Как "работает" метод символдрама
Пример из практики как «работает» по метод символдрама.
Хочу поделиться случаем из практики успешной работы метода символдрама.
Ко мне обратилась за консультацией женщина, ее беспокоило поведение сына. С ее слов, 17-летний Д. с каждым годом становился все более безответственным и безынициативным, был малообщительным, и в последнее время стал обманывать ее. Мальчик учился в техникуме, проблемы особенно усугубились в последний год – он не мог сосредоточиться на задании, выполнить работу до конца. Начинал и бросал, иногда вообще не мог заставить себя начать, стал прогуливать занятия, проявлять чрезмерную стеснительность в общении со сверстниками. Честно говоря, когда она мне по телефону описала свои наблюдения, я посоветовала ей консультацию психиатра, чтобы исключить психопатологию. Психиатр патологию не выявил, и они пришли ко мне.
После первой встречи – знакомства и установления контакта, я дала тест-мотив «Дерево». Дерево у него в образе было крепкое, зеленое, сильное, но наверху сидел черный ворон. Этот ворон не давал мальчику покоя, и он залез на дерево, чтобы прогнать его. Ворон больно клюнул Д.и улетел. После, при обсуждении образа, Д. сказал, что дерево ему очень понравилось, но все портил ворон. Ворон в его интерпретации – это образ всего плохого в его жизни. Как в дальнейшем выяснилось, это конфликт мальчика с одногруппником. В лице одногруппника Д. объединил тот тип людей, которые насмехались, зло подшучивал над ним и раньше в школе, и теперь, в техникуме, что отрицательно сказывалось на самооценке мальчика. В следующем мотиве, «опушка леса» ,из леса вышел медведь и, несмотря на то, что Д. был положительно настроен к нему, медведь зло рыкнул, что испугало и обидело Д. В дальнейшем, мы выяснили, что это был образ отца, который своими, иногда неожиданными эмоциональными реакциями в сторону Д. (что было следствием конфликтов с матерью Д.) так же заставлял чувствовать мальчика каким- то неполноценным, ни на что не годным, что Д., конечно же, и «подтверждал» своей плохой успеваемостью. Позже, конфликт с отцом был проработан в мотиве «Озеро». После чего, в реальной жизни, Д.решился на откровенный разговор с отцом о своих чувствах, переживаниях, что заметно улучшило дальнейшие взаимоотношения с отцом и повлекло открытость с проявлением позитивных чувств. Отец признал, что конфликты с сыном были следствием нестабильных отношений отца с матерью Д. Отношения Д. с отцом стали более доверительные и эмоцильнально насыщенные. В хорошем смысле ). Был проведен еще один мотив – «Дом». Причем, дом возник у мальчика в процессе прохождения мотива « луг». Дом был заброшенный, такой, как-будто его давно забросили. Хозяева уезжали в спешке. Д. увидел в доме себя, маленького, пятилетнего. При анализе этого образа, мальчик вспомнил случаи, когда родители часто вечером уходили в гости, оставляя его одного. Ему было очень страшно, он боялся даже пошевелиться, жизнь для него останавливалась до возвращения родителей. Вскоре родители заметили, что Д. боится, и перестали оставлять его одного. Но страх остался. На мое предложение Д.подойти к себе маленькому, обнять, успокоить, объяснить, что родители делают это не нарочно, и больше этого не повторится, он все сделал как я ему посоветовала. Это был очень важный момент в терапии. Я уже заметила, когда клиент возвращается в травмирующую ситуацию, общается с собой маленьким, в его реальной жизни происходят просто чудеса. Этот случай из практики был очередным подтверждением этих моих наблюдений.
Не буду описывать все сеансы, взяла самые значимые. Терапия заняла месяца 3. В это период Д. сам вовремя сдал курсовую, пошел на курсы спасателей, что предполагало тесное общение с новыми людьми, преодоление страха высоты (нужно было подниматься по лестнице на верхние этажи зданий) и много других испытаний. У него появилась девушка:).
Підберіть для себе психотерапевта онлайн або в містах України.
Так, вроде, человек посмотрит - при чем тут образы, медведи, вороны, избушки? Какое отношение к реальности? До конца сама не понимаю. Но это работает! Причем, в довольно короткие сроки, можно «выкопать» самые ранние травмирующие события. Те кирпичики, из которых строится целый дом нашей искалеченной личности. Пережить их – значит заменить «больные кирпичики» на здоровые, получить ресурсную энергию, повысить уровень своего психического благополучия и качества жизни.
Конечно, не всегда так все удачно и быстро происходит. Мальчику 17 лет всего, в 40 это может занять больше времени. У него прекрасно было развито воображение, он мастерски трактовал свои образы (находил соответствие с реальностью). В любом случае, даже прохождение того или иного мотива, дает положительный эффект, ресурс, энергию, заметно повышает эмоциональный фон, даже если вы вообще не поймете – что это все было).
Опубліковано на сайті 09-09-2009