’ороший психолог: с чего начать?

професси€ психолог "ќ  профессии"


ѕервого клиента, как и первого мужчину положено помнить всю жизнь. ј € вот своего не помню. Ќо очень хорошо вижу себ€ р€дом с ним. “у молоденькую студентку, 19-ти лет, котора€ училась на отлично и регул€рно тренировала свои психологические потенции на друзь€х и родственниках. ƒа прост€т они мен€ сейчас!


я помню себ€! ћесто и обсто€тельства! » даже примерно тему разговора. Ќо сам человек успешно стЄрт из моей пам€ти. » пр€четс€ теперь под обломками моей неуверенности и страха оказатьс€ бесполезной! ¬озможно это был молодой парень, лет 18-ти, с проблемой общени€?!  Ћибо женщина, лет 30-ти, уставша€ от своих детей?! —ейчас образ этих двух героев, которые решились доверитьс€ мне (—пасибо им за это ќ√–ќћЌќ≈!) смешалс€ в одну расплывчатую картину. » потек мокрыми красками, сделав ее мутной и неопр€тной!


Ќо суть не в этом! ћой дебют произошел абсолютно неожиданно! Ќа тот момент € училась курсе на третьем. ћы как раз проходили предмет "психологическое консультирование" и € была вдохновлена будущими профессиональными победами! ¬дохновлена, но не меньше напугана! »бо годы шли, а €сного представлени€ „“ќ делать с клиентом так и не по€вл€лось? ќставалось наде€тьс€, что нас, нерадивых студентов, от этой информации пока оберегают! » се€ тайна будет раскрыта курсе на четвертом! ¬ крайнем случае п€том! »наче совсем  ј–ј”Ћ!
ј пока оставалось мучатьс€ вопросами: что такое консультаци€ и как консультировать клиента не подгл€дыва€ в конспект?! „то делать, если клиент посмеет задать вопрос, ответа на который нет даже в конспекте! » хоть он (конспект) был обнадеживающе толстый, из написанного € €сно помнила только одно -  —ќ¬≈“џ психологи ни в коем случае не дают! ќни –≈ ќћ≈Ќƒ”ё“! –азницу € тогда плохо видела! Ќо пон€тно было одно - за базаром надо следить!


 роме того € несколько дней назад сходила на первую трехдневку в обучающую программу по гештальт-терапии. Ќо там и подавно ничего не пон€ла. ћы сидели большим кругом в ободранной комнате и тренера нам говорили, что плохое помещение во многом указывает на профессионализм ведущих!  ј т.к.других критериев профессионализма психологов € не знала, то пришлось поверить на слово!))) ≈щЄ € успела поработать клиентом! ћне действительно никто ничего не советовал. —о мной просто ѕќ√ќ¬ќ–»Ћ», после чего мне стало легче! ћистика - да и только!


Ќо вернЄмс€ к моему первому клиенту! “оли мужчине , толи женщине. Ќепон€тного возраста, но точно пугающей наружности!
ѕервый клиент, застал мен€ врасплох! ќн был как снег на голову в апреле: вроде €вление возможное и так бывает, но все-таки это апрель! » € сразу же допустила все ошибки новичка, аккуратно запротоколированные в моем конспекте!


¬о-первых, € с перепугу согласилась консультировать его тут же - не отход€ от кассы! ѕрактически в том же месте, где он умудрилс€ ко мне подойти со своей проблемой! » не то, чтобы решение проблемы не терпело отлагательств или человек был в сложном состо€нии! Ќо кто ж на такое обращает внимание, когда речь идЄт о заветном первом разе?!


¬о-вторых, мы не договорились ни про врем€, ни про формат нашей встречи. ќ том, что есть ещЄ целый набор рамок (правил в отношени€х психолог/клиент), упакованных в вместительную коробку под названием  "сэтинг", € и подавно не помнила!


¬-третьих, дл€ консультации € нашла первое попавшеес€ место. » оно само по себе было одной сплошной  ј“ј—“–ќ‘ќ…! ќно оказалось на проходе в темном углу! ќттуда сквозило и все врем€ кто-то ходил!    слову - это был ночной клуб в преддверии открыти€! ѕоэтому суеты там было много, а освещени€ совсем мало! ј то, которое было преимущественно диодное!


¬-четвертых, € ќ„≈Ќ№ старалась! “ак старалась, что не слышала ничего из того, что мне вещал клиент. ј переспросить или сказать, что € не успеваю за его темпом, было не удобно. ’от€ не удобно - не то слово! "ƒј∆≈ ¬ √ќЋќ¬” Ќ≈ ѕ–»ЎЋќ" - вот правильна€ формулировка моего состо€ни€! ¬ конспекте - то было написано, что психолог - тоже "Ћёƒ№"! ќн может не успевать, чего-то не слышать. » даже! ќ √осподи!!! „его-то не знать!!!! Ќо, кто ж об этом вспомнит, когда у теб€ твой первый раз в самом разгаре?!


¬-п€тых, конечно же € выключила все чувства! ј чего им как назойливым мухам мешать мне работать?! я что,  бо€тьс€ пришла или человеку  хорошему судьбу подлатать за часик?! ¬от и заснули они послушно, пока € в прострации сидела! — каменным лицом, но зато умным видом! Ќе помню, было ли указано в конспекте, что чувствительность нужно развивать? Ѕыло ли черным по белому написано, что научитьс€ ѕ–ќ∆»¬ј“№ различные эмоции можно только укрепив их переносимость психикой! ј сделать это реально только каждодневными тренировками своей не окрепшей чувствительности! “очно помнила, что "плохих" чувств не существует! Ќо, что это св€тое знание не защищает от полного обесчувствовани€, на лекции видимо умолчали!


¬-шестых, € естественно не видела перед собой живого человека. Ќа его месте был конспект, надписи в котором € все равно не могла разобрать!


я плохо помню, как мы закончили, но хорошо помню свое облегчение в конце! я не знаю стало ли проще моему клиенту от нашей беседы (я честно поделилась с ним ¬—≈ћ» своими книжными знани€ми по этой теме), но теперь понимаю, чем могу оправдать ту 19-летнюю  атю в своих нынешних глазах.
* я очень старалась. Ёто мен€ в итоге и погубило. Ќќ!!! я искренне хотела помочь человеку, но не знала как!
* я хорошо помнила принцип психологической работы - "Ќ≈ Ќј¬–≈ƒ»"! ѕоэтому € не делала никаких интервенций и грубых вмешательств. Ќе оценивала и не критиковала клиента. Ќо самое главное - € не лезла в √Ћ”Ѕ»Ќ”, а бесполезно моталась по поверхности. ¬ случае с начинающим психологом - это ќ„≈Ќ№ здравый подход!
* ѕосле своей первой консультации € разыскала преподавател€ по психологическому консультированию и рассказала ей про мой первый опыт. ” мен€ был р€д вопросов. я их задала. —амый главный из них - почему € тут же забывала о чем мне рассказывал клиент? я хорошо помню ответ преподавател€. ќн мен€ очень поддержал. "- Ёто нормально,  ат€,- сказала она, - со временем ты научишьс€." » € ей поверила!
¬от так, не идеально началс€ мой профессиональный путь!


ѕочему € вспомнила эту историю? —ейчас € много думаю о том, как станов€тс€ хорошими психологами? “ем более, что всегда будут возникать зоны, где ты новичок! » вспомина€ свой опыт, мой рецепт такой:

  • - ты имеешь смелость начать;
  • - ты замечаешь свои ошибки, но не казнишь себ€ за это;
  • - ты позвол€ешь себе бо€тьс€ и сомневатьс€;
  • - ты просишь поддержки у старших товарищей и коллег;
  • - ты не перестаешь обучатьс€ никогда;
  • - ты не обучаешьс€ в ущерб практической де€тельности;
  • - ты даЄшь врем€ стать себе специалистом, но не игнорируешь свой реальный размер;
  • - ты не ставишь свои амбиции выше человека, сид€щего перед тобой!

психолог
добавить психолога в избранные

комментарий
  понравилась публикаци€?  

Ѕесплатна€ рассылка интересностей!

 
стать€ по психологии nachinayushim-psihologam ’ороший психотерапевт знаетЕ

–еально работающий, это тот, кто может себе позволить не быть у себ€ Ђпациентом номер одинї, и работать с за€вкой пациента...

стать€ по психологии nachinayushim-psihologam «ачем живЄм на этом свете?..

ѕроблема эта настолько актуальна, что в прошлом веке возникла экзистенциальна€ психотерапи€ Ч самосто€тельное направление, став€щее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей...

¬се публикации раздела Ќачинающим психологам >>

 
 омментарии к "’ороший психолог: с чего начать?"

ещЄ нет комментариев...


„тобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr