В гостях у сказки с Аленой Колобовниковой.
Кому из нас в детстве не читали сказок? Вы помните с каким нетерпением мы ждали, когда родители наконец освободятся, возьмут в руки книжку и мы погрузимся в мир удивительных приключений, где добро всегда побеждает зло?
Но сказка это не только часть детства, способ развлечь и отвлечь ребенка, это еще и рабочий инструмент психолога.
О том, как же можно использовать сказки в работе мы и поговорим с Аленой Колобовниковой, психологом-консультантом, гештальт-терапевтом.
- Алена, расскажите, что за метод такой- сказкотерапия? Почему вы выбрали его?
- Не почему, а скорее как:). Когда я училась в институте, мы с подругой услыхали от учащихся старших курсов, что есть такой метод – сказкотерапия. Дело было в 1996 году, тогда популярно было НЛП, о других методах психологии и психотерапии можно было узнать в основном из учебников, но там о сказкотерапии ничего не говорилось.
Мы заинтересовались, как же можно работать со сказкой, что это за метод. В тот же день рассказали друг другу сказки, и стали размышлять, как же в них отражаются события нашей жизни и личностные особенности. Параллельно, в Планетарии проводились лекции по символизму волшебной сказки. Из специальной литературы наибольшее впечатление произвела концепция К. Г. Юнга. И вот, почитав и послушав, всё, что было доступно, мы начали расшифровывать написанные сказки. К слову, должна сказать, что само написание сказки производило удивительный эффект на уровне чувств, сродни катарсису. И количество написанных сказок увеличивалось не по дням, а по часам.
Нас впечатлило, что те первые наши сказки как-то очень быстро сбылись. Причем, практически дословно, за исключением, разве что «принца на белом коне»:).
Мы поняли, что в самом методе есть нечто волшебное. Увлеклись им серьёзно. Я, например, чтобы узнать, с чем связано то или иное чувство или событие моей жизни, писала сказку, интерпретировала ее и получала ответ. Так, появились сказки о пути, о лени, о любви, о болезнях, о деньгах.
Довольно долго я использовала сказкотерапию только для себя и близких, как метод самопомощи. Позже, когда в мою жизнь уже вошел гештальт, на одной из конференций мне предложили сделать ворк-шоп по сказкотерапии. Именно этот ворк-шоп и был повортным моментом, с которого работа с авторской клиентской сказкой стала одним из направлений моей профессиональной деятельности. Сразу хочу оговориться, что на самом деле такого метода «сказкотерпия» не существует. Работу со сказками можно встретить во многих школах психотерапии. Просто сказки в них используются разными способами, в зависимости от идеологии самой школы и терапевтической цели. Скажем, в транзактном анализе сказку используют в большей степени для выявления жизненного сценария, в психодраме - для обучения новым ролям, и так далее. На сегодняшний день очень популярно использование сказки в психокоррекционной работе с детьми, чему посвящено большое количество современной литературы.
То, чем занимаюсь я - это мой авторский метод. В его основу положена работа со сказкой в гештальт-подходе с использованием идей транзактного анализа, аналитических видений символов и сюжетных линий.
До недавнего времени основой моей работы было выявление жизненного сценария человека и способов его изменения в сторону желаемых событий. Сейчас же зона моих интересов сместилась в сторону работы с «женскими» и «мужскими» сказками. Наибольшее впечатление на меня производят в этом плане «Бегущая с волками» Клариссы Эстес, а также исследования Римы Ефимкиной из Новосибирска о том, как волшебные сказки связаны с женскими инициациями. С Риммой я познакомилась в Москве на одной из конференций, у неё свой взгляд на работу со сказкой, очень созвучный мне.
На сегодняшний день я рассматриваю авторскую сказку как способ подниматься по собственному пути развития и решать различные задачи повседневной жизни именно как развивающие личность и личную силу. Теперь я понимаю, с чем связано необыкновенное переживание возникающие во время написания, слушания и работы со сказками. Прежде всего – это удовольствие от роста, который происходит в этом процессе, это и увеличение личностной Силы, и женственности/мужественности, самоосозназния и самой способности к осознаванию, и конечно рост и раскрытие творческих способностей.
- Чем это метод привлек или увлек именно вас, в чем его польза?
- Для меня сказкотерапия, в том виде как я её практикую, - это метод, который, во-первых, помогает очень экологично работать с собой и другими.
Во-вторых, он дает наиболее глубокое понимание тех процессов, которые происходят в психике.
В-третьих - он приятный и волшебный. И главное - он помогает решить конкретные жизненные вопросы: найти себе пару, удержаться в этой паре, закончить ненужные связи, быть успешным в своей профессии, понимать тело, в том числе смысл заболеваний, ставить свои цели и достигать их.
Если, например, гештальт-терапия направлена на то, чтобы осознавать и приближаться к реальности, то сказкотерапия дает возможность создавать реальность. На первом этапе выявляется жизненный сценарий - неосознаваемый жизненный план, по которому человек живёт, на следующем этапе – этот сценарий меняется, изменился сценарий - изменилась жизнь.
Сказки, которые пишутся на втором этапе, называются психокоррекционными. Их сюжеты начинают воплощаться в жизни где-то через пол года. Если человек осознанно переносит результаты в жизнь и продолжает работать над собой, то это происходит, конечно, быстрее. Те наши первые сказки с подругой на самом деле не «быстро сбылись» - они сделали осознанным жизненный план, согласно которому наступили очередные события жизни. А вот если сказка не сбывается, то скорее она отражает только идеальную модель, желания или мечту, и нужен ряд сказок, которые переведут её в реальность.
Например, вы пишите «жила была Василиса-Прекрасная и вышла она замуж за Принца Могущественного». Если хотите, чтобы так все и было, нужно обязательно написать ряд сказок как вы желание осуществили, причем, чем подробнее, тем лучше:).
В сказке при её анализе обязательно откроются сказочные уроки, не пройдя которые не получишь желаемого, но если осознать эти уроки, можно осуществить практически любую мечту.
- Алена, а как влияют на нас сказки, услышанные в детстве? Если, к примеру, девочке постоянно читают «Снежную королеву», значит ли это, что в нее закладывается именно такой жизненный сценарий?
- Конечно, влияют. Есть даже такое известное упражнение, нужно ответить на вопрос «какая любимая сказка была у вас в детстве?». Считается, что она отражает базовый жизненный сценарий. Как именно ребенок выбирает любимую сказку - это предмет научных исследований. В детстве нам читают много сказок. Ребенок в какой-то момент начинает просить повторить одну и ту же сказку. Как это происходит? То ли это интонация мамы, то ли сказка как-то близка психике ребенка, которая уже имеет свой рисунок. В общем, из множества сказок одна становится любимой, и согласно ей ребёнок начинает строить свою жизнь, на бессознательном уровне.
Эрик Берн говорил, что до 4-5 лет весь базовый сценарий судьбы уже заложен, и строится он на родительских посланиях и первых решениях принятых в раннем детстве. Он обрастает новыми аспектами в течении жизни. Его можно выявить из написанной сказки, с помощью специалиста.
Даже, если попросить человека пересказать ту самую любимую детскую сказку, она приобретёт совсем другое звучание. И даже если сама сказка имела в своей основе счастливый сценарий и хеппи-энд, то это ещё не значит, что у человека этот сценарий не даёт сбой.
- То есть для родителей может быть сигналом, если ребенок начинает просить повторить какую-то сказку, то он выбрал себе модель?
- Думаю да.
- А родители могут с этим что-то сделать и вообще нужно ли делать?
- Иногда нужно, иногда нет. Тут сложная схема, в которой важны несколько моментов. Первый – какую сказку любит ребёнок и чем она ему нравится. Счастливая или драматическая развязка у сказки. Как ребёнок воспринимает сказочное содержание.
Второе - родители могут обратить внимание с кем из героев отождествляет себя ребенок и какой смысл вкладывает в этого персонажа. «Баба Яга – мудрая и добрая, она всем помогает» или «Я хочу быть похожей на злую Ведьму, её все боятся».
Третье – важно учитывать возраст ребёнка. 2-3 летние детки любят сказки про репку и колобка. 4-6-летне детки любят сказки о животных. А позже дети предпочитают волшебные сказки.
Возьмем сказку про Колобка, которого поедает лиса. Детки просят повторить сказку, т.к. для них она открывает устройство мира. Колобок это Солнце, и сказка рассказывает, как день сменяет ночь. Заметьте, ни один ребенок не огорчается от того, что Колобка съели. Когда мама читает её снова, Солнце возрождается. У детей другое восприятие, связано оно с этапами в развитии психики.
- Как тогда выбирать сказки для своих детей? Какие сказки стоит читать, а какие - ни в коем случае?
- Стоит читать настоящие, народные сказки, которые не имеют авторства. Потому что они закладывают здоровые аспекты жизненных сценариев.
- А как на счет сказок разных народов? Можно ли читать их или надо выбирать только «свои»?
- Конечно можно, сюжеты ведь в них одинаковые. В. Я. Пропп проанализировал сказки разных народов и выделил 31 функцию сказки. В итоге сделал вывод, что последовательность функций во всех сказках сохраняется. Какие-то функции могут отсутствовать у некоторых народов, но порядок остается точным.
Когда я начала исследовать сказки, которые писали мои клиенты, поняла, что невротические сценарии связаны как раз с нарушением последовательности этих функций. И уже сказки, которые пишутся после психокоррекционных - в них последовательность выстроена точно.
Для человека любой продукт его творчества - это проекция его внутреннего мира, сказка отражает внутренние особенности автора, в том числе внутренние конфликты. Поэтому и не рекомендуется читать авторские сказки детям. Даже если это известный автор, его произведения транслируют аспекты его личного жизненного сценария, его внутренний конфликт. Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок перенимал чужой сценарий?
- Какие самые популярные сказочные сценарии? Например, среди ваших клиентов кто встречается чаще всего - Золушки, Спящие Красавицы или Царевны Лягушки?
- Каждая человеческая судьба уникальна. И даже если взять пять Золушек – это будут разные женщины с разными судьбами. Я работаю психологическим консультантом, и ко мне приходят мужчины и женщины чаще с конкретными запросами. Согласно этим запросам я и предлагаю написать сказки. Авторские сказки могут напоминать общеизвестные, но всё же существенно отличаются от них.
Я бы поделила сказки по сюжетам: самую большую часть составляют сказки о пути (куда идти, что делать в жизни). Это сказки о предназначении, о деле жизни и профессии, о смысле жизни вообще.
Второй тип - сказки о поиске суженого или суженой, чаще это женские сказки.
Третий - инициация в сказках, то, что связано с темой перехода, проживания возрастных кризисов, развития женственности/мужественности.
Четвёртый – сказки о взрослении. Конечно, клиенты не приходят и не говорят «я хочу повзрослеть», они говорят «я не знаю, что мне делать, у меня бывает паника». Панические состояния связаны с маленьким ребенком. И когда это взросление происходит с помощью сказок, уходят тревога и паника.
И, наконец, сказки о здоровье и сказки о деньгах.
- Алена, вы используете сказкотерапию как в работе с женщинами, так и с мужчинами. Какие же самые популярные мужские сказки?
- О пути.
- Насколько мужчинам легко написать сказку?
- Соглашаются они не сразу, но если соглашаются, как правило, сказки выходят очень красивыми.
- Чтобы изменить свой жизненный сценарий достаточно просто написать сказку - как-то не верится…
- Важно пройти уроки. Сказка имеет несколько уровней, один из них - уровень моральных уроков. Например, о девочке, наступившей на хлеб. Следующий уровень –уроки личностного развития. Например, представьте, если бы Золушка обиделась на мачеху, сестёр и весь мир, смогла бы она выйти замуж за принца? Если человек только написал сказку, она притянет в его жизнь цепь событий способствующих достижению результата, но он может не пройти испытание, если не усвоил урок. Поэтому важно сочетать сказку с психологической работой над собой.
- Знаю, что сказкотерапия широко применяется в работе с детьми, чем она отличается от работы со взрослыми?
- Разными принципами. Я работаю со взрослыми над сценариями, инициациями, достижением желаемого. С детками по другому - там важно с помощью разыгрывания сказок дать ребенку получить определённый эмоциональный опыт. Например, отреагировать эмоции к учительнице: Зайчиха-учительница учит маленького зайчика, а чего хочет маленький зайка? И ребёнок отвечает из своей проекции. Конечно, это очень тонкая работа, которую важно проходить с компетентным специалистом.
Для взрослых сказка - способ осознавания своих бессознательных аспектов, кодированных символами сказки. Для детей этого не в коем случае нельзя делать, эмоциональный опыт наоборот кодируют символами и отыгрывают с помощью сказки. «Даже, если зайка получает плохие оценки в школе, мама-зайчиха очень его любит. И когда хвалит, и когда ругает, одинаково сильно любит. А зайчик чувствует это?»
- Есть ли какой-то спектр проблем, с которыми нельзя работать в сказкотерапии?
- Психотические расстройства. Определённые психологические травмы, особенно связанные с ранним развитием. Во многом это зависит от компетентности специалиста работающего со сказкой.
- Как клиенту найти и выбрать себе сказкотерапевта?
-Трудная задача. Как я уже говорила, сказкотерапия это не отдельный метод. Так что, сначала, нужно выбрать направление в психологии, в котором хочется поработать, а потом уже искать, кто из специалистов данного направления использует в работе сказку.
- А у вас нет цели, запатентовать свой авторский метод, проводить по нему обучение?
- О том, чтобы запатентовать, можно подумать, спасибо за предложение. Для этого нужно выделить время и изучить процедуру патентования. А обучающие программы проводятся: каждый год существует набор в группу по сказкотерапии в гештальт-аналитическом подходе. Уже есть пять поколений выпускников этой программы:).
- В заключении нашей встречи, не могу не отметить, что у вас очень интересная фамилия - Колобовникова и вы работаете со сказками, удивительное совпадение, не правда ли?:)
- Колобовникова - это моя настоящая фамилия:). В какой-то момент, на том историческом ворк-шопе, увидев свою фамилию в программке, я прозрела и поняла, что связь между фамилией и тем, что я делаю очевидна. Думаю, это знак.
Когда же я вышла замуж и стал вопрос о смене фамилии, я решила оставить свою, потому что она редкая и очень созвучна тому, чем я занимаюсь.
- Да и имя Алена, Аленушка, по - моему, усиливает эффект сказочности:).
- Про имя как-то не приходило в голову, но мысль интересная, спасибо:).
- И вам спасибо за интересную беседу.
Шпундра Елена, 7 марта 2010 года