Тринадцатилетний брат боится выйти на улицу
Здравствуйте, уважаемые психологи! У нас проблема с моим братом, недавно ему исполнилось 13. Весь год в семье были проблемы с отцом, он(отец) грозился уйти, оскорблял маму, кричал, плакал(!), постоянно были скандалы. И на фоне этого у моего Димы появилась странная фобия.
Он постоянно боится что-то потерять, ему кажется, что в окно что-нибудь упало - мелкая вещь или платок. Не ходит в школу и на улицу, не идет даже к врачу, боится потерять что-либо. Обращает внимание на каждую пылинку. Умоляет нас в жару держать окна закрытыми, иначе катастрофа! И проверять эти окна постоянно, на наличие за ними "наших вещей"."Проверь себя, проверь окна, двери, сливы в ванной и воздуховод". "Выйди на улицу и проверь под окнами' .Часто не дает спать допоздна, иногда - для безопасности - залезает под диван или в туалет.
И главное - во-первых, он не притворяется, т.к. добровольно никогда не отказался бы от прогулок на улице и спорта; во-вторых, в остальном он абсолютно нормальный человек, дома учится, разбирается во многих тонкостях программирования, читает, собирает модели боевой техники для конкурсов. Говорит, что сам не верит, что с ним это происходит. Говорит, что если бы не было этих скандалов в октябре, он бы "восстановился", а теперь нет сил.
Отец грозится отдать его в лечебницу. Я и мама постоянно проверяем окна.
Что это за болезнь и как ее вылечить или избежать ухудшения?
Вопрос от: ; Возраст: 17
консультация психолога
Не надо "грозиться" лечением!Парню действительно оно может понадобиться.Похоже на невроз навязчивых состояний,или обсессивно-компульсивный,и обязательно надо для начала к врачу-психиатру - для определения "размаха" самого состояния.А потом - очень хорошо к психологу,чтобы все упорядочить.Я не совсем поняла про "сам не верит" - брат критично относится к тому,что делает(то есть - оно его изумляет.но по-другому он не может)?Или он считает,что только так и должны все поступать,что это правильно?
Дополнение от автора
Нет, просто он раньше не мог вообразить, что с ним это случится, считал, что никогда не будет иметь нервных расстройств, а теперь не может справиться со страхами. Я сама удивляюсь, он был самым спокойным и доброжелательным в семье. Скандалы воспринимал очень тяжело (я, например, не люблю себе признаваться, что мне нравится жить как на пороховой бочке, но это так, к сожалению. А он миролюбивый, не терпит ссор)
А что такое обсессивно-компульсивный? Obsession по-английски - это же идея-фикс?
Дополнение от автора
И как в таком случае его вытащить из дома? Мы предлагаем вызвать врача на дом, но он говорит, что запрется в туалете и не выйдет. Наверное оттого, что это посторонний. Таблетки успокоительные, когда ему плохо, его выпить тоже сложно заставить, т.к. когда ему плохо, он ничего не может взять в рот, есть не хочет, говорит, что ему больно где-то в горле. Сдегка задвхается, когда боится.
консультация психолога
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Это значит,что человек совершает действия,которые как бы сами происходят,помимо его воли,и он не может от них "отвязаться".Однако я не имею права ставить диагнозы.кроме того,никто это и не сделает с ваших слов.не видя человека,так что,как я вам уже написала - его должен посмотреть врач.Как вы это сделаете - я не знаю.Но изумляюсь.что вы не сделали этого до сих пор.(Не знаю,как вы будете действовать,что в вашем стиле.Я бы спросила,считает ли он.что справляется с состоянием?Если да - то почему тогда не выходит?значит.не очень справляется,и нужна помощь.Тогда надо,ради получения помощи,немного потерпеть,и все же с доктором побеседовать).В крайнем случае,хоть кто-то может дойти до психиатра?Какие успокоительные - их кто-то назначал?И как вы решаете вопрос со школой?И что значит - "предлагаем"?У вас на руках 13-летний подросток "не в себе",а вы с ним советуетесь?Честно говоря,я начинаю сомневаться в достоверности этой истории...

психолог онлайн
Здравствуйте. Obsession - означает - одержимость. А значит не столь уж и безобидно. Своего рода - бред - нарушение мышления. Хотя и не выраженное (хотя эту самую степень тяжести, согласен с коллегой, следует определять в присутствие специалиста). Однако если с ваших слов - мы имеем полностью сформированный невроз навязчивых состояний. И не следует к этому относится легкомысленно, как к чему-то, что само пройдет. Возможно и пройдет или трансформируется во что-то иное, а возможно перерастет в более тяжелое психическое состояние. Все зависит от многих факторов. Эмоциональной атмосферы, вашей семейной динамики и прочего. С вызовом психиатрической скорой конечно торопиться не стоит, но вызвать психиатра на дом можно. Главное дать понять вашему брату, что вы настроены серьезно и не воспринимаете это как игру. Хотя с его стороны возможно это - игра, которая поддерживается многими мотивами. Например, основной мотив навязчивых состояний - контроль. В данный момент он властвует и контролирует ситуацию (потери, страха и т.д.). А вы беспомощны, не контролируете ее. Переживаете все возможные состояния тревоги (что в семье без малого безумный человек). Он то себя, как вы видите таковым не считает. Его тог можно понять. Наверное слишком большой резонанс вызвало в его спокойной и пассивной душе известие об возможном уходе отца. Возможно к отцу он также был по-особому привязан. Но это не оправдывает бездействие и его всемогущество и ваше состояние беспомощности в этой ситуации. Он - в плену своих иллюзий и они обладают особой силой и поддерживают его. Но они и разрушают его и никак не поддерживают вас.
Поэтому, случись чудо и эту ситуацию можно было бы решить в кругу семьи, но сам тот факт, что она возымела место говорит задним числом, что чуда не случилось. Поэтому конечно по возможности продумывайте и минимизируйте напряжение (всетаки это ваш близкий человек), но не медлите. И предпринимайте четкие выверенные действия. и обязательно честно сообщайте брату о ваших мыслях и намерениях. Но не ожидайте понимания. Понимание в первую очередь должно быть у вас
С уважением
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Небольшое дополнение, которое считаю важным (но не по практическим, а чисто эмоциональным причинам; потому что на практике все конечно зависит от того к какому специалисту вы попадете). Я имею в виду то, что как вы видите невроз навязчивых состояний близок к паранойе. В том смысле, что он как снежный ком - накатывает и требует вовлечения все новых и новых подтверждений и заверений (ритуалов контроля, проверки). Если человек полностью в этом состоянии, то вы понимаете, что он как магнит, как лампочка, которая светит все ярче и притягивает все больше. Поэтому требуется оборвать это состояние, приглушить. По такому сценарию все обычно и идет. Много ума здесь не требуется. Человек попадает в стационар и с помощью нейролептиков его успокаивают, снимая избыточное напряжение. Грубо говоря - холодной водой окатили. Человек проспался и уже другие мысли.
Однако сущность паранойи в том, что для ее развития требуется объект. А поскольку это (надеюсь) еще не вполне паранойя - требуются внешние подтверждения и действия. Они и запускают дальнейшее развитие. Поэтому например не стоит думать, что соверши вы те или иные действия - ему станет легче и вам менее тревожно. Скорее стоит действовать словом и умом. Несколько более глубоко, изнутри понимая то, что движет данным процессом. На самом деле ваше душевное состояние (по возможности ясное состояние ума и спокойствие)и решает все. Потому что человек в параноидной тревоге как в бреду или во сне - он беспомощен и не может даже пошевелиться (даже если внешне всегда в движении). Только от того как вы это переживаете все зависит. Только на вас он может положиться. Ваше спокойствие