Агрессия в детско-родительских отношениях ч. 4
В предыдущих трех частях этой статьи, речь шла большей частью о здоровой агрессии и ее функциональной задаче в нашей жизни. О том, что испытывать злость, как и любую другую эмоцию является естественным и необходимым для здорового состояния и отношений. Необходимо лишь сформировать адекватные личностные границы в ребенке, которые станут внутренним маркером собственных ощущений в отстаивании своей законной автономии и соответствующего уважения к чужой.
Однако, разумеется есть и иные феномены проявления чрезмерной детской агрессии. Со стороны, это выглядит, как, не адекватная ситуации агрессия ребенка во вне к другим детям и взрослым. Однако, поведения ребенка - это лишь поверхностный срез, внутри же такого ребенка переполняют несоразмерные возрасту душевные переживания, бывает, даже связанные, с различного рода насилием. Ее достаточно четко можно продиагностировать в игровой, песочной терапии, в создании различного рода "кричащих" арт-образов с помощью красок. Когда ребенок очень навязчиво, от сессии к сессии проигрывает однотипную агрессивную историю с игрушками: бьет, убивает, закапывает персонажей в своей сказочной истории.
Такое поведение может сигнализировать о том, что ребенок претерпевал или являлся свидетелем разрушительной агрессии в отношении себя или своего окружения. Чтоб хоть немного снизить напряжение, ребенок неосознанно ввязывается в конфликтные ситуации, отыгрывая полученные сценарии и перенаправляя их на других, тем самым получая временную психическую разрядку.
Аналогичным образом происходит и у его взрослых. Однако, у взрослых, есть возможность выбора, поиска помощи в разрешении негативных обстоятельств их жизни. У ребенка нет. Это зона ответственности его родителей. И в тех случаях, когда у детей жизненной энергии совсем мало или у них уже сформирован «комплекс хорошести», они, чаще всего будут выступать в качестве жертв во внешних кругах, а их естественной, подавленной агрессии, к сожалению, часто приходится находить выход в аутоиммунных заболеваниях. И это уже та ситуация, которая требует внимательного выяснения всех обстоятельств с родителями и помощи ребенку в проживании и последующем его восстановлении после травматического опыта, посредством специальных психологических инструментов.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
Такие травмы, безусловно, не рождаются у ребенка сами по себе а напрямую проистекают из его семейной системы. И для достижения наибольшего эффекта, исключающего последующего травмирования ребенка, наилучшим будет целостная работа со всей семей. Иначе, изолированная работа только с ребенком без интегрирования всех членов семьи в этот системный процесс, будет только временным обезболивающим средством, не решающим причины проблемы.
Потому как, чтоб избавиться от корня недуга, тут необходима диагностика психо-эмоционального климата внутри семейных взаимоотношений и всех ее участников на предмет их внутри личностных конфликтов, которые проявляются в деструктивном поведении и других процессах семьи. По результатом психологического исследования, будет выявлена потребность в определенной коррекции психологического состояния родителей, которая чаще всего требует терапии травм их собственных «внутренних детей», заключающаяся в проживании вытесненной, неосознаваемой агрессии и иных чувств, а также во взращивании своей здоровой взрослой части личности.
Психолог
Арт-терапевт
Александра Музыка
Опубликовано 2021-03-18 в 23:51:01
Опубліковано на сайті 18-03-2021