Психолог, коуч - это моё?
Здравствуйте.
Наверно, символично, что я задаю этот вопрос в преддверии нового года. Вопрос о призвании, о профессии.
Я никогда не хотела быть психологом, но история человеческих отношений интересовала меня всегда, с детства. Помню, лет в 8-9 я уже затевала с подружками "игры": мы записывали недостатки друг друга, я читала в книгах, в журнале "Здоровье", как их искоренять, как бороться со своими страхами, как повысить самооценку. Потом я стала писать статьи в разные журналы на психологические темы. Их печатали. С появлением соцсетей я начала активно общаться в разных группах по саморазвитию. Меня многие благодарили за комментарии; говорили, что они помогают; спрашивали, нет ли у меня своих курсов, не провожу ли я тренинги; предлагали писать статьи для психологических сайтов за деньги.
Я от всего этого чувствовала неловкость, потому что у меня не было никакого психологического образования, все мои знания - это оттого, что у меня была тяжёлая жизнь, мне много лет пришлось ухаживать за тяжелобольными близкими людьми, я за это время много всего пережила, передумала. Я умею вдохновить, повести за собой - всё это у меня хорошо получается. Но ведь умение вдохновить и горький жизненный опыт - это не психолог, это не даёт права оказывать психологическую помощь. И тем не менее мне постоянно все советуют либо проводить тренинги, либо писать книги на психологические темы, либо набирать желающих на онлайн-курсы.
Я вас прошу: помогите мне, посоветуйте.
1. Как понять, психология - моё или не моё?
2. Если моё, то где взять базу? Получать второе высшее - у меня на это нет ни средств, ни - главное - желания, я не хочу тратить годы на подготовку. В то же время непонятные месячные курсы от коуча всех коучей Великой Василисы меня тоже не устраивают. Где можно получить быструю, но качественную подготовку по специальности?
3. Это самый больной вопрос. Может ли человек, который по уши в тараканах, помогать другим в их проблемах? Я прекрасно знаю, что у меня проблемы и с самооценкой, и со страхами, и с личной жизнью огромный затык, - я при всём при этом чувствую себя самозванкой, которой бы надо "врачу, исцелился сам", а потом уже разбираться с проблемами других людей.
Вопрос от: ; Возраст: 38
Дополнение от автора
И в то же время я смотрю на разных коучей ВК, в Инстаграм, которые прошли месячные курсы, и вижу, что они в общем-то неплохо справляются, я бы смогла не хуже. У меня от этого полный раздрай в голове: моё - не моё, справлюсь - не справлюсь, имею право "лечить" при такой вот нефундаментальной подготовке или не имею?

психолог онлайн
цитата:
Получать второе высшее - у меня на это нет ни средств, ни - главное - желания, я не хочу тратить годы на подготовку.
Если вы не готовы тратить годы на подготовку, тогда не стоит пытаться быть "психологом". Психолог, а тем более психотерапевт-это сотни часов обучения, сотни часов личной терапии, супервизии. Конференции, интенсивы, интерес к развитию, совершенствованию и уважение и чувствование историй других людей.
цитата:
имею право "лечить" при такой вот нефундаментальной подготовке или не имею?
У вас нет желания подготавливаться, нет никакой подготовки, по - этому вы не имеете права консультировать людей. Только лишь после /вовремя обучения и личной терапии.
Скажите, кем вы работаете сейчас?
психолог онлайн
цитата:
Где можно получить быструю, но качественную подготовку по специальности?
Нигде.
Если вы не хотите тратить время на обучение, то эта профессия не для вас. Потому что психолог это учеба долгие годы , а часть и на весь период работы.
Психолог, чтобы работать с людьми, должен помимо высшего образования, иметь несколько лет личной терапии (и в принципе на весь период работы), работать под супервизией.
Плюс еще учеба в одном из направлений психотерапии, а это еще 5-6 лет.
Плюс несколько лет на построение практики.
цитата:
Может ли человек, который по уши в тараканах, помогать другим в их проблемах? Я прекрасно знаю, что у меня проблемы и с самооценкой, и со страхами, и с личной жизнью огромный затык, - я при всём при этом чувствую себя самозванкой, которой бы надо "врачу, исцелился сам", а потом уже разбираться с проблемами других людей.
Да, как раз те и остаются в психологии, кто много всяких проблем имел и детство не самое веселое.
Но при этом они сумели разобраться, работают с собой дальше и могут теперь помогать и другим. Потому-то и нужны годы личной терапии. И без них работать качественно невозможно.
Дополнение от автора
Тут вот какая ситуация. Последние лет двадцать - это время, когда люди, имея диплом по одной специальности, работают по другой и в этой другой достигают бОльших успехов, чем те, кто имеет по ней "корочки". Я это к тому, что сейчас клиенты/потребители смотрят на результат (помогает/не помогает, качественный продукт или нет), и в общем-то мало кому есть дело, какое у тебя образование и сколько у тебя сертификатов. В моём окружении много таких примеров. Подруга, дизайнер по образованию, преподает иностранный язык в государственном (!) миграционном управлении, читает лекции на Международном фестивале иностранных языков. Друг, инженер, ведёт секцию дзюдо в солидном спортивном центре. Знакомый, журналист, кует фонари и ворота (у него очередь). Если брать коучинг, то примером тому - та же Б.Шер, которая по образованию антрополог, но является основоположником лайф-коучинга и мировым авторитетом в этой области.
О профессии коуча меня заставило задуматься знакомство с людьми, которые помогли мне в решении моих проблем, не имея при этом высшего психологического образования. У кого-то за плечами курсы, Высшая школа коучинга (насколько я поняла, это 4-месячное обучение), у кого-то обучение у какого-то другого авторитетного для них человека - в общем вышкой и конференциями там не пахнет.
Отвечаю на вопрос о моём образовании. У меня их несколько, основное - юридическое, но всю жизнь я зарабатывала на жизнь журналистикой, хотя не имею по этой специальности никаких курсов.
Дополнение от автора
И ещё к вопросу об образовании. Я на этом форуме задавала много вопросов по своим проблемам, немножко уже даже знакома со здешними психологами, узнаю их по почерку. :) Поймала себя на мысли, что, когда выбирала себе специалиста для очной консультации, то меня совсем не интересовало, у кого какой опыт и образование. Я просто прислушивалась к своим ощущениям, и часто выходило так, что специалист с кучей международных регалий казался мне вообще не понявшем моей проблемы.
психолог онлайн
Похоже вам не подошли ответы, в которых вам ответили, что работать психологом без образования /подготовки /личной терапии нельзя.
Если у вас есть идея, что вы справитесь без всего этого образования от 5 лет, то это ваше решение и Ответственность перед человеком, которого вы планируете консультировать. Только не называйтесь психологом, пожалуйста.
Придумайте себе, возможно, название лайфпсихкоуч💁‍♀️
Дополнение от автора
Ответ Виталии Юрьевне
Вы неверно истолковали мой комментарий. Я перед любым своим решением собираю информацию из разных источников, предпочитаю выслушивать "обе стороны". Я понимаю, что вам "не подходят ответы", в которых пишут, что психологическую помощь можно оказывать без высшего образования. Возможно, вам неприятно, что таким образом нивелирую профессию психолога, снижают её статус, значимость, но я не могу закрывать глаза, не могу отбрасывать то, что вокруг меня, в реале, в виртуале довольно качественную психологическую помощь оказывают люди без высшего психологического образования. Если бы таких многочисленных примеров не было, тогда я бы примеривалась к высшему психологическому. Но коль скоро подобные примеры повсеместно и в великом множестве, то мне хотелось бы понять их причину, а не отбрасывать саркастически.
психолог онлайн
цитата:
Вы неверно истолковали мой комментарий.
Я истолковала ваш комментарий, согласно вашему комментарию,в котором вы быстро хотите стать психологом/коучем-(кстати вы разницу для себя понимаете??), при этом курсы олномесячные вас не устраивают, при этом в вашем окружении множество психологов без образования, которые реально помогают людям)
цитата:
у меня на это нет ни средств, ни - главное - желания, я не хочу тратить годы на подготовку. В то же время непонятные месячные курсы от коуча всех коучей Великой Василисы меня тоже не устраивают. Где можно получить быструю, но качественную подготовку по специальности?
цитата:
Я перед любым своим решением собираю информацию из разных источников, предпочитаю выслушивать "обе стороны".
Здорово. Информацию от психологов с образованием вы получили. Только, чтобы работать психологом, недостаточно собрать мнение "обеих сторон". Необходимо вложится. Финансово, временем, для приобретения необходимых знаний.
цитата:
Я понимаю, что вам "не подходят ответы", в которых пишут, что психологическую помощь можно оказывать без высшего образования.
Мне все подходит, это скорее всего, ваша проекция). Тем более я не задавала вопрос вам, чтобы получить ответ
цитата:
но я не могу закрывать глаза, не могу отбрасывать то, что вокруг меня, в реале, в виртуале довольно качественную психологическую помощь оказывают люди без высшего психологического образования.
Не закрывайте. Ваша жизнь - ваше дело - ваша ответственность.
Что такое довольно качественная психологическая помощь и кто её такой называет /оценивает, пусть останется моим риторическим вопросом.
С наступающим)
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне
Про личную терапию и супервизию я читала, но меня пока интересует именно образование. Я бы не задавала вопрос о сокращенном образовании, если бы таких приёмов не было. Но всё дело в том, что примеров великое множество. По любой профессии можно сказать, что надо учиться в вузе, нужна вышка, много лет практики, но, Валентина Михайловна, вы же видите вокруг, что это уже давно не правило, а исключение. Ваша коллега выше написала, что мне не подходят ответы, где говорится, что надо пять лет учиться на психолога в вузе. Да нет же, мне всё подходит, я собираю информацию, анализирую, но отбрасывать то, что я вижу, я не могу. Взять хотя бы мой пример. Я со школьных лет работаю журналистом. Школьницей меня взяли сразу в областную газету, потом я писала в федеральные издания, хотя на журналиста надо тоже учиться пять лет. Про иностранные языки я выше писала: их сейчас на довольно высоком уровне преподают люди, чьё образование весьма далеко от лингвистического. Вот я и хочу понять, как обстоят дела в психологии и почему так много людей успешно консультирует без псих. вышки. Не хочется пополнять толпу дилетантов, но и отрубить годы в вузе только потому, что "так положено", - жалко времени.
Дополнение от автора
Ответ Виталии Юрьевне
Безусловно, моя жизнь - моя ответственность, и решение буду принимать я. Пока же я собираются данные.
В моём окружении есть психологи с вышкой, с многолетним опытом работы. Они берут за сеанс столько же (где-то 2000-3000 рублей), сколько и психологи без вышки. Положительных отзывов полно и у тех, и у других - вот я и хочу понять, где тут собака порылась.
психолог онлайн
А речь идет вовсе не о ВО как самом главном. Да, оно нужно, но если это второе образование или третье, то это 2-3 года и заочно. Главное это одно из направлений, в котором дальше психолог выбирает работать и соответственно учиться. Это долго (5-6лет), дорого и это очень много часов терапии, супервизии, групповой терапии, специализации.
И сравнение с журналистами и дизайнерами это настолько некорректно, что как-то грустно, что вы не видите разницы. Вы ж не пойдете зуб лечить у того, кто месяц на курсы походил, потому что сосед Вася или Петя пишет статьи в журнал без образования.
Кстати, а сейчас, если заметить, то и беда большая, что очень многие работают не имея знаний и после курсов на пару месяцев или просидел в вузе и дальше ничего не учит. А потом и врачи, калечащие людей, и дома, которые сдаются в уже аварийном состоянии, и дороги, которые больше похожи на картофельные поля.
А у вас какая цель побыстрее, без образования, пойти в психологию?
И что же вас привлекает в психологии, если учиться вы не хотите?
Как вы можете помогать другим не разобравшись с собой? А разобраться с собой это те самые долгие годы учебы, которых вы не хотите
психолог онлайн
Доброе утро! Быстро вряд ли получится! Это процесс длительный - обучение, работа над собой на протяжении всей жизни. Но процесс ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ!!!!!
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне
"У вас какая цель побыстрее, без образования, пойти в психологию? И что же вас привлекает в психологии, если учиться вы не хотите? Как вы можете помогать другим не разобравшись с собой? А разобраться с собой это те самые долгие годы учёбы, которых вы не хотите".
У меня цель такая - я хочу попробовать, куснуть, чтобы понять, моё это или не моё. Меня в психологии многое привлекает, но у меня нет твёрдой уверенности, что я хочу это сделать делом своей жизни. Учиться я люблю, и если потребуется - пойду учиться, но я боюсь погрузиться в учёбу, потратить на это время и силы и потом на практике понять, что училась я не туда и не тому.
Что меня привлекает в психологии? Возможность помогать, анализировать человеческие отношения и вдохновлять людей на перемены. У меня всё это получается лучше всего, но я этим занималась просто на основе своего жизненного опыта. А на основе знаний - это же, наверно, более крутой уровень, всё ярче и эффективнее. Когда я читаю отзывы о работе психологов, коучей в разных группах ВК, то мне всегда бывает очень (!) радостно. Сначала я думала, что моя радость - это желание получить в свой адрес такие же хорошие слова. Но потом я покопалась в своих ощущениях и поняла, что мне радостно от радости за людей, которые разобрались в себе, у которых будут перемены в жизни. Психология, она ж затрагивает очень важные, знаковые стороны жизни. Я хочу быть к этому причастной, хочу помогать людям, вдохновлять их и радоваться с ними и за них.
Как я могу помогать другим, не разобравшись с собой? Понимаю, что с собой разбираться надо, без этого никак, но пока, даже со своей ордой тараканов, мне многие пишут, что я им помогла. Если пойму, что психология - моё, то буду с собой разбираться, но пока я на распутье и в сомнениях.
Дополнение от автора
Ответ Татьяне Дмитриевне
Я чувствую, что это очень интересно. К тому же психология - это учёба и рост в профессии всю жизнь, а я это люблю. Но, Татьяна Дмитриевна, меня смущает то, что сейчас так много психологов, у которых нет профильного образования, которые эффективно работают после курсов. Я читаю отзывы клиентов в группах ВК психологов и вижу много благодарностей. Я сама проходила тренинг у одной женщины, которая не имеет псих. образования, закончила Высшую школу коучинга - женщина довольна сильна и сведуща в своём деле. Клиентов у неё куча, очередь стоит. И я не могу понять: как так, так можно, как получается без долгих лет учёбы?
психолог онлайн
Могу лишь поделиться своим опытом - быть психотерапевтом ответственно, людям важно предлагать квалифицированную помощь, научно обоснованную. Поэтому необходимо хорошее образование и постоянное самосовершенствование! Удачи Вам!
психолог онлайн
Вы читаете отзыв, но не знаете дальнейшей жизни этих людей. Кратковременная помощь, которая даёт ложное ощущение счастья и эйфории это вовсе не про изменение жизни и ее существенное улучшение.
А очереди из клиентов у таких людей потому что большинство хотят волшебную таблетку, которая быстро и без из усилий изменит их жизнь и решит проблемы. А терапия это труд большой и затратно по времени и деньгам. А тут бац и тебе предлагается решить проблему за 1-2 встречи. Вот только к реальной помощи это мало имеет отношения.
И тут вам бы разобраться - вам побыстрее очередь из клиентов, а качество уже неважно или реальная помощь людям