Как учить уроки с гиперактивным ребёнком?
«Сиди тихо!» или просто «Сядь!» «Не вертись!», «Не отвлекайся!», «Не шуми!» - сколько таких замечаний за школьный день слышит обыкновенный активный школьник, а уж гиперактивный и того больше… Для ребёнка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ) в процессе обучения основной проблемой может стать именно постоянные замечания со стороны учителя, а дома ещё и родные совсем не рады замечаниям в его дневнике…
Вот и получается, что учёба превращается в зло, которое портит отношения с любимыми мамой и папой, а поскольку от этой учёбы никуда не деться, то зло это неизбежно… Вы бы с удовольствием ходили на работу, где трудно, всё непонятно и постоянно ругают??? Здесь хочется вспомнить пословицу: «Даже ребёнок может привести лошадь к водопою, но и сто мужчин не заставят её пить, если она не испытывает жажду»…
Так и с обучением – теряется мотивация, желание и смысл учёбы, из-за негативных оценок снижается самооценка и повышается тревожность и агрессия. Что же делать? Облегчить школьную жизнь своему гиперактивному потомку могут родители, помогая ему справиться с домашним заданием. Конечно, в обучении такого ребенка есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия. Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.
Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил!
Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.
Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.
Как не банально это звучит, такому ребёнку очень важен режим, то есть чёткое расписание, которое соблюдается изо дня в день. Это даёт ребёнку ощущение стабильности, уверенности, а его нервной системе – возможность набирать ресурс для следующего трудового дня. Замечательно будет, если Вы составите ваш режим вместе, всей семьёй, постаравшись выслушать мнение каждого. Утром – хотя бы контрастное умывание, массаж ушек и растирание ладошек, после школьных занятий – прогулка на свежем воздухе и чаще проветривайте помещение – нервная система нуждается в большое количестве кислорода!!!
Так как такие дети часто очень не внимательны, поначалу всю роль организующего звена взрослый берёт на себя, и по мере обучения ребёнка постепенно «передаёт» ему ответственность за собственные действия. Так, например, собираемся вечером в школу – «А что ты завтра наденешь? А куда это нужно положить, что бы утром можно было быстро найти? А какие завтра у тебя уроки (смотрим в дневник и проговариваем все свои действия – берём такую-то тетрадь, такой-то учебник) и т.д.» Непосредственно выполнение домашних заданий делим на несколько подходов – сначала Вы оцениваете, сколько всего задано и делите это на части приблизительно по 10-15 минут и такие же перерывы. Причём во время перерыва ребёнок не бежит смотреть телевизор или играть на компьютере, а совместно с вами может делать небольшую зарядку (потянуться вверх, в стороны, сделать мягкие круговые вращения головой, поднять и опустить плечи, пройтись на руках (Вы держите за ноги) по комнате), рассказать Вам о прошедшем школьном дне, показать рисунки-поделки, помечтать о выходных и т.д.
Интервалы выполнения уроков можно изменять, судя по состоянию ребёнка – устал, начал больше ерзать и отвлекаться – сделали перерыв, сидит спокойно, без напряжения – продолжаем заниматься. Когда устанет – обязательно похвалим, что писал палочки не 10, а целых 11минут!!!
Кстати о похвале – искренняя похвала ребёнка необходима ему как витамины! Причём желательно, чтобы она была конструктивной – такой никогда не бывает много. Это когда хвалишь не просто так, а обязательно указать за что – «Отличная вот эта палочка у буквы», «В этом месте очень аккуратно», «Сегодня – гораздо быстрее, чем вчера», «Ты очень старался, выучил целый стих!!!». И пусть пока стих состоит из четырёх коротеньких строчек, а Вам пришлось тоже очень постараться, чтобы отыскать более-менее «приличное» место в его каше из закорючек – похвалите его сегодняшнего, как он вырос по сравнению с позавчера!!!
Покажите ребёнку, что он растёт, развивается и Вы замечаете и цените его старания – ещё на прошлой неделе все цифры три были написаны зеркально, а сейчас попадаются и правильные! Любить – просто так, разного, просто за то, что он есть, но хвалить – по существу. Тогда и меньше надобности у ребёнка привлекать внимание взрослых «плохом» поведением, ведь и так родители видят и ценят его старания!!!
А ещё игры – благодаря эмоциональному вовлечению ребёнок лучше усвоит материал. Например, состав слова поможет учить «Балда» (Виселица); катая друг другу по полу небольшой мячик, называем слова на какую-то определённую букву, игра в рифмы – весёлые-смешные записываем на память в тетрадку. Очень полезная игра «чёрное и белое не покупать, да и нет не говорить» - в игровой форме учит ребёнка контролировать себя, развивает внимание. Хороши подвижные игры – «Прятки», «Замри-отомри» (после одного хлопка бегаем, после двух – замираем). Игр должно быть много, разных – сначала попробовать, подойдёт – не подойдёт, понравилась – играем, нет – предложим через месяц.
Теперь вам под силу ваши проекции Проекция – это вынесение своего внутреннего материала наружу и проецирование его на внешний мир. Таким образом мы попадаем в зазеркалье собственного внутреннего мира и не осознаем это.
Зв'язок між харчуванням та психічним здоров'ям Зв'язок між харчуванням і психічним здоров'ям добре відомий: дослідження показують, що їжа, яку ми вживаємо, може мати значний вплив на наш настрій і загальне самопочуття. Наш раціон може впливати на роботу мозку і навіть відігравати певн...
запитати психолога онлайнПомните картину «Опять двойка»? Если дома ребёнка ждут глаза родных, полные упрёка, вряд ли ему захочется идти в эту школу. И ещё – дорогие родители, вспомните, пожалуйста, зачем Вы ходили в школу в первом классе, что Вам там нравилось, а что нет, что мешало и что помогло Вам учиться… Вполне возможно, что это поможет Вам лучше понять те сложности, которые встречаются на пути Вашего ребёнка. Удачи Вам!!!
Опубліковано на сайті 26-07-2012