Эмоции - от каменного века до наших дней
Не трогай ты мой каменный топор
И шкур моих набедренных не тронь
В.Высоцкий
Однажды в пещеру, где жило первобытное человеческое племя, заглянул голодный пещерный медведь. Молодая женщина, заметила его и испуганно завизжала. Потом она схватила плачущего ребенка и кинулась внутрь пещеры. Но ее крик уже разбудил мужчин. Гневно обнажая клыки, они хватали палки и каменные топоры. Медведь уже забрался в пещеру, но в этот момент что-то больно ударило зверя по носу и глазам. И пещеру наполнил леденящий вой. Это вождь племени швырнул горящую головню, а шаман выдул из турьего рога боевой сигнал. Все члены племени вместе кинулись на растерянного зверя, лупя его палками и камнями. От такого нападения полуослепший медведь спасся бегством. Пещеру же наполнил праздник. Все прыгали и кричали. Молодая мать подбрасывала маленького ребенка, и он от общего веселья позабыл свой страх и восхищенно попискивал. И только подраненный подросток плакал у входа - его мать бросилась со всеми на медведя, и, отмахиваясь, тот разбил ей голову. Сын не смог защитить ее и по его щекам капали слезы стыда.
Было так или не было сказать сложно. Но я и не пишу исторически достоверную историю. Я предлагаю разобраться с изначальными эмоциями, пришедшими к нам из того самого первобытного мира. Вот так быстро и непосредственно действовали наши предки. Иначе было нельзя - съедят. Сейчас в нас еще живы те изначальные природные реакции, хотя общество внесло свои изменения. Если проследить реакцию древних людей, то получится: медведь-страх-бегство или медведь-гнев-драка или спасение-радость-танец.
Итак: эмоция — это быстрая реакция на событие внешнего или внутреннего мира, организующее тело на дальнейшее движение. Ощущать радость спасения – это внутреннее событие. А танец помогал выплеснуть остатки энергии, собранной для драки или бегства.
Эмоции — это быстрые физиологические реакции, перестраивающие организм для действия. Как это происходит? Сигнал от глаз, ушей, носа, мышц и кожи идет в мозг. Там есть системы, обрабатывающие и соотносящие информацию, затем активируется лимбическая система мозга, потом через гипоталамус и гипофиз увеличивается тонус тела (меняется состояние сердца и сосудов) и дается сигнал на соответствующие мышцы. Считается, что срочная информация идет от ушей в большей степени.
Так все непросто, но зачем нам такие подробности? Ведь даже не зная этого, мы вполне успешно можем отпрыгнуть от взвизгнувшей тормозами машины. Вот именно что не зная. Нам с вами нужно понять и запомнить, что эмоциональная реакция подсознательная. Почему? Потому что сознание наше достаточно медлительно - пока мы сообразим что вот эта тень рычащая это медведь, пока переключим дыхание, сосуды, сердце на другой режим, пока включим мышцы – для драки их нужно более сотни… В общем медведь успеет уже до нас добраться. Ах, нет, не до нас, а до нашего предка.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Но ведь в нашей жизни тоже есть ситуации, требующие быстрой реакции - переход улицы, игра в футбол…ну игра с начальством. Стоп! А ситуаций ведь таких гораздо меньше у нас, чем у нашего пещерного предка! Поэтому нам, современным людям, нужно (опять же на ковре у начальника или в семье) эмоции скорее отслеживать, и тщательно продумывать все слова и поступки. Да, но ведь подсознательная реакция никуда не девается! Заходим на важный разговор и волнуемся (как волнуемся – боимся, злимся или другое?) и все мышцы включились. Тонус мышц появился, но реально мы не бросаем в хама на улице каменным топором, да и понравившуюся девушку редкие отставшие в эволюции особи готовы тут же прижать в углу. Да, но сила то мышечная уже подсознательно выделена - все работает. И куда же она идет?
Если мышца не смогла выплеснуть энергию (напряжение мышцы идет от определенных химических процессов), то мышца эту энергию накапливает!
Самым простым вариантом разрядки такой неиспользованной энергии является физическая нагрузка – спорт, танцы, просто энергичная прогулка. Однако в городе редко сразу после эмоциональной нагрузки вы можете заняться танцами. В крайнем случае подойдет паркурJ
Умные японцы для работников офисов даже придумали разрешенный способ физической разрядки: в приемной перед кабинетом начальника ставить его резиновое подобие. Каждый вышедший может дать кукле в лоб и выплеснуть свой гнев. Ну а если не гнев? А если была обида, страх или другое? Тогда читайте дальше.
Когда вы радуетесь или злитесь, то вы можете отследить мышечную реакцию лица на эмоцию. Мимика. Это мгновенные изменения мышц лица, которые помогали людям того самого пещерного времени без долгих дебатов договориться как действовать вместе. Вот у вождя обнажились клыки – все племя знает, что надо драться. А если расширились глаза и сделал шаг назад – надо бежать. От пожара, например. Ведь вождь во все времена это не самый сильный или самый умный, а самый чутко реагирующий на ситуацию!
То есть эмоции кроме мобилизации организма играют еще и роль несловесного (невербального) общения для координации действий группы.
Одиночество Тема одиночества часто возникает при работе с клиентами или при общении с потенциальными клиентами. Людям страшно встречаться с этим переживанием, и они готовы сделать что угодно, лишь бы найти способ как игнорировать его. Можно уйти с головой в рабо...
Что такое выгорание? Признаки выгорания. Эмоциональное и профессиональное выгорание Выгоранию больше подвержены те, кто общается со «сложными» людьми; те, чья работа сопряжена с эмоциональным сочувствием и включением; те, у кого большая ответственность на работе. Хроническая усталость может быть признаком эмоционального выгорания.
запитати психолога онлайнТакое общение возможно не только между людьми, по мимике ваша собака или кошка тоже вполне понимает ваше настроение. Хотя и собака, и кошка привыкли выражать эмоции не только мордой, но и хвостом и всем телом. Человека видимо они считают слегка …телесно косноязычным. Ведь кроме лица обращают внимание и на походку, дыхание, запах, цвет шерсти-кожи, постановку корпуса и т.д. Они действительно все про нас понимают, только сказать могут на своем языке. А мы?
Мы скорее ориентированы общаться лицом, но у нас тоже масса языков! Только мимика основных эмоций одинакова как для аборигенов Африки, так и для менеджера из Лондона. За это открытие мы должны благодарить Пола Экмана, по работам которого и сняли в Голливуде нашумевший сериал «Солги мне».
Однако есть различия в культурах – более осознанной частью языка эмоций является жест. Кстати знаете выражение «как кошка с собакой»? Так вот язык жестов у кошек и собак совершенно разный. Собака поднимает хвост и виляет им, когда довольна, а вот кошка, когда рассержена. Общаться им действительно тяжело. Так и в разных культурах жесты говорят о разном. Так, простое одобрительное и покровительственное поглаживание ребенка по голове в Китае вызовет бурный гнев – поглаживание по макушке головы сродни отрезанию от жизненной основы и пожеланию смерти. Наши фигуры из 3-х пальцев, именуемые в просторечии «дульки-фигушки», в Японии вызовут бурный восторг – ведь это предложение секса. А то, что в Болгарии чтобы дополнить свое «нет» нужно резко кивнуть головой вы знаете?
В общем, можно разделить врожденные и общие для всех культур и даже некоторых животных (человекообразных обезьян) эмоциональные проявления – это мимика и некоторые телесные реакции (например в гневе мы сжимаем кулаки, а при отвращении делаем отстраняющий жест). Совершенно отдельно нужно рассматривать жесты и реакции, различные в разных культурах. Они обусловлены воспитанием и более осознаны, а значит их проще подделать.
Мимику и бессознательные телесные реакции можно сдержать полностью, но очень сложно. Это могут только профессиональные политики и игроки в покер. И все равно мгновенные реакции при определенной тренировке вы сможете заметить. Итак разделяем микро реакции: нормальную мимику – 2-3 секунды, скрытую реакцию (это реакция которую от вас пытаются скрыть) – менее секунды, осознанную мимику – более 5 секунд. Осознанная мимика у человека бывает в двух случаях: эмблема и обман. Что это такое?
Иллюстрация: Учительница входит в класс разгневанная. Она показывает всему классу залитый чернилами классный журнал и риторически вопрошает: «Вы мне можете объяснить, что это такое? Кто мог это сделать?!» Весь класс удивленно поднимает брови, качает головами и всячески открещивается от этакого безобразия.
Здесь реакция длится более 5 секунд. Но далеко не все в классе врут. Большинство учеников просто специально продлевают и усиливают свою эмоцию удивления, чтобы ее увидел учитель. Это и называется эмблема. Реальная эмоция, мимику которой усилили. И все же в классе есть врун. То есть человек, который реально все это сделал. Он будет показывать эмблему так же как и другие! К этому у него может быть добавлен страх, стыд или другая эмоция, которую он попытается скрыть. Поэтому эмблема у него появится позже – через 2-3 секунды, когда он сможет справится с правдивой эмоцией и повторить эмблему соседей. Как разобраться, кто лжет, если в классе человек 30, а отличие правдивой и ложной эмоции-доли секунды? Очень сложно! Все выражения на лице кроме эмблем очень быстро проходят. А правдивое удивление – самая мимолетная эмоция! Но есть вторичные сигналы. Например, если вы обратите внимание на ноги учеников или студентов в конце занятия, то увидите – носки туфель будут у большинства смотреть на дверь. А при общении в небольшой группе носки обуви будут у всех раскрыты к наиболее эмоционально интересному объекту, голова может быть при этом повернута совершенно в другую сторону – к объекту интересному интеллектуально. Так вот лжец в классе будет не заинтересован в общении с учителем, и его ноги скорее всего будут «посматривать» в сторону двери. Стопы же остальных учеников скорее будут раскрыты на учителя – они готовы к общению, чтобы убедить в своей правдивости. Ноги дальше от головы и их тяжелее контролировать.
Вы можете проверить этот факт в метро или на вокзале (сам перевод слова вокзал – помещение, где говорят) – там довольно много людей общаются в ожидании поезда. В группе часто можно заметить такую картинку: носки туфель будут развернуты на человека, который что-то рассказывает в этот момент. Если же в группе молодых людей одна девушка, то носки туфель будут развернуты либо на девушку либо на лидера этой группы. Те люди, у которых туфли будут развернуты на девушку будут явно или скрыто конфликтовать в разговоре. Таких реакций вы сами немного понаблюдав можете проследить множество. Кстати вы можете сами обратить внимание: если рассказ собеседника вам интересен, то вы постараетесь развернуть носки на него, а если интерес пропал, то носки встанут боком. Эта реакция подсознательная.
Итак, мимика подсознательна и практически не лжет. А вот жесты это язык определенной культуры. Его «и подделать можно», как говорил почтальон Печкин.
До этого мы с вами говорили про эмоции бурные и мгновенные. Но ведь есть и другой вариант. Вы идете по улице и чувствуете, что новые туфли немного трут. Если прогулка недолгая, то вы просто переоденете через несколько минут обувь и забудете об этой мелочи. А если нет такой возможности? К вечеру ни о чем кроме несчастных ног вы и думать не сможете и настроение будет прямо скажем ужасное! Вот, вот это и есть настроение.
Настроение — это длительно действующая слабая эмоция. Поскольку она изначально достаточно слабая, то мгновенной реакции в виде действия не вызывает. Однако физиологические ее последствия из-за длительности могут быть гораздо более сильными, чем у краткой, но интенсивной эмоции.Зарисовка: бабушка, еще молодая и вполне респектабельная гуляет с малышом лет 4-х. «Бабушка, смотри какая конфетка у девочки. Купи мне такую!» Бабушка в смятении – мама строго приказала конфеты не покупать – у мальчика аллергия. «Солнышко, но ведь ты же взрослый и знаешь, что тебе нельзя конфеты.» Мальчик поджимает губы и дальше прогулка идет в молчании. «А хочешь пойти на площадку?»-с надеждой спрашивает бабушка. «Нет! Ты плохая, я не хочу с тобой гулять!» Через некоторое время бабушка пытается загладить «вину». «Лапушка, не обижайся, а давай мы тебе купим вот ту красную машинку, которую ты хотел?» После милостивого согласия ребенка они довольные идут на детскую площадку.
Ситуация очень характерная. Ну во первых ребенок конечно знает, что ему нельзя конфету. И тем более знает, что у бабушки есть слабина. Какая? Мальчик ведь не обижен – он злится. Злится долго, так что это становится его настроением на некоторое время, а потом выплескивается. А бабушка не может поверить, что ребенок умеет злиться. Он ведь не злой! И приписывает ему обиду, но и сама не может терпеть длительно эту ситуацию. Можно с уверенностью сказать, что еще несколько таких эпизодов и мальчик вполне усвоит, что для того, чтобы получить что-то нужно не проявлять злость, а изобразить обиду, и все будет сделано так как он захочет.
Все эмоциональные реакции формируются в детском возрасте. Это мы взрослые подсказываем детям, какие эмоции показывать на разные ситуации. В результате таких связей ситуация-эмоция-эмблема ожидаемой эмоции-результат формируется эмоциональный мир ребенка. Этот эмоциональный мир проходит проверку в пубертатном возрасте (11-16 лет, плюс минус 2 года). В этом возрасте ребенок решает, что он уже совершенно взрослый. К тому же у него происходят определенные гормональные и физические изменения, и взрослость эта становится внешне заметной. Именно в этом возрасте заканчивают формироваться сложные эмоциональные комплексы, которые мы и называем чувствами.
Мимику, обозначающую дружбу или гордость или другое чувство найти гораздо сложнее. Потому, что все чувства — это сложные комплексы эмоциональных состояний (или высшие эмоции). Если вы видите, что друг злится в разговоре с вами, то не обязательно дружба врозь. Возможно, он злится на себя потому, что долго не может отдать вам долг.
Чувства более длительные, более осознанные, более сложные и более подверженные влиянию извне эмоциональные процессы. Когда любите можно испытывать к объекту вашего чувства и радость, и гнев, и обиду. Можно радоваться, что любимый пришел и одновременно злиться, что давно не приходил. То есть чувства могут включать разные эмоции и даже одновременно. Поэтому про чувства нужно писать отдельную книгу. И не факт, что это поможет во всем разобраться, ведь все романы в мире написаны о чувствах – сделало ли это лично вас счастливым?
По нашей пещерной истории мы можем выделить основные эмоции: страх, гнев, презрение, любовь, радость, стыд. Можно еще упомянуть раздражение, часто через это слово обозначают сдерживаемый гнев. Просто в нашем обществе гнева много, а вот выражать его не принято. А вот стыд более признанная эмоция. Стыд — это уже не совсем «пещерная эмоция». Она появляется позже в уже развитом обществе. Где есть понятия «что такое хорошо, а что такое плохо». Вот если плохо, а надо сделать хорошо, а не получилось, тогда стыд(сам виноват) или обида (кого-то виноват). Впрочем, есть и еще одна эмоция, появляющаяся позже – удивление. Когда в пещеру заглядывает медведь - вы вряд ли удивитесь, а скорее попробуете сбежать. А если он попробует вас укусить, то вряд ли нужно обижаться, а нужно что-то совершенно другое. Удивление появилось у пещерного человека, когда он впервые принялся разглядывать не яблоко или тигра среди ветвей, а начал разглядывать цветок или яркую птицу. Просто из интереса. Именно с развитием ориентировочной реакции или как мы говорим в быту любопытством и интересом к окружающему миру в целом. Не только к тому, что нас кормит и греет! Именно эмоции интереса мы обязаны нашим разумом. Человек — самое любопытное животное на Земле.
Итак, выделяем эмоции, с которыми мы живем.
- Страх (ужас, опасение),
- гнев (раздражение, ярость),
- презрение (отвращение),
- грусть (печаль),
- стыд,
- радость (восторг),
- удивление,
- любовь (как нежность, приязнь - быстрая эмоция, требующая действия).
Впрочем, живем мы с ними не всегда мирно - на консультациях многие хотят избавиться от эмоций и быть более спокойными.
ПОЧЕМУ?
Ну я понимаю, что страх или гнев не слишком приятные эмоции – именно для того чтобы избавиться от них мы и начинаем действовать наиболее энергично. Но тихая грусть, воспетая поэтами, радость, любовь, удивление…
В детской книжке я прочитала чудный стишок:
Га-га-га гогочет гусь,
га-га-га – гоните грусть.
Точно так же мы гоним многие другие эмоции, ведь без них спокойнее. Но это все - равно, что пытаться не спать из-за того что вам приснился кошмар.
Эмоции это часть внутреннего мира. Если мы их прогоняем, то они начинают управлять нами незаметно.
Предлагаю вам пройти тренинг стоп-кадр. Итак, пожалуйста, внимательно проинспектируйте свое тело. Вы сидите спокойно и читаете эту статью, мышцы лица расслаблены, немного напряжены кисти и возможно еще мышцы вокруг глаз (расслабьте, будет легче воспринимать). А теперь вспомните какой-нибудь грустный случай. И попробуйте мысленно рассказать про себя историю. С подробностями. Когда почувствуете то самое чувство, грусть, сделайте всему своему телу стоп-кадр. Все, вы замерли! Все мышцы, даже мигательные и глотательные и самые мелкие мышцы лица и пальцев – все замерло! А теперь проведите опять инспекцию своего тела – что поменялось по сравнению с первым разом? Мышцы лица, рук, ног, спины, живота? Если ничего, значит на самом деле это не грустная история. Или вот именно вас она не трогает. Попробуйте еще. А если вы почувствовали-что? Возможно поднялись внутренние уголки бровей, обозначилась межбровная складка, опустились уголки губ, напрягся подбородок, поднимая центр губ, взгляд опустился – что еще? В вашей грусти может скрываться и слабая улыбка или что-то еще. Это лично ваш эмоциональный коктейль. Ах, совсем не так? Тогда это не грусть. К сожалению, в детстве некоторых учат, что грустить плохо. И человек взрослый с трудом различает эту эмоцию у себя и у других. Чем это нехорошо?
Зарисовка: сидит девушка у окна и с грустью смотрит на капающий осенний дождь. Звонок телефона: «Нет, никуда не пойду, что-то плохо себя чувствую. Ну да, буду выздоравливать, созвонимся…» Положив трубку телефона, девушка роняет голову на руки и начинает тихо плакать.
Что случилось?
Девушка не умеет грустить! Она понимает, что ей плохо и пытается оправдаться плохим самочувствием. Если бы она знала, что это не грипп, а грусть, то возможно сумела бы найти «лекарство» от своего состояния.
А что же собственно лекарства? Их часто показывают по телевизору – «выпейте, и будет вам счастье». Лекарственные препараты могут помочь при остром горе, но не решают вызвавшую его проблему, а только убирают эмоциональный накал. Лишают нас пусть неприятных, но нужных нам эмоций. Ведь мы уже говорили, что именно эмоция двигает нас действовать и решать проблему.
Итак, что же произойдет с нами без эмоций? Есть ли такие люди, которые живут без эмоций? Оглянитесь. Да, люди мало эмоциональные встречаются на каждом шагу! Идут по улице и ничего на лице не написано! Ну, не совсем так. Если внимательно присмотреться, то можно заметить – взвизгнули тормоза, и кто-то отшатнулся, а кто-то сжал кулаки. Кулаки это не мимическая, но вполне понятная и искренняя реакция гнева. Это реакция на неожиданный быстрый звук. Это не отсутствие эмоций, это сдержанность. То есть мы в быту встречаемся чаще с людьми сдержанными.
Кстати, знаете как в Древнем Риме отбирали легионеров годных к службе в армии? Вербовщик подходил к новобранцу и давал ему пощечину… Зачем? Затем, что у одних людей на внезапную агрессию лицо бледнеет, глаза расширяются, голова слегка уходит назад, а у других кулаки сжимаются и подбородок выпячивается вперед. Понятно кого отбирали в римскую армию? Конечно вторых! Реакция страх-гнев является мгновенной и искренней.
И вот здесь я бы хотела обратить ваше внимание – как его не сдерживай, но ТЕЛО НЕ ЛЖЕТ! Мгновенная эмоциональная реакция может поддаваться контролю только путем длительных специальных тренировок, например в разведке или при игре в покер.
Почему в большом городе так много сдержанных людей? Нам слишком мало места для выражения эмоций. Когда вы стоите в лифте, прижаты к нескольким попутчикам, то обычно стараетесь даже не разговаривать так ведь? В биологии это называется эффект группы. Когда поведение и даже физиология человека и животных тоже меняется в большом скоплении. Например, чайки в одиночку боятся человека, а группой становятся настолько агрессивны, что могут заклевать даже белого медведя.
Хотя если вы были в Риме или в городах Индии, то наверное замечали, что выражение эмоций там происходит гораздо более энергично. Да и в селах Украины люди гораздо легче выражают эмоции. Итак, что заставляет нас сдерживать эмоции?
- Холодный климат – большое количество одежды делают жесты и тело менее выразительными в движении.
- Социальный статус – начальник не имеет права проявлять эмоции, а должен быть сдержанным. Это миф, но возник он на реальной исторической основе. Сейчас начальник не вождь-ему не надо бежать самому, а нужно организовать на «бежать» окружающих
- Большое скопление людей в городах. Особенно в местах, где возможен физический контакт – метро, лифт и др. Почему? Потому, что при контакте телесном особенно когда вас касается напряженная мышца другого человека происходит эмоциональный всплеск. В зависимости от зоны контакта это может быть агрессия или сексуальность. Такой всплеск как мы уже говорили подсознательная реакция. И мы в группе подсознательно расслабляемся и щадим себя и других от постоянных изматывающих всплесков эмоций.
Однако вы можете возразить, что есть феномен толпы. Когда все люди в большом скоплении начинают активно проявлять эмоции – массовая паника или массовый энтузиазм. Это еще один биологический феномен – эффект массы. Точнее это оборотная сторона эффекта группы. Когда в большом скоплении человек сдерживает эмоции, то, как мы уже говорили, энергия копится в мышцах. Если кто-то начинает в такой среде активно проявлять эмоции, то скопленная энергия, заблокированная в мышце, высвобождается. А вот каким образом… Если человек, начинающий проявлять эмоции не обладает качествами харизматического лидера, то толпа его практически стремится уничтожить. Чтобы восстановить равновесие. Ведь в том состоянии, при котором рядом находится много людей, человек чувствует себя напряженным. А если эмоциональный человек лидер, то толпа начинает сопереживать его эмоции. Основное качество харизматического лидера – эмоциональность и сексуальность. Это кроме способности почувствовать и выразить словами общую для всех идею.
Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека и передаются другим людям, сопереживаются. Особенно в ситуации физического контакта или близости, общей деятельности, общего ритма, общей идеи.
То есть фактически и древние пляски у костра и фольклорные хороводы и современные дискотеки это массовое эмоциональное сонастраивание. Здесь настраиваются положительные эмоции от разрешенной сексуальности. Как и групповые занятия спортом. Здесь настраиваются и выплескиваются эмоции гнева, обиды, страха и др., а на смену им приходит удовлетворение.
Обратите внимание, что многие социальные запреты направлены на то, чтобы накопить эмоциональное напряжение и потом его направить на некие действия, полезные обществу. Например, ограничения сексуальности есть во многих культурах, но ведь обществу выгодно увеличивать количество людей? Да это так, но еще обществу выгодно создавать возможность для общей деятельности, сохраняющей это общество. А совместная деятельность «питается» энергией сексуальности. Свободная сексуальность не позволяет вести совместную деятельность.
Представьте себе лето, жарко и на ткацкую фабрику приходят ткачихи чем мать родила… Рабочий день вряд ли будет продуктивным. Особенно если мужчины коллектива их поддержат. На эту тему рекомендую почитать рассказы Веллера «Легенды Невского Проспекта»
Сдерживание сексуальности и других эмоциональных реакций в обществе имеет целью направление энергии (в первую очередь мышечной, но и общего психического тонуса) на деятельность, полезную обществу.
Однако в больших городах способы сдерживания эмоций бывают настолько эффективны, что возникает обратная картина – люди учатся эффективно сдерживаться, но не учатся эффективно выражать эмоции. Снижается рождаемость, повышается невротичность (внутренние конфликты).
В средние века, когда запреты на эмоции стали достаточно жесткими в городах устраивали карнавалы, чтобы снять копящееся напряжение. А сейчас? Сейчас эту роль играет хобби.
А теперь продолжим наш тренинг СТОП-КАДР.
Попробуем разобраться с эмоциями в приятной ситуации. Итак, пожалуйста, еще раз внимательно проинспектируйте свое тело. Вы вновь сидите спокойно, мышцы лица расслаблены. Обратите внимание, что часть мышц заняты поддерживанием позы и удержанием мышки, но остальные мышцы расслаблены. Если нет – расслабьте «помогающие» мышцы, обратив особое внимание на мышцы лица, тогда тренинг пройдет эффективнее. Теперь вспомните какой-нибудь приятный случай. Сделайте глубокий вдох-выдох. Попробуйте пережить приятную ситуацию вновь, шаг за шагом. Как ощущение? Если ничего не испытываете – выберите что-то другое и начните сначала. В самый приятный момент делаем стоп-кадр! Замирают все мышцы тела, и мы их внимательно наблюдаем. Что изменилось по сравнению с первым разом? Поднялись немного уголки рта и наружные уголки глаз, дыхание стало более глубоким и ровным, глаза стрельнули вверх. Что-то еще? Например, если поднялись уголки губ и плотно прижались к зубам, то радоваться вы предпочитаете несколько напоказ. А если при улыбке высоко с напряжением мышцы поднимается верхняя губа (как это бывает у супермоделей), то радость для вас неотрывно связана с преодолением трудностей.
Чем это плохо?
Зарисовка: красивый, уверенный в себе мужчина лет сорока выходит из машины и поднимается в свою комфортабельную квартиру. Он доволен – из очередных переговоров, похоже, будет толк. Итак, сейчас переодеться, поцеловать жену и детей и вновь в офис. На столе он находит записку: «Дорогой, я устала тебя ждать. У нас так красиво все начиналось. Но за последние 5 лет ты был со мной и с детьми 2 недели. Прощай – свяжемся через адвоката.»
Возможно так, или немного менее, по-американски холодно, а с криками и выяснением отношений. Мужчина (или женщина) который может получать радость от жизни только при преодолении трудностей, он обычно успешен в карьере. Он очень красиво ухаживает и с шиком празднует свадьбу с любимой женщиной (он ее добьется, чего бы это ни стоило). Но вот наступает тихое семейное счастье, дети. А вот этого он не понимает – для него счастье в преодолении. И он берется за карьеру и дальше реже бывает дома. В результате – отчуждение и развод. Или договорные формальные отношения в семье.
Социологи говорят, что это классика для Голливуда. Интересный мужчина в сорок лет переживает кризис, меняет дом, жену и начинает заниматься йогой. Йога помогает простраивать отношения с телом и снимать лишнее напряжение.
Или более простой вариант – увлечение экстремальными видами спорта. Когда после офиса сотрудники с увлечением играют в пейнтбол или лазают по деревьям или разбегаются по разным танцевально-спортивным клубам. В пространстве бывшего Союза, к сожалению, такой вариант меньше используется, чем в Европе (около 30% населения против наших 10%). А в Китае и Японии занятия национальными физическими системами это традиция, в которую вовлекается более половины населения.
У нас такие традиции тоже все больше входят в моду.
Однажды в парке я видела чудную картину: молодой отец с полчаса подбрасывал и играл с годовалым сыном с криком «я чемпион». Вот так формируется взаимосвязь радость – преодоление. Однако вряд ли папа малыша понимал, что делает сыну не лучший подарок: фактически с раннего возраста радость малыша будет зависеть от присутствия зрителей его успехов, при чем зрителей, которые его должны оценить высоко.
Величайший подарок, если вы умеете радоваться в тишине наедине с собой.
Итак мы с вами попробовали пережить самые древние эмоции – грусть и радость. Это первые эмоции, которые испытывает человек, когда рождается. Конечно радость это эмоция к которой мы стремимся. Но чтобы жизнь была вкуснее в ней должно быть немного грусти.
Есть классический опыт с лабораторными крысами: часть крыс отлично кормят, устраивают удобные клетки и совершенно не загружают никакой деятельностью. Эта группа крыс проживает сытую, но недолгую жизнь. Другую группу крыс плохо кормят и каждый день несколько раз бьют током – не смертельно, но отрицательные эмоции им обеспечены. Эти крысы живут тяжело, но, как ни странно, несколько дольше, чем первая группа. А вот третью группу крыс то кормят хорошо, то забывают, то бьют током, то оставляют в покое. Вот эта группа крыс и выходит в долгожители. Вы думаете, что такие эксперименты жестоки? Я думаю, что лабораторной крысе надо, наконец, поставить памятник, ведь такой эксперимент, возможно, научит кое-чему важному нас людей.
Подведем итоги:
- Эмоция - это быстрая (порядка секунд) реакция на событие внешнего или внутреннего мира, организующая тело на действие и позволяющая невербально передавать информацию в группе.
- Основные (дискретные) эмоции: страх (ужас, опасение), гнев (раздражение, ярость), презрение, отвращение, грусть (печаль), стыд (срам), радость (удовольствие, восторг), удивление (любопытство), любовь.
- Настроение – длительная слабая эмоция, дающая основной эмоциональный фон. Имеет большой физиологический эффект.
- Чувства – сложные или высшие эмоции могут включать несколько эмоций одновременно и действуют длительно.
- Тело не лжет – по телесным реакциям мы сознательно можем определить наши подсознательные или быстрые процессы, которые до этого не осознавали.
Опубліковано на сайті 09-09-2009