У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Транскультуральное исследование неврозов

У Психолога » Професійним психологам » Транскультуральное исследование неврозов

В глазах многих специалистов этнопсихиатрия - проблема довольно интересная, но совершенно оторванная от реальных потребностей практического здравоохранения. Ответ можно дать двоякий. Во-первых, наука имманентна и не обязана отвечать на вопрос "зачем". Изучение эволюции гоминидов вряд ли поможет развитию энергетики, исследование монгольских этносов не отразится на сельском хозяйстве. Идеология в СССР требовала обязательного "практического применения", и стагнация в фундаментальных науках связана отчасти с этим императивом. Вместе с тем, история науки знает множество случаев, когда сугубо академические исследования приводили к мощным практическим реализациям. Достаточно вспомнить лихенологию - науку о мхах и лишайниках - предмет увлечения горстки "оторванных от практики чудаков", результатом же явились антибиотики. Во-вторых, многое зависит от постановки вопроса. Этнопсихиатрия прямо связана с этнопсихологией, о существовании которой забыли (а скорее - не знали) власти предержащие в СССР. Скандальная война в Афганистане не могла быть выиграна по многим причинам, в том числе из-за психологических особенностей мусульман фундаменталистов. Однако даже частные этнопсихиатрические проблемы нередко имеют отчетливый социальный резонанс. В Якутии было проведено обследование детей эвенков и регистрировано аномально большое, число олигофренов. Достаточно квалифицированные профессионалы, знающие эвенкийский язык, при повторном изучении это не подтвердили: русские психиатры задавали вопросы не те и не так, как нужно при работе с эвенками. Так была предотвращена довольна серьезная коллизия. Еще одна группа факторов связана с проблемой модернизации традиционных обществ. Многочисленные исследования показали, что основным условием успешной модернизации общества является соответствие формальных правил (законов, социальных институтов) неформальным отношениям, господствующим в данной этнической группе. Так американские индейцы, долгое время жившие по своим, часто весьма деструктивным законам, получив американское право и конституцию часто, вместо прогресса начали демонстрировать полную дезинтеграцию общества, массовый алкоголизм, рост числа самоубийств. Народы Севера и Дальнего востока столкнулись с проблемой дезадаптации своих ценностей, норм, традиций и обычаев к формальным правилам более развитого общества. К несчастью, им не было оказано в этом специфической помощи (как делается, например, в Норвегии). В результате эти народы столкнулись с проблемой "дуализма норм" т.е. ситуации, когда официальные, формальные нормы никак не совмещается с неформальными, реально действующими в обществе (нормативная неконгруэнтность). В результате образуется разрыв, приводящий к сильному социальному напряжению и провоцирующий девиантное поведение. Для народов Севера это алкоголизм и другие виды аддиктивного поведения. Весьма существенен в рассматриваемой связи, хоть и значительно более прост, вопрос о наличии  этнической специфики в содержании обыденного сознания. Это, прежде всего относится к так называемым значениям – стереотипам, фиксирующим типичные для членов этноса понятия, знания, умения, нормы поведения. Представляя пограничную зону общественного сознания (на его обыденном уровне) и бытовой культуры, эти стереотипы выполняют важную в воссоздании характерных для каждого этноса свойств. Утрата (или приобретение) его членами какого – либо стереотипа – значения неизбежно влечет за собой определенное изменение этих свойств. Следует так же не забывать, что этнические особенности психики представляют собой разновидность социально – психологических явлений, основным источником которых выступают общественные, групповые связи и отношения. В частности, этнические особенности таких  социально – психологических механизмов, как внушение, подражание и взаимоподражание не сводятся  лишь к общим специфичным чертам индивидуальной психики членов этноса.

Наконец, характеризуя этнические особенности личности, следует напомнить, что непременным компонентом каждого этноса является этническое самосознание. При этом такое самосознание отнюдь не сводится, как подчас полагают, к сознанию этнической (национальной) принадлежности. Ведь самосознание есть осознание человеком своих  действий, чувств, мыслей, мотивов поведения. Соответственно этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические стереотипы. Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах и формируются в дихотомии «мы» - «они».

Немаловажным является факт влияния этноса на развитие адаптивных способностей личности. Каждый человек, общаясь  в течение жизни с другими людьми, постоянно присваивает  материальные и духовные ценности, накопленные человечеством. Естественно-исторический процесс развития человечества происходит главным образом не в плане наследственной эволюции, а путем передачи от одного поколения людей к другому социально накопленных знаний, образа жизни, культуры. Изменяющиеся благодаря этому функциональные возможности адаптированной психической активности личности непрерывно связаны с содержанием его деятельности и всей динамикой личностного своеобразия. Рассматривая процесс формирования пограничных психических расстройств, невозможно оставить без внимания значение стрессовых ситуаций как этиопатогенетического фактора участвующего в развитии  неврозов, их индивидуальную значимость для личности, а так же влияния фактора социального реагирования личности при развитии у нее тех или иных психических расстройств. Чрезмерная фиксация внимания на недопустимости, постыдности душевных болезней чаще присуща обществам с более выраженным директивным стилем воспитания. Существует множество доказательств социальной обусловленности национальных различий восприятия социумом психических расстройств. Причины этих различий лежат в представлениях того  или иного общества, культуры относительно того, каким должен быть человек этого общества или конкретного его слоя. В соответствии с этим общество разрешает или запрещает те или иные эмоциональные проявления, регламентирует степень выражения эмоций, то или иное поведение оценивает как желательное или нежелательное. В каждой культуре существует множество воспитательных приемов, призванных влиять на подрастающее поколение в этой области. Средствами достижения этой  цели могут быть социальные институты, религиозные обряды, традиции, народные обычаи.

Рассматривая процесс формирования личности в аспекте транскультурального исследования, нельзя не упомянуть о структуре личности предложенной Э. Берном  и изложенной в книге «Игры в которые играют люди». Известный психоаналитик описывал ее как совокупность трех составляющих: родительской, отвечающей за безапелляционные нормы, установки, правила и оценки; взрослой, организующей процессы приема и переработки  информации с последующим принятием решения; и детской – включающей в себя эмоциональные проявления. Невроз с позиции трансактного анализа Э. Берна рассматривается как нарушения гармоничности субличностей, подавление той или иной субличности. Различия отношения той или иной этнической группы к психическим заболеваниям во многом зависит от норм, правил, традиций данного этноса, впитанных человеком в процессе воспитания, взросления и формирования его характера.

Материал и методы

Сайт пропонує психолог онлайн безкоштовно.

В процессе исследования транскультуральных особенностей возникновения обсессивно-компульсивных расстройств в структуре пограничных состояний было обследовано 60 человек, в возрасте от 19 до 55 лет. 35 из них были представители славянской этнической группы, из них 20 женщин и 15 мужчин. Остальные 25 человек были крымскими татарами. Из них 6 мужчин и 19 женщин. Исследования проводились на базе КРКПБ №1 и КРПБ №5 г. Симферополя. Учитывались такие факторы, как длительность заболевания на момент первого обращения в специализированное лечебное учреждение, социальная поддержка испытуемого на момент первых проявлений расстройств невротического спектра (в частности навязчивостей), отношение родственников, друзей, социального окружения и самого больного к патологическим переживаниям. Для более детального изучения всех вышеперечисленных факторов был разработан опросник, который использовался вместе с клинико-анамнестичесих методом исследования. Все пациенты, участвующие в исследовании страдали различными формами пограничных психических расстройств, в частности – тревожно-фобические расстройства-25 человек (17 славян и 8 крымских татар),  другие тревожные расстройства (паническое расстройство) – 22 человек (12 славян и 10 крымских татар), неврастения – 11 человек (7 крымских татар и 4 славян), обсессивно-компульсивные расстройства – 3 человека (все славяне).

Преобладание той или иной обсессивной симптоматики представлено в таблице №1:

 Таблица 1.

Преобладание обсессивных симптомов у лиц различных этнических групп.

Вид обсессивной симптоматики

Славяне

читайте також:

Работа с целями в терапии: с чем можно столкнуться, и на что обратить внимание Этапы работы с целью схожи с этапами психологического консультирования: важно выслушать клиента; помочь принять ответственность за происходящее в его жизни; помочь клиенту изменить поведение , что позволит ему быть более продуктивным ; увеличить навыки преодоления трудностей на пути к цели; раскрыть потенциал

Метод центральной темы конфликтных отношений (CCRT)

запитати психолога онлайн

Крымские татары

Навязчивые мысли

31

17

Навязчивые действия (ритуалы)

3

0

Навязчивые влечения

1

2

Навязчивые страхи

35

24

 

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе интервьюирования исследуемых было выявлено, что сразу после возникновения болезненных переживаний за специализированной помощью обратились только 12 человек, из которых 10 славян, 2 крымских татар. В течении 6 месяцев после их возникновения 34 человека, из которых 23 славян, 11 крымских татар, более чем через 6 месяцев после возникновения невротических симптомов 14 человек – 12 крымских татар и 2 славян.

Интересен тот факт, что примерно одинаковое количество пациентов, прежде чем обратиться за специализированной помощью использовали для лечения так называемые экстрасенсорные методы. Так за помощью к различного рода магам, потомственным гадалкам и предсказателям обращалось 19 славян и 13 крымских татар (что составило 54,2% и 52% от общего числа испытуемых той или иной этнической группы соответственно).

Была исследована зависимость времени обращения к психиатру от отношения окружения пациента (родственники, друзья) к болезни. Были получены следующие результаты (таблица №2):

Таблица 2

Отношение пациента и его социального окружения к возникшим у него симптомам душевного расстройства.

 

Славяне

Крымские татары

Кто первый из родственников, друзей, знакомых узнал от пациента о его душевном расстройстве.

Родители

24

22

Родственники

8

3

Друзья

3

0

Кому из своего окружения пациент предпочел бы не говорить о беспокоящих его симптомах

Родители

4

7

Родственники

13

8

Друзья

18

10

Отношение к болезни

Родители

 

 

Осуждают

 

 

Терпят

4

2

Поддерживают

31

23

родственники

 

 

Осуждают

3

2

Терпят

4

8

Поддерживают

28

17

Друзья

 

 

Осуждают

5

5

Терпят

14

7

Поддерживают

16

13

 

Процентное соотношение выглядит следующим образом (таблица №3):

 

Таблица 3

Отношение пациента и его социального окружения к возникшим у него симптомам душевного расстройства – процентное соотношение.

 

 

Славяне

Крымские татары

Пытались скрыть наличие заболевания от:

родителей

11,4%

28%

Родственников

37,14%

32%

Друзей

51,4%

40%

Сталкивались с осуждением болезненных проявлений со стороны:

родителей

0

0

Родственников

8,57%

8%

Друзей

14,28%

20%

 

Выводы.

Таким образом было выявлено, что с большой долей вероятности  на более позднее обращение за специализированной помощью крымских татар (48% пациентов обратились за помощью через 6 и более месяцев после возникновения болезненных проявлений) влияют такие факторы социального взаимодействия, как боязнь осуждающего отношения со стороны родителей (которая, кстати не находит реального подтверждения в статистических данных) у крымских татар (28% испытуемых предпочли бы скрыть факт развития симптомов заболевания от родителей, при этом наличие открытого осуждении со стороны родителей отрицается всеми пациентами). И более часто встречающееся осуждение со стороны друзей пациентов у крымских татар – 20% по сравнению с 14,2% у славян.

Кроме того наблюдается различие в преобладании той или иной невротической симптоматики. Так например более часто встречаются у крымских татар панические расстройства (34% славяне, 40% крымские татары), неврастения  (28% крымских татар, 11,4% славян). При этом тревожно-фобические расстройства чаще встречаются у славян (48,57% славян, 32% крымских татар).

Значительных различий в преобладании той или иной обсессивной симптоматики выявлено не было. Однако очевидно, что присутствуют отличия в болезненных проявлениях представителей разных этнических групп. Объяснить подобные результаты, возможно путем изучения этнических различий механизмов психологической адаптации.

Необходимо отметить, что дальнейшее изучение характера невротических расстройств и обсессивной симптоматики в частности позволит существенно улучшить качество специализированной помощи пациентам.

Список литературы:

1.               Александровский Ю.А. – Пограничные психические расстройства. – (Руководство для врачей). – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1997г.

2.                Э. Берн. – Иры в которые играют люди// Санкт-Петербург: изд-во «Питер», 2005г.

3.               Белик А. А. Психологическая антропология - поиск синтеза в науках о человеке // Советская этнография. 1990. №6. С. 152 - 160.

4.               Бумке Л., Шильдер П. Современное учение о неврозах. – Одесса, 1928. – с.96

5.               Социокультуральные проблемы современной психиатрии. Матер. VIII научных Кербиковских чтений / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.С. Положего, Ю.Р Красковского., Г.С. Шостаковича. -М., 1994. 136 с.

6.               Транскультуральные исследования в психотерапии / Под ред.: М.М. Кабанова, Б.Д. Карвасарского, В.Д. Вида, Г.Л. Исуриной: Сборник научных трудов. Т. 124. -Л, 1989. 174 с.

7.               Мухина В.С. Этнопсихиатрия: настоящее и будущее//Психологический журнал. 1994.№3.С. 42-49.

8.               Этническая психология. Под ред. Егоровой А.И. //Санкт-Петербург: изд-во «Речь», 2003г.

9.               Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Положего, А.А. Чуркина: Сборник научных трудов. М. - Ижевск, 1997. 336 с.

10.          Целебеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях. - М.: Медицина 1972. – 1. – С. 6-72.

У Психолога » Професійним психологам » Транскультуральное исследование неврозов
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія professionalam Поверить или предать? О стыде и о форме работы со стыдом

Смысл терапии - помочь клиенту научиться распознавать и уважать свой внутренний мир. Открыть в себе любовь-агапе - часть профессионализма терапевта.

психологія professionalam Гиперактивный ребенок. Часть 2

Несколько способов работы психолога с ребенком, у которого синдром дефицита внимания и гиперактивности. Методы коррекции СДВГ.

Усі публікації розділу Професійним психологам ᐉ

 
Обговорення "Транскультуральное исследование неврозов"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr