебных происках (жены и сына - "на зло"). Может это и война так повлияла - с политикой "на поиск врагов", но думаю, что это и Ваша собственная установка.
Второй момент.
Ваши нереалистичные ожидания, приводящие в результате к Вашим же сильнейшим обидам на сына -
цитата:
стараеться действовать - на зло!Когда, я столкнулся с этим, посреди войны, обстрелов и смерти, от родного чеоловека...- Да, я был в шоке. Я бы точно, решил, что война повредила психику если бы, первые проявления безразличия, презрения не заметил в сыне, задолго до войны.
Это были Ваши иллюзорные представления и в том, что они не подтвердились, не виноваты ни сын, ни бывшая жена. Ответственность за это лишь на Вас. Впредь не идеализируйте и не очаровывайтесь, чтобы затем не разочаровываться и не обижаться. Хороший урок.
Третий момент.
цитата:
Вам свойственно оправдывать себя - собственное бездействие например, и обвинять других в их "просчетах": "он сам не стремился", "отдалялся", "не сможет понять" - т.е. делаем виноватым в собственном бездействии сына. Но это ничто иное, как манипулирование, к которому Вы способны не менее чем сын или жена. Так что нет здесь, в этой ситуации, "праведных" никого. Есть одни лишь "грешные". И в зависимости от того как они договорятся между собой и можно будет решить проблему. Разумеется при желании всех сторон это сделать.
Если же хотеть будете только Вы, то и это неплохо - работайте над собой, чтобы удалить из души те крючки обиды и паранойи, которые там еще имеются. Меняйте себя, а там, возможно и шанс появится и у остальных участников. По крайней мере, Вы сами сделаете все возможное для этого. Пока еще не сделали.
Дополнение от автора
Спасибо Леонид Павлович. Да Вы правы кое в чем, определенно. И я не идеален, я знаю были ошибки и не мало. Я их и раньше пытался исправлять и сейчас- как видите. Но кое с чем я не согласен. Все же есть некий рубеж поступков который нельзя переходить нормальным людям, тем более родственникам. Сын эту грань переступил, бросил в сложном положении не только меня но и свою бабушку, с которой не было конфликтов. Мы могли даже погибнуть от его безразличия и противодействия.
Что, интересно, помогала нам моя бывшая ж, которая с возрастом, похоже, поняла многие свои ошибки. Неужели ожидать от сына, в сложной ситуации элементарной помощи, при этом оказывая ее и ему же, это завышенные требования? Вот не думаю.
За неделю до войны сын был у нас кушал, отдыхал, я давал ему небольшие проф. уроки - то, что умею. Это не была вечная ненависть!Старались жить дружно, культурно, взаимно... Просто ,я чувствовал, что у него есть обиды.
психолог онлайн
Скажите, какой помощи от психологов вы ожидаете после всего, что вам написали?
психолог онлайн
цитата:
Спасибо Леонид Павлович
Только Павел Леонидович, пожалуйста.
цитата:
Все же есть некий рубеж поступков который нельзя переходить нормальным людям, тем более родственникам. Сын эту грань переступил, бросил в сложном положении не только меня но и свою бабушку, с которой не было конфликтов. Мы могли даже погибнуть от его безразличия и противодействия.
Да, это безусловно горестно осознавать, Alex, но значит он был способен эту грань переступить, раз переступил. Ваши же ожидания и представления о нем были ложными, более идеалистичными - из-за чего и появились боль и обида. А сможете Вы простить его предательство (Ведь это именно оно? Бросить близких в трудную и опасную минуту) или нет - зависит только от Вас.
Если измерять Вас такими же идеальными лекалами, то Вы просто обязаны простить своего сына, причем сразу и полностью - в соответствии с притчей о блудном сыне из Библии. Ведь по образу и подобию Божьему мы созданы.
А Вы этого пока не сделали. Так какие вопросы могут быть к сыну?!
цитата:
Просто ,я чувствовал, что у него есть обиды.
И остаются пока. Возможно Ваш пример прощения его серьезного проступка поможет сыну простить Вас?
Дополнение от автора
Да, прошу прощения Павел Леонидович, на сайте не так то просто отвечать и разобраться, немного запутался.
О прощении, Вы конечно в самый корень, зрите... Но важно ведь, чтоб сыну было нужно это самое прощение. Похоже, ему все равно, либо даже была прямая цель - отомстить. Т.е. похоже, он видит ситуацию справедливой, а людей оказавшихся в более сложном, чем он положении (мы)бесполезными. Мне кажеться, мои шаги навстречу в такой ситуации уже как то жалко выглядят и бесполезно.
Дополнение от автора
Валентина Михайловна.
Если бы я ожидал, быстрого совета- как поступить завтра, это было бы наивно. Ситуация запущенная, я это вижу, жду мнений и советов от людей которые чаще сталкиваються с такими проблемами, видели их в динамике... Бывают ли вообще прицеденты примерения подобных застарелых конфликтов? Как то так
Дополнение от автора
Многие удивились, ”почему я жду понимания“ от сына? Ну, во первых, я опираюсь на свой жизненный опыт, отношений со своим отцом- далеко не безоблачные, НО абсолютно другие, реально БЛИЗКИЕ. Во вторых, сын в целом, образованный чел.без вр. привычек. На 3 десятке лет, по возрасту уже должен понимать, что глупо искать причину всех бед в отце, который многому его учил, старался радовать его проводить с ним досуг, дарить различные подарки, по мере возм. Причем, вплоть до последних лет. После 25 лет пора понять, что не все, что хочеться могут реализовать родители, в том, числе и сохранить семью, к сожалению... Я подозреваю, что у сына какие то серьезные псих. ”комплексы” проблемы личности. Иных объяснений такому жестокому поведению, я не вижу.
психолог онлайн
Вы ищите гарантий и поддержки, что сын не прав. Гарантий никто не даст. Даже если есть сотня примеров с определенным результатом, никто не знает, как будет у вас.
А по поводу того, что сын не прав и что-то должен понимать, то что вам это даёт? Да, в 30 лет он должен быть сепарировании вас. Но если этого нет, то это уже его путь и его задачи. Вам сейчас это мало поможет. Скорее оттолкнёт, потому что явно прослеживается ваше желание переложить ответственность на него ,,да, конечно, я виноват был, но сын должен понять, большой уже,,
Дополнение от автора
Спасибо, Ваше мнение Валентина.
Я не ждал, мгновенного решения. Как вариант на сегодня- раз, мы не нужны сыну и внуку- значит, так и будет, это и его решение, а он взрослый. Но, я конечно хотел бы совсем другого - нормальных отношений. Просто по тому, что, я всегда стремился строить с сыном именно НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. С чего же они должны быть плохими вообще?Но ошибки были- да. Как у всех.
Еще, мне непонятно, почему Вы убеженно считаете меня виновником развала семьи, разрыва с сыном... Да, я сам считаю, что виноват, но лишь в том, что не смог, создать счастья для ребенка, вижу это своим долгом... Однако, объективно, семья не сложилась, скорее вопреки моим стараниям, усилиями б. жены и тещи. Это не первая убитая семья на их счету, а у меня брак был 1 и единственный. Именно, потому, что я считаю, что отец должен пытаться искать лучшие решения для своих детей всегда, я и пытаюсь наладить отношегия с сыном. Думаю, это было бы лучше и ему. А вовсе, не потому, что “заинтересован только я” как Вы заметили. Я считаю, что сын жестоко ошибаеться, так относясь к родным, с неродными будет куда сложнее общаться! Пытаюсь его уберечь от фатальных ошибок, это вовсе не обида, что у ”меня забрали игрушку и мне скучно” как это видят женщины иной раз.
психолог онлайн
Никто не убеждает и не считает, что вы виноваты в развале семьи. В отношениях всегда оба партнера участвуют, соответственно, оба делают вклад в то, что отношения разваливаются.
Но за отношения с ребенком всегда родитель ответственен, как взрослый человек.
цитата:
Я считаю, что сын жестоко ошибаеться, так относясь к родным, с неродными будет куда сложнее общаться!
Это стереотип, который навязывается детям, когда отношения не ладятся. И попытка вызвать чувство страха, вины и долга.
С неродными людьми порой отношения бывают лучше, чем с членами своей семьи.
цитата:
Пытаюсь его уберечь от фатальных ошибок, это вовсе не обида, что у ”меня забрали игрушку и мне скучно” как это видят женщины иной раз.
От каких ошибок вы пытаетесь уберечь сына?
У ваших словах как раз очень много обиды и сквозит - и на сына, и на бывшую жену. И эта обида мешает вам сблизиться с сыном.
Кстати, при чем тут как иной раз видят женщины? Вам уже кто-то из женщин говорил, что вы ведете себя как обиженный ребенок?
психолог онлайн
цитата:
Но важно ведь, чтоб сыну было нужно это самое прощение. Похоже, ему все равно, либо даже была прямая цель - отомстить.
Вы хотите, чтобы он попросил Вас простить его? Да, безусловно, по моральным критериям это было бы правильным, но что если он не хочет осознавать свою вину? И не важно по каким причинам, не хочет и все! Что ж, не прощать его совсем? Да, имеете на это право, безусловно. Но с чувством обиды так тяжело жить... Тогда может простить его внутри себя? Для самого себя, чтобы облегчить свои переживания.
цитата:
Похоже, ему все равно, либо даже была прямая цель - отомстить. Т.е. похоже, он видит ситуацию справедливой, а людей оказавшихся в более сложном, чем он положении (мы)бесполезными.
цитата:
Я подозреваю, что у сына какие то серьезные псих. ”комплексы” проблемы личности. Иных объяснений такому жестокому поведению, я не вижу.
Вполне может быть и такое. Даже психопатия вполне возможна. Но тогда подобное должно было проявляться и ранее. Проявлялось?
Те же жестокость, мстительность, цинизм, поиск выгоды и др.?
И если да, то возможно Вам просто не хотелось всего этого замечать?
Дополнение от автора
Валентина, а разве обиженным может быть только ребенок, взрослого обидеть невозможно с вашей точки зрения?
Возможно в иных семьях бывют отношения хуже, чем у посторонних людей, всяко бывает... Но объективно, наше отношение к сыну/внуку, было достаточно внимательным и заботливым. И одной из глубоких мировоззренческих ошибок сына, от которых я хотел бы уберечь его, явл. то, что он привыкший к среде попустительства и гиперопеки, будет вести себя с постороними как с родней - доверять, ждать поблажек, помыкать и т. п. Только чужие ЭТОГО ТЕРПЕТЬ НЕ СТАНУТ, и сын нарвется на неприятности. Так уже уже случалось, когда он рассчитывал, что знакомые и дальняя родня будут мириться с его фокусами. А ведь главные жизненные ”экзамены” у него впереди!
С сыном мне мешает сблизиться его озлобленность и нежелание сближаться... Моя обида есть, но уже, то, что я пишу сюда -, свидетельство желания найти примирение. Моего желания мало.
Дополнение от автора
Павел Леонидович.
Когда сын “показал себя” в трудный момент, я в ужасе и подумал что он просто “не в себе”. И про психопатию даже читал тогда. Но, я не врач, понимаю, что в таких серьезных диагнозах не могу разбираться, это вопрос специалистов. Сын не был жесток всегда, проявлял и заботу иной раз, но вот как то не от души, а как бы из вежливости... А вот странности действительно проявлялись задолго до войны - он тяготел к жестким фильмам Квентина Тарантино, к эстетике разрушения, ч/б фото, всяких развалин. Я уже не помню когда он смеялся добрым смехом, может лет в 15 последний раз. При этом он, в целом не глуп, неплохо учился, сторониться дурных привычек, имеет склонность к искусству и языкам, к развитию. Но он нелюдимый, и похоже просто злой.
Просто сейчас, такая обстановка, что сложно понять, это стресс от войны или давние проблемы личности ввлезли.
психолог онлайн
цитата:
Просто сейчас, такая обстановка, что сложно понять, это стресс от войны или давние проблемы личности ввлезли
Стресс проявляет себя совсем по-другому. Война, как и другие серьезные испытания в жизни, ничего не привносит своего, а только проявляет ТО, что было в человеке и ДО того. Кто был злым - проявит это, кто был добрым - доброту, трусливый и эгоистичный проявит свои страхи и эгоизм, а благородный - свое благородство. В этом громадный плюс войны. Как бы странно это ни звучало по отношению к этому ужасу.
цитата:
Сын не был жесток всегда, проявлял и заботу иной раз, но вот как то не от души, а как бы из вежливости...
Да, диагноз может поставить только доктор, но копирование и проигрывание чувств, как в театре - одно из свойств психопатов, потому как искренних чувств и эмпатии у них просто нет.
Хотя может у Вашего сына просто сложился такой ужасный характер: злой, равнодушный, нелюдимый.
Учитывайте это при общении с ним и меньше идеализируйте - не ждите от козла молока.
Дополнение от автора
Да Павел, я сам вижу, что ждать многого, точно не стоит. Тем не менее, все равно, есть потребность каким то образом исправить эти отношения. Ведь раньше мы жили лучше, хоть и не “ душа в душу”, но без явного конфликта.
Сын любит свою мать. Он ей так и говорил “ ты единственная кто у меня есть” - это все же чувство. К остальной родне относиться прохладно, считает, что кроме матери “никому не нужен”. Хотя на практике, остальной родне просто сложно наладить с ним теплые отношения из за его высокомерия и отчужденности. А мать прощает ему все и видит в нем идеал. Она много возиться с ним они проводят вместе досуг, ищут общие увлечения. Остальных (нас в первую очередь)она просто “оттерла” в свое время, чтоб не мешали ей воспитывать то, что она хочет. Последние лет 10, она похоже, стала понимать, что отсутствие полноценной семьи плохо для сына и поощряла его визиты к нам, но видно, было уже поздно... Сын ходил, вроде регулярно общались, даже помогал, но как то формально...Мать говорила ему -“помоги им, принеси, сделай” - он делал. Собстенной позитивной инициативы к нам не проявлял.Он очень зависим от матери. У нее, кстати, неуровновешенный характер. В любом случае, мне хотелось бы наладить отношения с сыном, дать ему какой то полезный опыт, не в форме постоянного потакания а на основе нориальных взаимных отношений
психолог онлайн
цитата:
В любом случае, мне хотелось бы наладить отношения с сыном, дать ему какой то полезный опыт, не в форме постоянного потакания а на основе нориальных взаимных отношений
Вряд ли это получится, тем более в ближайшее время по причине, которую Вы сами же и описали:
цитата:
она похоже, стала понимать, что отсутствие полноценной семьи плохо для сына и поощряла его визиты к нам, но видно, было уже поздно... Сын ходил, вроде регулярно общались, даже помогал, но как то формально...Мать говорила ему -“помоги им, принеси, сделай” - он делал. Собстенной позитивной инициативы к нам не проявлял.Он очень зависим от матери.
То есть, это была не его инициатива, а ее, не его желание общаться с вами, а ее. И эта зависимость от мамы перечеркивает все. С этим ничего не сделать и отношений не наладить.
Пока он сам не захочет и пока не станет самостоятельным и независимым. А это реально? Как думаете?
Скорей всего нет.
Но надеяться можете. Правда надежда часто бывает обманчивой.
цитата:
Сын любит свою мать. Он ей так и говорил “ ты единственная кто у меня есть”...Остальных (нас в первую очередь)она просто “оттерла” в свое время, чтоб не мешали ей воспитывать то, что она хочет.
Значит она воспитала ТО, что хотела. И она единственная для него. Вас для него не существует. Пока или насовсем - неизвестно.
Простите за жесткие слова, но может они Вас отрезвят?! Тогда и меньше боли будете чувствовать.
Дополнение от автора
Спасибо Павел, за Ваш анализ. Я уже давно скептически оценивал отношения с сыном, просто сейчас эти проблемы достигли, некой, совсем запредельной кульминации. Но я все равно хочу и надеюсь как то исправить это, хотя бы до какого то цивилизованного состояния. Да, мне самому вообще непонятно, как можно так относится к родным, к отцу... Я считаю, что даже дальние и не оч. симпатичные родственники требуют особого отношения, терпения. Думал - стресс....
Сын, вроде, адекватный человек с высшим образованием, способен на разумные поступки, развитие... Мне кажется, для любого человека полезней иметь хорошие отношения с окружающими, тем более с родней - может поймет хотя бы это. Ведь, у него сложности в общении не только с нами а в целом. - Логично, что то менять.
Но Вы конечно правы, что ждать гарячего родства наверно не стоит.
психолог онлайн
Пожалуйста, Alex.
Просто Вы пытаетесь анализировать с точки зрения общечеловеческих ценностей и принципов, а также исходя из того, как поступили бы Вы в той или иной ситуации. Но такой подход не является психологическим, а значит возможны ошибки при понимании человека.
Важно осознать, что Ваш сын пошел НЕ в ВАС и Ваш род, а в род жены и в жену. А там совершенно другие ценности и отличная от Вашей психология. Потому, трактуйте его поведение, исходя и сравнивая его с возможным поведением жены в той или иной ситуации. Но не со своим.
цитата:
Сын, вроде, адекватный человек с высшим образованием, способен на разумные поступки, развитие...
Это не может быть аргументом от слова совсем. Я уверен, если Вы внимательно посмотрите вокруг себя, то поймете что ни высшее образование, ни разумность людей совершенно не гарантируют того, что они будут совершать мудрые и правильные поступки. "Все глупости в мире совершались именно с серьезным выражением лица" (Барон Мюнхгаузен).
Ядерную бомбу сконструировали "вроде адекватные люди с высшим образованием", другие "вроде адекватные люди с высшим образованием" придумали и создали те ракеты, которыми нас сейчас убивают и которыми мы тоже кого-то убиваем. Еще одни "вроде адекватные люди с высшим образованием" начали эту войну, а другие "вроде адекватные люди с высшим образованием" продолжают ее разжигать и нагнетать - "до последнего украинца". Так о чем мы говорим? Видимо дело совершенно не в высшем образовании и не в кажущейся адекватности, а в чем-то совершенно другом.