Необъяснимая злость
Добрый день! Помогите мне разобраться в таком вопросе - я всегда злюсь, когда заболевает мой муж. Причем не просто злюсь, я выливаю всю злость на него: спорю, приказываю, давлю морально, порчу ему настроение. Раньше я думала, что это бывало из-за стечения обстоятельств (тяжелый день, ПМС), но сейчас я поняла, что это не так. Я злюсь именно из-за его заболевания.
Я очень хочу это побороть, потому что не вижу никаких логических предпосылок для злости на мужа (хотя эмоции все равно появляются) и не хочу причинять боль любимому человеку, тем более что в болезненном состоянии ему от этого может становиться еще хуже.
Прошу вашей помощи. Как мне разобраться в себе и решить эту проблему?
Вопрос от: ; Возраст: 23

психолог онлайн
Анна, что для вас ситуация когда ваш муж заболевает? Как с его болезнью меняется качество вашей жизни?
Возможно болезнь вашего мужа вас пугает где то глубоко внутри? Возможно вас раздражает то, что вам добавляется еще больше хлопот?
Злится это не значит не любить. Злиться и направлять свою агрессию на обьекта это, как способ снять напряжение внутреннее. Возможно это и в вашем случае? Поэтому важно понять что за переживание у вас вызывает напряжение в этой ситуации. Еще может быть, что в повседневной жизни вы не можете проявить свои агресивные чувства к мужу и это накапливается и выливается в ситуации когда он чувствует себя "беззащитным" (ситуация болезни). Или же страх что он болеет и это влечет переживания за его жизнь и вы эти чувства обращаете в агрессию? Понаблюдайте с какими чувствами связана эта ситуация.
консультация психолога
Здравствуйте, Анна.
Всплеску гнева предшествует стресс. Однако, только Вы можете разобраться в том, какие именно мысли запускают у Вас приступы гнева, а так же посмотреть на ситуацию со стороны и смоделировать для себя другие способы реакции на подобную ситуацию.
Дополнение от автора
Честно говоря, мне тяжело разобраться, что именно меня так раздражает. На самом деле, мысли возникают самые разные: то я думаю о том, что мой муж становится слабым, хотя я уже хорошо знаю, что болезнь - единственная ситуация, при которой он может дать слабину, все мы люди, это можно ему простить; то я беспокоюсь за то, что из-за его болезни он, соответственно, пропустить работу и получит меньше зарплату, а на данный момент (он еще и месяца не проработал на новой работе, а уже второй раз простыл) его вообще могут уволить - человек часто отсутствует по состоянию здоровья, хотя сейчас просто такой период - все болеют; то думаю о том, что мне придется сидеть с ним дома и заниматься его здоровьем, а у меня были другие планы, хотя в ситуации когда он здоров и просто устал я с радостью забочусь о нем...
Честно говоря, мне иногда кажется, что я принимаю его болезнь как свою и проецирую свои чувства на него - это я требую от себя всегда быть сильной и критикую себя всегда и везде, это я не позволяю себе сидеть дома даже во время болезни и работаю практически в любом состоянии, не жалея себя, это я злюсь, когда моя болезнь портит все мои планы...
Я хочу это изменить. Но я не знаю, с чего начать...как не вымещать злость на мужа? Как позволить себе быть живым человеком, а не роботом?
Я знаю эту свою особенность и удивляюсь ей - когда мне приходилось быть руководителем, то я всегда пристально следла за физическим и психологическим состоянием своих подчиненных, поддержвала их морально и заставляла отдыхать или уходить на больничный, если это надо было...
Почему так получается?
консультация психолога
"Честно говоря, мне иногда кажется, что я принимаю его болезнь как свою и проецирую свои чувства на него - это я требую от себя всегда быть сильной и критикую себя всегда и везде, это я не позволяю себе сидеть дома даже во время болезни и работаю практически в любом состоянии, не жалея себя, это я злюсь, когда моя болезнь портит все мои планы...
Я хочу это изменить. Но я не знаю, с чего начать...как не вымещать злость на мужа? Как позволить себе быть живым человеком, а не роботом?" Да, Вы уже сделали половину работы над своим гневом , разобравшись в причинах происходящего. Осталось поменять свои стереотипы. Добавлю свои рекомендации по изменению этих стереотипов (проверенно, действует)
Во-первых,проявление гнева свидетельствует, о том, что человек находится в ситуации стресса.
Рекомендация следующая: заведите себе "дневник гнева" и записывайте туда все ситуации проявления гнева, и какие стрессы этому предшествовали, а так же мысли "обязатели" ( на обязан был..., он должен поступать только так... или он не должен...) и "обвинители" (она(он) сделал это специально, что бы вывести меня из себя; он(он,они) меня не понимает). А так же стало ли Вам легче после такого "проявления злости"?
Подумайте и запишите в своём дневнике: есть ли какие-то другие способы реагирования на ситуацию без "обязателей", "обвинителей" и нападок? Подумайте: как Вы можете ослабить стресс? (отвлекающее, успокаивающее занятие, юмор: посмотреть на ситуацию со смешной стороны). Есть ли более эффективные способы реагирования на ситуацию, чем гнев?
Если Вы справились с ситуацией гнева более конструктивно- "Я молодец". Через некоторое время Вы сами научитесь справляться с ситуацией другими способами.
консультация психолога
Кстати, почему получалось с подчинёнными, а с мужем нет? Потому, что муж для вас более значимое лицо, чем подчинённые. С подчинёнными нет такой зависимости, Вы ничем не рискуете с ними и можете себе позволить "быть хорошей".
Дополнение от автора
Спасибо, я буду пробовать так делать. Если честно, я очень хочу избавиться от такой реакции на болезнь близкого мне человека. Я очень боюсь испортить этим отношения с мужем, кроме того - а если в дальнейшем я и к детям буду так относиться?
Более того, такие вспышки гнева очень негативно влияют и на меня саму - после этого я долгое время нахожусь в крайне подавленном состоянии: много плачу, меня посещают всякого рода грустные мысли...
Мне стыдно в этом признаться, но иногда бывает, что я боюсь саму себя. Иногда бывает, что я не могу остановиться в своей злости и агрессии, как будто бы иду на какой-то непонятный для меня принцип - я буду злиться до победного конца! Это меня пугает. Сейчас это бывает не часто, но я боюсь, что это может развиваться. Я становлюсь прям ребенком каким-то в своем гневе...мне не так часто удается оставаться взрослым человеком, который может полностью себя контролировать...
консультация психолога
Всё в Ваших руках! Желание и осознание это уже первый шаг к изменениям и успеху.
" Я становлюсь прям ребенком каким-то в своем гневе..." В этом Вы так же очень проницательны, так как стереотипы эмоционального реагирования формируются в детстве где-то в возрасте около 3-х лет. Осознать с чем, с какими установками связаны Ваши "Вспышки" и убрать этот компонент вполне реально. Реально так же интегрировать свой гнев, агрессию в какую-то более конструктивную деятельность-это то же хороший выход. Например мыть полы или сходить в спорт зал...Некоторые рекомендуют, например, в приступе ярости бить подушку-то же хорошо помогает сбросить лишнее напряжение или избавится от глубоко сидящей обиды. Для этой цели может так же подойти боксёрская груша, кому что удобно.:-)). Главное это осознание, что на самом деле руководите процессом Вы, то есть Вы главный дирижёр Вашего эмоционального состояния. Удачи.
Дополнение от автора
Анна, спасибо огромное за Вашу помощь и поддержку. Вы смогли найти именно те слова, которые нужны были мне. Сейчас я уже чувствую себя увереннее и готова действовать для своего счастья и счастья моих близких любимых людей.
Теперь уже я осознаю, что именно я могу управлять своими эмоциями.
Эта консультация нужна была мне для осознания возможности самоконтроля, и даже во время вспышки гнева я смогу о ней вспомнить и изменить свою реакцию на ту или иную ситуация.
Еще раз спасибо.
консультация психолога
Ок! Отлично! Я за Вас очень рада и верю в Ваш успех. Удачи.