о изменении глубинных убеждений
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня два вопроса о убеждениях. У меня социофобия. Составил список негативных убеждений (промежуточных, типа "долженствований"), составил список рациональных убеждений, повторяю их + оспариваю старые убеждения. Все это длится уже около полугода. Да, в какие то из них я уже меньше верю.
Вопрос: 1 Нормально ли, что так долго происходят изменения? Учитывая тот факт, что страхи и тревога по поводу, как меня оценят, и критики, у меня с детства. Еще есть тот факт, что поведенчески я мало преодолеваю, то есть, хожу только в магазин, за квартиру заплатить, да к сестре изредка выбираюсь. Может это влияет.
Вопрос 2: Вот есть глубинные убеждения о себе самом, например "я слабый". Возможно ли их изменить просто оспаривая и рационально рассуждая, как например "долженствования" ( например " ко мне должны все хорошо относиться") или с ними не так все просто?
Вопрос от: ; Возраст: 28

психолог онлайн
Здравствуйте. Я постараюсь ответить на Ваши вопросы, но перед этим хотел бы задать такой вопрос: Вы КПТ практикуете самостоятельно или работаете со специалистом? Ответ на этот вопрос может внести некоторые поправки на мои ответы.
По вопросу 1. То, что изменения требуют времени нам вроде бы понятно, но хочется побыстрей. Вы были таким 28 лет, а работаете над проблемой ТОЛЬКО пол года. Так, что это не так и долго (вообще все относительно). Что касается поведенческих техник, то действительно они могут быстрее менять убеждения, чем когнитивная работа. Поэтому необходимо больше практиковать поведенческих техник и экспериментов.
По вопросу 2. Работая с глубинным убеждением "Я слабый" надо искать доказательства своей силы в себе. Искать причины в других и что-то потом пытаться делать, могут результата и не дать. На самом деле, то что ко мне должны все хорошо относиться является иллюзией (такого в жизни не бывает). Но если ко мне плохо относятся, то это не значит, что я плохой или слабый.
На самом деле хорошо, что у Вас появляются вопросы - это говорит о том, что Вы работаете над собой, у Вас есть определенные успехи, потому что если бы работа не проводилась то и вопросов бы не было. Еще это может говорить о том, что Вы человек целеустремленный и можете добиться поставленной цели. Будут вопросы - задавайте, с удовольствием помогу.
психолог онлайн
Здравствуйте alexey. Вы правы, что убеждения это не кирпич, который можно передвинуть и убрать. Это целая система мотиваций, которая встроена и связанна со всей личностью, самооценкой. Можно ли изменить просто - убеждением - вряд ли. Наверное можно немного смягчить, как и все. Вообще так сказать что либо убрать в человеке не представляется возможным. Важно еще то, как вы к этому относитесь. Если стараетесь просто жестко в лоб отменить свои убеждения - результата не будет. Только истощитесь. Ваше желание позитивно в том смысле, что вы мотивированны. Но желательно, чтобы эта мотивация была направленна на то, чтобы понять какой смысл несут такие убеждения и поведение. От чего они вас защищают, какие потребности удовлетворяют. Только что отвечал на другой вопрос о социофобии. Так вот возникает такая мысль, что человек может чего-то бояться, а на самом деле желать. Вы например не хотите расширить круг общения и выйти из убежища социальной изоляции - ограничивая себя домом, общения только с близкими и т.п. Что каксается времени на изменения - то да, - они происходят длительно. Требуют времени. Иногда лет, а то и десятилетий. Психика только с виду кажется эфиром, на самом деле, она гранитная скала, если не алмаз. Так что - необходима длительная кропотливая шлифовка - чтобы она загорелась. Это тоже не отнять
психолог онлайн
Добрый день!
Важно работать с убеждениями, осознавать, трансформировать их.
Но знание должно быть прожито эмоционально. Это как врач, который учит лечит по книгам, а в практику не вступает.
Вам следует выходить на границу контакта с внешним миром. И лучше делать это под руководством специалиста.
Идеальный вариантом было бы посещение психотерапевта и малой терапевтической группы.
Желаю Вам сил и мужества для встречи с собой в контактах с другими людьми!)