запрос на терапию.
Подскажите пожалуйста, что такое "запрос" на терпаию? Как он выглядит? Я читала, что иногда на формирование запроса может понадобиться не одна встреча. А также о том, что без конкретного запроса человек никогда не сможет определять эффективность терапии. Так ли это? И вот еще такой вопрос: как клиент может для себя определить признаки изменений? Почему-то вспомнился анекдот - "Что-то изменилось? Да все!!! А что конкретно? Да все и конкретно!!!
Вопрос от: ; Возраст: 41

психолог онлайн
Запрос на терапию, Елена, это краткое и ТОЧНОЕ формулирование темы обращения к психологу. Сформировать его можно и на первом занятии - всё зависит как от степени готовности клиента к терапии, его уровня сознательности, так и от диагностических способностей (которые очень различаются) психолога, задача которого: помочь клиенту сформулировать свой запрос. Так что за это, как и за течение всей психотерапевтической работы, отвечают оба: и психолог, и клиент.
Естественно, что только зная свой запрос и можно определить эффективность работы: насколько человек продвинулся в решении своей проблемы.
Признаки же изменений в том, как:
- изменилось ли восприятие клиентом его проблемы;
- каковы его чувства, какие чувства преобладают - радость или печаль, спокойствие или напряжённость;
- есть ли ощущение внутренней лёгкости;
- прошла ли (или уменьшилась) тревога (если она была);
- улучшились ли отношения с близкими (если проблема была в отношениях);
- появилась ли более чёткая и ясная картина происходящего с человеком;
- было ли принято важное решение, изменившее многое в жизни (в работе, семье, с друзьями) и т.п.
В общем, изменение в себе трудно не заметить.
И кроме того, человеку, который по-настоящему изменился, об этом начинают говорить все окружающие: и дома, и на работе, и друзья-любимые. Мне часто приходилось слышать от клиентов именно последнее - реакцию на изменения их ближайшего окружения. А если эти изменения происходят в психотерапевтической группе (чему я тоже был неоднократным свидетелем), то об изменениях участнику группы прямо говорят его коллеги по группе. Т.к. не заметить этого НЕВОЗМОЖНО.
Главное, чтобы терапия была качественной.
Дополнение от автора
Павел, подскажите, вот я ниже сформулировала.. Можно ли ЭТО назвать "запросом"?
- Хочу научиться принимать себя такой, какой я есть уже сейчас и простить себе свое несовершенство. Хочу получить ощущение устойчивой радости и удовольствия от возможности быть собой. А также хочу обнаружить наполненность, глубину, богатство и красоту своего Я.
Благодарю за понятный список признаков изменений - завидный, впечатляет. Прямо захотелось попробовать :) А можете ли вы еще прояснить кое что? Есть мнение, что если процесс консультирования не был поверхностным, то клиент должен испытывать чувство потрясения, а иногда и горечи, растерянности (как движения, смены бессознательных образов, устоявшихся картинок, конструктов ума). Так ли это? Если так, то получается, что это противоречит тому что вы описали (ощущение легкости, ушла тревога, спокойствие и т.д.)
психолог онлайн
И ещё какой! Осознанный и мотивированный! Предельно точный! Специалист должен быть вам за него благодарен:)
Противоречий, на самом деле, нет. Вначале, сразу после проработки - и потрясение (другими словами "инсайт"), и горечь (от разбившихся иллюзий и стереотипов, коими мы все полны:). Но спустя сравнительно небольшое время, после принятия и интегрирования полученного опыта в систему своего "Я" - лёгкость, ясность, понятность и спокойствие.