Гендерная дисфория
Мне 14, после рождения меня причислили к мужскому полу, но в начале пубертата осознала себя как транс женщину. Часто переживаю гендерную дисфорию, часто доходит до суицидальных мыслей и селфхарма. Семья не поддерживает, я не имею возможности выражать свою идентичность в причёске/одежде/тп. Есть одна поддерживающая подруга, все остальные знакомые не знают.
Вопрос от: ; Возраст: 14

психолог онлайн
Скажите пожалуйста, мы говорим о подруге, которую тоже причислили к мужскому полу при рождении?
Дополнение от автора
Нет, она женщина от рождения
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 380130 для Віталій Вікторович
Нет, она женщина от рождения
Дополнение от автора
Но, если откровенно, то дисфория - не единственная моя проблема, ещё, как минимум, заниженная самооценка(как я считаю, оправданно),тревожный тип привязанности, часто не могу понять, что вообще чувствую, бывает дереализация/деперсонализация(возникает ощущение, что я и все вокруг - нереально), бывает просто фоновая треаожность, причину которой трудно определить...
психолог онлайн
Марія Радченко
Здравствуйте. Вы переживаете непростой период жизни, очень жаль что Вам не хватает поддержки от близких, и, возможно, речь идёт о поддержке не только в вопросе гендерной идентичности, но и вообще?
Ценно, что есть поддержка от подруги.
Возможно, Вы могли бы искать ещё поддержку в кругу единомышленников, кто разделяет Ваши интересы. Какие у Вас есть увлечения? Также Вы могли бы выражать свои переживания через творчество? Что Вам нравится делать?
По вопросам суицидальных мыслей и селфхарма желательно проконсультироваться с врачом. Вы можете обратиться к семейному врачу, который направит к профильному специалисту для консультации и назначения лечения, если понадобится.
Также для улучшения состояния важно придерживаться режима сна, качественное питание, умеренные физические нагрузки, времяпрепровождение на свежем воздухе. Полезно осознавать свои эмоции, можно вести дневник, в который записывать свои переживания. Как обстоят дела с этим?
Расскажите, пожалуйста, подробнее, как влияет гендерная дисфория на Вашу жизнь в целом и какую помощь от психологов касаемо этого вопроса Вы хотели бы получить?
психолог онлайн
Дарія Андріївна Рудь
Это очень хорошо, что у Вас есть такая настоящая, понимающая и поддерживающая подруга с которой Вы можете безопасно поделиться о самом откровенном и рассчитывать на понимание и поддержку.
Да, я понимаю, что проблем намного больше. Так часто и бывает, что человек обращается с чем-то одним, то что в фокусе внимания и с чего можно начать, а по мере углубления всплывает всё больше и больше других проблем.
Со всем этим нужно работать в комплексе, но необходимо согласие родителей на Вашу работу с психологом
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 380143 для Ірина Василівна
Да, Вы абсолютно правы, от семьи у меня мало поддержки почти во всем.. но, в принципе, я уже смирилась, на меня сам факт отсутствия поддержки от них не влияет, но влияет то, что они часто нарушают мое личное пространство..
С увлечениями... Ох, тут все плохо :_( Вообще это одна из причин моей низкой самооценки - у меня практически нет интересов, а те, которые есть, неспособны заинтересовать людей и довольно проблематично найти единомышленников.. мне интересна история и этнография, и некоторые другие штуки связанные с этим, и то в последние годы я меньше стала интересоваться, но людей, которые таким интересуются, и при этом готовы принять мою идентичность, я не встречала... Сериалов/аниме/фильмов я почти не смотрела, так что обсуждать со мной толком нечего.. музыка ещё интересно, записалась на занятия гитарой, скоро пробное занятие, но что из этого получится - не знаю..
Из творчества я писала стихи о своем состоянии, отдавала их на хранение подруге, чтоб родители не нашли, в голове уже есть набросок нового стиха, но они все мне кажутся такиииими упоротыми и некрасивыми.. рисовать не умею, для прозы идей нету... Короче тут я тоже бездарность
Со сном у меня не очень.. на питание я не влияю, все покупают и готовят родители, но вообще не сказала бы, что у меня с этим проблемы, физические нагрузки... Ну, на физре занимаюсь да и все.. ходила на плавание, но у меня иммунитет никакущий, неделю похожу и потом месяц болею, так что перестала ходить.. с осознанностью эмоций все ужасно - часто сомневаюсь в эмоциях, часто кажется, что я навязываю себе тревогу, или, наоборот, спокойствие, или, иногда, возникают нелогичные эмоции... Например, сейчас, пока пишу это, вообще не понимаю, что чувствую.. то ли пустота, то ли тревога, то ли умиротворение от того, что получила возможность высказаться и получить помощь.. насчёт дневника задумывалась, но это может быть проблематично, опять же, родители лазят по моим вещам.. но я все же хочу завести, спрятать куда то..
Гендерная дисфория довольно сильно влияет на жизнь... Из-за нее у меня триггер на процессы, связанные с женской репродуктивной функцией (м*нструация/ов*ляция там..), мне очень плохо бывает от того, что у меня нет этих процессов и нет опыта, связанного с ними.. а полностью изолироваться от этой темы невозможно, это вполне нормальные вещи и люди имеют право их обсуждать, это я какая то кукухой двинутая... Да и вообще, скоро у нас по биологии будет тема про репродуктивную систему, вообще хз, как я там буду сидеть...
Также у меня касательно этого есть проблемы, связанные с сексуальностью(надеюсь, тут можно такое обсуждать?...). Думаю, тут стоит упомянуть, что нравятся мне как парни, так и девушки, но девушки больше, и свою роль я определяю как более "пассивную"..Вообще я пытаюсь подстраивать процесс м*стурбации под мою идентичность (поза, фантазии, способы стимуляции), так что во время самого процесса такие тревоги возникают редко, и чаще они на втором плане... Иногда у меня создаётся впечатление , что я осознанно отталкиваю определенные предпочтения, чтобы быть более женственной.. например, часто бывало такое, что меня возбуждало что то, что обычно возбуждает мужчин, и уже после орг*зма мне было дико стыдно, мерзко и неприятно, что мне такое понравилось... Также меня в последнее меня прям воротит от "проникающей" роли моих г*ниталий, вообще перехотелось их задействовать в ПА, ноо, во-первых, ведь все нормальные люди занимаются сексом, так или иначе, с участием половых органов, опять одна я какая то поехавшая, а во-вторых, опять же, подсознание берет свое, и мне приходится подавлять свои естественные желания... Ну, и также мне некомфортно от выделения с*мени...
Самое ужасное во всех этих переживаниях - я никак не влияю на порядок этих вещей. Я уже такая, какая есть, я не изменю своего опыта из прошлого и полностью не изменю свою физиологию, тем более сейчас, когда у меня нет денег и все решения нужно согласовывать с родителями..
Ещё дисфория возникает из-за того, что учителя часто видят в нас с подругой "пару", и, бывает, шутят про это... Это в целом, я считаю, не очень этично, типо, как бы там ни было, ваше дело - провести урок, а межличностные отношения вас не касаются..
А в целом чаще всего дисфория проявляется в мелочах. Например - недавно, пока я мылась, мне стало очень тревожно, и я решила, что когда выйду с ванны, достану валентинку, которую мне подруга подарила на 14 февраля, перечитаю, что она мне написала, и станет легче, но не тут то было... Я заметила деталь, которую раньше не замечала - Валентина подписана моей фамилией в мужском роде давального відмінка... Я абсолютно уверена, что она это написала по ошибке, не подумав, да и я сама хз, как в ж.р. мою фамилию склонять, но, несмотря на это, мне все равно стало еще тревожнее...
От психолога хотелось бы в идеале как то принять себя, но я не особо верю, что у меня получится..
Простите, если плохо написано как то, у меня плохо с умением изложить мысли...
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 380144 для Віталій Вікторович
Ох, в этом и проблема... Мать моя вообще не признает моих переживаний и не собирается вести ни к какому психологу, хотя прекрасно понимает, что что-то не так.. вообще я пыталась заниматься со школьным психологом, но пока что результатов это не дало, да и встречи регулярно проводить не можем...
психолог онлайн
Ірина Василівна Гуральчук
Добрый вечер/ночь.
Со всем перечисленным Вам лучше всего обратиться к психиатру, потому что тревожность и дереализация могут быть симптомами разных ментальных расстройств. И гендерную дисфорию тоже психиатр может у Вас диагностировать. Есть статистика, что транс люди больше подвержены риску тревожных и депрессивных расстройств, это связывают с уровнем инклюзивности общества, в котором люди росли (чем он выше, тем тревога с депрессией соответственно ниже). Так что в любом случае о своей психике нужно позабититься, и обратиться за поомщью к врачу. Вы можете попробовать обратиться самостоятельно по направлению от семейного врача, но психиатрическая помощь, как и назначаемое лечение (от тревоги и дереализации, если оно потребуется) обычно платные, так что в любом случае нужно будет сказать родителям, что Вам нужна помощь (такими словами, какими родитялям будет понятно, что Вам плохо и помощь нужна).
С школьным психологом, если ей доверяете, можно продолжать работать, поскольку психологическое сопровождение Вам нужно тоже. И в Вашей ситуации, результат от консультаций с психологом (снижение тревожности) будет заметен не сразу. Есть и другие варианты бесплатной помощи, такие как онлайн-ресурсы для психологической поддержки подростков (teenergizer и другие). Но эффективнее всего найти психотерапевта индивидуально и работать с ним (до 18 лет - с согласия родителей, после - без него).
психолог онлайн
Марія Радченко
Благодарю за доверие.
Из того что Вы описываете, у Вас много интересов, которые могут быть для Вас опорой, как для наполнения своей жизни радостью, так и для выражения эмоций и поиска единомышленников.
Если говорить о стихах, то хочу заметить, что многие творческие люди критически относятся к своему творчеству, даже те, кто создаёт шедевры. Продолжайте писать если к этому лежит душа.
цитата:
Со сном у меня не очень.. на питание я не влияю, все покупают и готовят родители, но вообще не сказала бы, что у меня с этим проблемы, физические нагрузки... Ну, на физре занимаюсь да и все.. ходила на плавание, но у меня иммунитет никакущий, неделю похожу и потом месяц болею, так что перестала ходить..
Тут есть часть того, что от Вас не зависит, а часть зависит.
Например, Вы можете организовать для себя комфортный режим сна, просыпаться в одно и то же время и ложиться в одно и то же время. Хороший сон очень сильно влияет на состояние.
Также можете организовать регулярную активность, те же прогулки на свежем воздухе, если Вам это подходит. Регулярная забота о себе в тех аспектах, которые Вы можете контролировать, может улучшить Ваше состояние.
Если будет желание и возможность этим заниматься.
цитата:
с осознанностью эмоций все ужасно - часто сомневаюсь в эмоциях, часто кажется, что я навязываю себе тревогу, или, наоборот, спокойствие, или, иногда, возникают нелогичные эмоции... Например, сейчас, пока пишу это, вообще не понимаю, что чувствую.. то ли пустота, то ли тревога, то ли умиротворение от того, что получила возможность высказаться и получить помощь.. насчёт дневника задумывалась, но это может быть проблематично, опять же, родители лазят по моим вещам.. но я все же хочу завести, спрятать куда то..
Замечаю один момент, что Вы оцениваете свои эмоции и состояния, и оцениваете негативно. Это может угнетать Вас.
Но эмоции, чувства и переживания не плохие и не хорошие. Попробуйте сознательно не оценивать их хоть какое-то время.
Хоть 10 минут в день выделить на это — просто наблюдать свои эмоции, не оценивая их. Можно выписывать. Если боитесь что кто-то прочитает, можно после этого уничтожать и выбрасывать записи, или записывать заметку в телефоне и удалять, или в какой-то программе под паролем. В общем, записывать полезно, а каким способом выбирайте что Вам удобнее. Слушать себя и не осуждать. Потому что чувствуется, что у Вас идёт сильная борьба между тем, что Вы переживаете, и как это оцениваете. И с одной стороны критическое мышление это не плохо, но если Вы слишком давите на себя, то результат, как Вы сами заметили, низкая самооценка.
Что касается отношений с родителями, это отдельный важный вопрос. Сейчас Ваши возрастные особенности влияют на то, что Вы отделяетесь от родителей, это нормальный процесс и могут возникать конфликты. Вам нужно личное пространство, с которым по каким-то своим причинам родители могут не всегда считаться и пытаться Вас контролировать, могут не понимать Вас так, как Вам нужно. С другой стороны, Ваша семья это микромодель общества, тренировочная площадка, где Вы можете вырабатывать навыки общения с другими. Тем более что природа психики такова, что Вы в будущем можете привлекать именно таких людей, которые похожи на родителей. И здесь у Вас есть возможность научиться как с ними взаимодействовать, учитывая их характер, свой характер, свои желания и потребности, сохраняя уважение к ним и к себе. И даже если что-то будет не получаться и будут конфликты и не все будет складываться как Вам комфортно — это нормально, Вы делаете то, что можете, Вы развиваетесь, получаете опыт и знания, навыки, и со временем сможете сформировать окружение, отношения с людьми, в которых Вам будет комфортно. Со временем Ваша зависимость от родителей будет уменьшаться и Вы будете больше выбирать то, что Вам комфортно и за что Вы сами отвечаете.
Из того что Вы описываете про гендерную дисфорию, чувствуется, насколько этот вопрос важен для Вас, и в этой теме для Вас много тревожного. И мне чувствуется, что Вам, возможно, не хватает бережного, понимающего отношения к Вашему вопросу. И тревога, возможно, усиливается не от самого факта, как Вы себя хотите идентифицировать, а от того, как Вы это оцениваете — прослеживается некое непринятие.
цитата:
Мать моя вообще не признает моих переживаний
Жаль, что родители не могут дать Вам поддержку и понимание. Вы можете постепенно учиться поддерживать себя самостоятельно и находить помощь и поддержку от других, кто может в этом поддержать.
Если можно дать рекомендацию, то подчеркну то что уже написано Выше: давайте себе хоть немного времени на то, чтобы слышать, наблюдать себя, свои желания, переживания, чувства, без оценки, без осуждения. Ваша оценивающая часть Вас защищает, поэтому "отключить" ее совсем и просто так не получится, но если подходить к этому с осознанием, постепенно, с заботой, то, думаю, Вы сможете улучшить свое состояние.
цитата:
хотелось бы в идеале как то принять себя
Это очень важно, и Вы уже делаете шаг к этому.
Дополнение от автора
цитата:
Хоть 10 минут в день выделить на это — просто наблюдать свои эмоции, не оценивая их.
Я стараюсь так делать, отключить сознательный контроль и чувствовать то, что чувствую, но тогда мне начинает казаться, что я вообще ничего не чувствую, а когда начинается какое то проявление эмоций, тревоги, то снова будто автоматически включается сознание и приглушает эти эмоции, и я не могу нормально их прочувствовать и понять, чего я хочу и что с ними делать... Я уже вообще сомневаюсь, нужна ли мне психологическая помощь, ведь в настоящий момент я не так остро чувствую дисфорию.. ночью словила какую-то паническую атаку/тревожность(?) из-за такой непоследовательности моих эмоций, что я не могу их нормально систематизировать и выложить, чуть не дошло до самоповреждения, уже начинала царапать себя ногтями... Вообще у меня прямо сейчас происходят происходят буквально судьбоносные события в жизни, моя мать сегодня поедет в роддом, рожать третьего ребенка, отец будет с ней и, в связи с этим, я сейчас нахожусь у друзей родителей, в непривычной обстановке.. это могло повлиять на мои эмоциональные реакции или я реально просто дура непоследовательная?...
Также касательно этого, хотела бы сказать, что мне постоянно кажется, что в прошлом, даже самом недавнем, я вообще была бессознательной, воспоминания воспринимаются будто в тумане, по настоящему я воспринимаю только настоящий момент... Это нормально или нет?..
цитата:
И тревога, возможно, усиливается не от самого факта, как Вы себя хотите идентифицировать, а от того, как Вы это оцениваете — прослеживается некое непринятие.
Возможно, Вы правы.. просто я вижу, как к этому относится общество, что цисгендерным людям не нужно доказывать свою идентичность, они могут быть собой просто по факту рождения, а мне нужно ждать, терпеть, чтобы хотя бы частично выразить себя и свою женственность, и то для общества я все равно останусь просто сумасшедшей, принять меня смогут единицы..
цитата:
Это очень важно, и Вы уже делаете шаг к этому.
Если честно, то я обращаюсь скорее из безысходности... Убить себя я, скорее всего, не смогу, опять зассу на последних этапах планирования, но и жить я так не могу..
Спасибо Вам большое за понимание и поддержку, в последнее время этого очень не хватает..
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 380151 для Марія Радченко
Спасибо большое за совет
С родителями вряд ли получится, но, быть может, если до 18 не оклемаюсь, то обращусь..
психолог онлайн
Марія Радченко
цитата:
Я стараюсь так делать, отключить сознательный контроль и чувствовать то, что чувствую, но тогда мне начинает казаться, что я вообще ничего не чувствую, а когда начинается какое то проявление эмоций, тревоги, то снова будто автоматически включается сознание и приглушает эти эмоции, и я не могу нормально их прочувствовать и понять, чего я хочу и что с ними делать
Вам тревожно и сложно переживать интенсивные эмоции. Можно выражать их через творчество, стихи, рисунки, музыку, даже прослушивание музыки и прогулки, возможно посещать какие-то творческие кружки, где можно направить эмоции в творческое действие.
Также можете использовать приемы саморегуляции, добавлю короткое описание:
1. Дыхание "4-4-4-4" – вдохните на 4 секунды, задержите дыхание на 4 секунды, выдохните на 4 секунды, снова задержите дыхание на 4 секунды. Повторите несколько раз, чтобы успокоиться.
2. Заземление "5-4-3-2-1" – найдите 5 вещей, которые видите, 4 – которые можете потрогать, 3 – которые слышите, 2 – которые ощущаете (например, тепло или холод), 1 – одну мысль о себе. Это помогает вернуться в настоящий момент.
3. Напряжение и расслабление – сильно напрягите одну группу мышц (например, сожмите кулаки) на 5 секунд, затем медленно расслабьте. Повторите с разными частями тела, чтобы снять напряжение.
4. Переключение внимания – сделайте что-то простое, но другое: нарисуйте что-нибудь, пройдитесь, послушайте музыку или выпейте воды. Это помогает "перезагрузить" мозг.
5. Самообъятие – скрестите руки на груди и слегка обнимите себя, можете погладить плечи. Это создает чувство безопасности и помогает расслабиться.
Важный момент. Не ждите, когда будет совсем плохо, тренируйтесь применять приемы саморегуляции сейчас, чтобы когда эмоции захватывают Вы уже знали как себя успокоить. Это помогает.
цитата:
Я уже вообще сомневаюсь, нужна ли мне психологическая помощь, ведь в настоящий момент я не так остро чувствую дисфорию
Если Вы пока не готовы разговаривать с родителями на счёт обращения к психотерапевту, то в случаях когда Вам будет тяжело, Вы можете сами обращаться на телефон доверия, на сайты где предоставляется кризисная психологическая поддержка, к психологу в учебном заведении.
цитата:
ночью словила какую-то паническую атаку/тревожность(?) из-за такой непоследовательности моих эмоций, что я не могу их нормально систематизировать и выложить, чуть не дошло до самоповреждения, уже начинала царапать себя ногтями...
Самоповреждение может происходить на фоне стресса когда нет других навыков как справиться с очень сильным психическим напряжением. Поэтому важно искать другие способы как можно себя успокоить. Попробуйте использовать приемы саморегуляции.
А также составьте свой список, что помогает Вам успокоиться, когда Вам тяжело.
Когда не можете выдерживать, обратитесь к близким, кто поможет Вам обратиться к специалистам, если не сможете справляться с тяжёлыми переживаниями и если будет нужна медикаментозная или психологическая поддержка.
цитата:
Вообще у меня прямо сейчас происходят происходят буквально судьбоносные события в жизни, моя мать сегодня поедет в роддом, рожать третьего ребенка, отец будет с ней и, в связи с этим, я сейчас нахожусь у друзей родителей, в непривычной обстановке.. это могло повлиять на мои эмоциональные реакции или я реально просто дура непоследовательная?...
Эти события и правда могут сильно влиять на Ваше состояние и вызывать стрессовые реакции. Возможно, Вам сейчас особо остро не хватает поддержки от родителей и Вы не знаете как ее получить. И может быть грустно, что не понятно как достучаться к ним теперь. К тому же в семье скоро появится малыш и Вам может быть тревожно в связи с этим, о том, как все будет дальше, что изменится.
Можно когда будет возможность, откровенно поговорить с родителями о том, что Вы сейчас переживаете, можно написать смс если сложно говорить. Если это важно для Вас.
Но также важно понимать, что Вы сами уже много чего можете и умеете. И с одной стороны в силу переходного возраста Вы уязвимы — это кризис для каждого подростка, плюс изменения в семье. С другой стороны Вы имеете большой потенциал дальше осваивать эту жизнь и строить ее как Вам хочется.
Но важно понимать, хоть Вы и взрослеете, помощь и поддержка взрослых все ещё важна и нужна, и это нормально.
Вопрос, с кем из Вашего окружения кроме родителей Вы можете пообщаться, когда Вам тяжело? Возможно, другие родственники, знакомые, кто то из учителей? С кем просто можете проводить время и с кем Вам просто уютно?
цитата:
Любое Ваше состояние и реакции это нормально, и это адаптация к условиям жизни. Ваша психика автоматически выбирает те реакции и состояния, которые будут самыми благоприятными в каждый момент.
психолог онлайн
Марія Радченко
"просто я вижу, как к этому относится общество, что цисгендерным людям не нужно доказывать свою идентичность, они могут быть собой просто по факту рождения, а мне нужно ждать, терпеть, чтобы хотя бы частично выразить себя и свою женственность, и то для общества я все равно останусь просто сумасшедшей, принять меня смогут единицы.."
Когда Вы со временем будете больше принимать и понимать себя, Вас будет меньше беспокоить мнение общества и будет достаточно принятия тех, кто понимает.
А с другой стороны, Вы со временем сами можете стать тем человеком, кто принимает, понимает, поддерживает других, кто сталкивается с такими же переживаниями — как специалист в помогающей профессии, как волонтёр, как лидер мнений. Тогда сможете оказывать некое влияние на общество, ведь каждый из нас это часть общества и это мы его создаём, каждый человек.
"Если честно, то я обращаюсь скорее из безысходности... Убить себя я, скорее всего, не смогу, опять зассу на последних этапах планирования, но и жить я так не могу..
Спасибо Вам большое за понимание и поддержку, в последнее время этого очень не хватает.."
Обращайтесь когда будет потребность.
Дополнение от автора
↩ Реакція на відповідь № 380172 для Ірина Василівна
цитата:
Реально помогает, особенно самообьятья... Спасибо за советы
цитата:
Единственный человек, с которому я доверяю и с кем могу поговорить, когда мне плохо - уже упомянутая подруга. Иногда даже слов от нее не нужно - достаточно просто побыть рядом, дотронуться там, обнять... Но есть проблема. Мой телефон сломан, и родители отказались его чинить или покупать новый из-за того, что я знакомилась и общалась с людьми в интернете(сейчас я могу писать потому что, как я уже говорила, мы находимся у друзей родителей, и она вставила мою симку в ее старый телефон, чтобы была прямая связь со мной), так что написать ей когда мне плохо, я не могу, и гулять тоже не можем, ведь без телефона мать не сможет набрать меня и узнать, где я, что со мной... Вообще, когда эмоции совсем напирают, я беру телефон брата и выговариваюсь чату gpt.. да, знаю, это плохо, странно и неправильно, ведь это не настоящий человек и он не способен меня понять, но куда деваться..
цитата:
как специалист в помогающей профессии
Вот кстати, с этим тоже есть проблемы, я вообще не представляю, кем хочу быть.. раньше хотела быть преподавателем, но мать когда узнала об этом, то не приняла такой выбор, даже высмеяла его перед одной из родственниц.. я после этого какую то демотивацию словила, подумала ну и пошли вы все жопу, буду уборщицей какой нибудь работать, или официанткой.. позже мать поставила перед выбором - либо мед, либо айти, либо что-то техническое .. короче что угодно, лиш бы не то, что мне надо... Сейчас эта демотивация, вроде, потихоньку уходит, ноо я уже сомневаюсь, хочу ли я быть учительницей... Короче тут тоже все плохо
цитата:
А как принять себя?.. или об этом лучше поговорить на индивидуальной сессии с школьным психологом?...
психолог онлайн
Добавлю ещё про выбор жизненного пути. Это только Ваш выбор и Ваша ответственность, так как Вам скоро будет 18, и лучше Вы займётесь чем-то, что интересно Вам, чем будете позже жалеть о том, что сделали то, что хотела от Вас мама, а не Вы сами.
То бишь, если не хотите быть врачом или программистом - не будьте. Путь врача долгий и сложный, так что нужно либо действительно гореть профессией, либо очень сильно интересоваться медициной, чтобы всю жизнь посвятить науке и пациентам. Иначе это прямой путь в выгорание для (будущего) врача и возможный вред людям, с которым он будет работать. Айти - широкая и очень прибыльная сфера, но опять же, если Вам не интересно, Вы не обязаны.
С другой стороны, не обязаны отказываться от образования и сразу идти работать, если это не Ваше личное желание, а чисто из чувства протеста против ожиданий мамы. Тут важно посидеть с собой и своими желаниями столько, сколько будет нужно, взвесить все за и против разных решений. Вот это как раз можно принести в работу школьному психологу, психологи в школе обычно работают с темой профессионального выбора для школьников (не принимают решение за подростков, а именно помогают определиться самостоятельно и с помощью тестов). Так что удачи с этим тоже!