Как критиковать так, чтобы не ранить человека?
Часто критику воспринимают как нечто исключительно негативное и ранящее. На самом же деле, за желанием критиковать может лежать как любовь к другому, так и желание уничтожить другого. Поэтому, прежде, чем высказать критическое замечание, следует остановиться и спросить себя:
- почему я хочу сказать что-то неприятное другому человеку?
- какое чувство стоит за этим намерением? Зависть, гнев, любовь?
- если я скажу об этом человеку, мое замечание будет для него полезным? Я сделаю это для мести или чтобы снять напряжение? Или же мне действительно нужно защитить себя в данной ситуации?
Здесь есть 2 аспекта: 1)важно понять, что мной руководит, когда я хочу сделать замечание другому и что мне это даст; 2)какую пользу даст другому человеку мое замечание? Чем это будет полезным для наших отношений?
Если в этом есть ясность, и я понимаю, что мое замечание действительно имеет смысл, то следующим аспектом являются условия, в которых нужно сказать замечание. По возможности, нужно говорить человеку об этом наедине, потому что критика является интимным (глубоко личным) процессом - так человек будет менее болезненно реагировать на критику. Хотя это зависит от ситуации: если человек делает что-то неподобающее в коллективе, группе, то здесь может быть полезным как раз групповая обратная связь о его поведении.
Также не менее, важным аспектом является форма, в которой говорится замечание. Чтобы критика не выглядела как обесценивание его личности и его достоинства, нужно обратить внимание на такие аспекты:
Підберіть психолога для пар онлайн або в містах України.
- отделить самого человека от его поведения. Говорить не о том, что ты раздражаешь всех, а о том, что ты ОК, но то, что ты делаешь, вызывает у меня раздражение.
- говорить более конкретно, в связи с какой-то ситуацией. То, как ты сделал, сказал вчера или только что, меня ранило.
- говорить о своих чувствах, показывая, что это проблема моя, а не данного человека. "То, как ты относишься к своим коллегам, меня цепляет, ранит, заставляет гневаться. И я вижу в этом свою проблему". Дальше не всегда нужно продолжать, углубляться в эту тему. Сразу же стоит переключиться на другую тему в разговоре. Конечно, если человек начинает говорить об этой проблеме, то можно выслушать его и дать ответ на вопрос, чего бы мне хотелось (но не в форме "ты должен делать вот так!" , а "мне бы хотелось").
- говорить о положительных сторонах или заслугах человека - целостный взгляд на человека смягчает у него степень дискомфорта от критики. "Ты очень хорошо умеешь делать то-то и то-то или ты очень чуткий и ответственный, и я хотел (-а) бы, чтобы ты уделил ещё этому внимание".
Конечно, есть люди, которым сложно принимать обратную связь о том, что они делают на работе, по дому или где-то ещё. И это зависит от его (её) самооценки, поэтому сам факт критики может загнать человека в чувство вины или стыда, пробудить гнев. Также бывают ситуации, когда человек нарушает Ваши границы и здесь уже может быть действительно полезным выражение гнева в его сторону (так сказать, по-хорошему не доходит). В большинстве случаев умение экологично (бережно) критиковать может сделать более комфортным общение и сотрудничество с другим человеком. Но, опять же, не стоит ставить себе целью изменить другого человека - это, как минимум, может быть безуспешным процессом. В некоторых ситуациях стоит разорвать отношения с человеком, а в некоторых стоит изменить себя (что может действительно быть полезным). Это во многом индивидуально и зависит от конкретного случая.
Опубликовано 2020-12-02 в 21:00:39
Опубліковано на сайті 02-12-2020